Иван Матвеевич Борецкий, более
известный под своим монашеским именем Иов, был одним из просветителей и
церковных полемистов, отстаивавших права и свободу православной церкви
после принятия большей частью ее высшей иерархии в 1596 г. Брестской
унии. Главной его заслугой было восстановление Киевской православной
митрополии, ставшей центром консолидации и подъема духовных сил на
украинско-белорусских землях, которые в первой половине XVII в. входили в
состав Польско-Литовского государства — Речи Посполитой.
Родился И. Борецкий в галицийском селе
Бирче (теперь Львовской области) около 1570 г. или несколько ранее. О
его родителях сведений не сохранилось, но, судя по всему, они были
людьми достаточно просвещенными. Где получил образование И. Борецкий,
неизвестно. Вероятно, судя по его глубоким познаниям в области западного
богословия и философии, он учился в одной из католических коллегий или
даже университетов. С юных лет И. Борецкий оказался в атмосфере
ожесточенной борьбы, охватившей украинско-белорусские и, прежде всего,
западноукраинские земли в связи с вопросом об унии православной церкви
(в пределах Речи Посполитой) с католическим Римом. Вопрос этот
поднимался задолго до Брестского собора 1596 г.
Высшая церковная иерархия Украины и
Белоруссии склонялась к принятию власти Ватикана, что обеспечило бы ей
более прочные позиции в Польско-Литовском государстве. К тому же прямое
подчинение папскому престолу делало церковных иерархов независимыми от
православных братств, набиравших во второй половине XVI в. силу в
украинских городах и прежде всего во Львове.
Братства и рядовое духовенство, в
особенности монашество, а также часть православной шляхты и даже
некоторые аристократы, как, например, князь Константин-Василий
Острожский, выступали против унии. Особенно яростно боролся с унией
известный западноукраинский полемист и аскет Иван Вишенский, с которым в
молодые годы И. Борецкий довольно тесно общался. Однако, разделяя
убеждения своего старшего друга и духовного наставника, не принимая идею
подчинения православной церкви папскому престолу, Борецкий в то же
время не отрицал необходимости конструктивного диалога и открытого
контакта с католиками для обогащения отечественной культуры достижениями
западной цивилизации.
С момента открытия во Львове в 1586 г.
православной братской школы И. Борецкий был привлечен к ее работе.
Первый ректор этого учебного заведения, грек Арсений Еласонский, собрал
известных ученых, преподавателей, которые, используя возможности
типографии львовского братства, развернули широкую издательскую
деятельность. Именно такое сочетание педагогической,
богословско-литературной работы с книгопечатанием и является
отличительной чертой киевского духовного центра, у истоков которого
стоял И. Борецкий.
В 1604 г. И. Борецкий стал ректором
Львовской братской школы, занимая антиуниатскую, но в целом толерантную
по отношению к католицизму позицию. Однако после Брестского собора
последовали массовые гонения и было ясно — развитие православной
культуры на западноукраинских землях на данном этапе усложняется.
Притеснения вынуждали преподавателей принимать унию, а то и переходить в
католичество, либо уезжать на восток, прежде всего в Киев, где давление
было менее сильным. В 1610 г. Борецкий переезжает в Киев, открывая, как
священник, приходскую школу. Он быстро входит в круг образованных людей
города, связанных с киевским братством, Киево-Печерской лаврой и
увлекает их идеей открытия школы высшего типа, по примеру той, которой
он руководил во Львове. Эта мысль встретила понимание.
Сразу же возникли основные вопросы — о
кадровом обеспечении будущей школы и средствах на ее содержание. Сложнее
было решить финансовый вопрос, поскольку к тому времени многие знатные
фамилии Украины, в том числе и потомки прославленного мецената
Константина-Василия Острожского, уже приняли католицизм.
Источником существования киевского
братства были пожертвования в прежде всего мещан — ремесленников,
торговцев, промысловиков, а также монастырей, духовенства, зажиточных
казаков и верных православию мелкопоместных шляхтичей. Так,
состоятельная православная дворянка Галшка Гулевичевна, жена киевского
подчашего и мозырского маршалка Стефана Лозки, пожертвовала Киевской
братской школе на Подоле свою усадьбу с земельным участком, а также
средства на содержание учителей. Благодаря этому братская школа получила
собственное помещение.
Первым ректором Киевской братской
школы, открытой в 1616 г., стал И. Борецкий, к тому времени уже
известный в православных кругах ученый и писатель-полемист. Рядом с ним
были такие крупные деятели украинской культуры того времени, как сын
бывшего ректора Острожской коллегии Герасима Смотрицкого — Мелетий
Смотрицкий, автор известной церковнославянской грамматики, также поэт
Кассиан Сакович. Оба они после И. Борецкого руководили организованной им
школой: первый в 1619–1620, а второй в 1620–1624 гг.
Деятельность этих первых трех ректоров,
прежде всего самого И. Борецкого, определила уровень Киевской братской
школы как учебного заведения высшего типа и заложила основы дальнейшего
ее подъема. В Киеве в те годы были сосредоточены лучшие культурные и
научные силы всего восточнославянского мира — Елисей Плетенецкий,
Захарий Копистенский, Тарасий Земка, Лаврентий Зизаний, Памво Беринда.
Среди преподавателей преобладали монахи, но были и светские люди. В Киевской школе, как это было принято во всех православных братских школах, учились дети разных сословий.
Возглавляемая И. Борецким деятельность
братской школы была тесно связана с культурно-просветительским кружком
Киево-Печерской лавры, которым руководил высокообразованный архимандрит
Елисей Плетенецкий. Именно ему удалось добиться от королевского
правительства подтверждения ранее полученных этой обителью прав и
привилегий. Е. Плетенецкий собрал богатейшую библиотеку. Ходатайствами
этого архимандрита в 1615 г. в лавре была открыта типография, которую
возглавил Памво Беринда — лингвист, писатель, переводчик и печатник,
получивший почетный титул «архитипографа церкви Российския». Характерно,
что первой книгой, которая вышла из типографии Киево-Печерской лавры в
декабре 1616 г., было пособие для учеников братских школ — «Часослов».
Подъем образовательной и издательской
деятельности в Киеве происходил на фоне обострения социально-церковной
борьбы в Польско-Литовском государстве и международной обстановки в
Восточной Европе. Поражением закончилась попытка поляков посадить на
трон Московского царства сына короля Сигизмунда III королевича
Владислава (будущего короля Владислава IV), но последний продолжал
бороться за царский венец.
В 1618 г. польские войска подступили к
Москве, но оказались в трудном положении. Королевич был спасен только
благодаря энергичным действиям запорожского гетмана Петра Сагайдачного.
После этого события популярность вождя украинских казаков,
прославленного своими победами над татарами и турками, значительно
усилилась. Зимой с 1617 на 1618 г. в Киеве были антиуниатские
выступления горожан, поддержанные запорожскими казаками.
Эти и другие события заставили
Сигизмунда III в 1618 г. выдать грамоту с гарантиями прав православных
жителей Киева. Горожане несколько успокоились, однако сама по себе эта
грамота мало что значила, поскольку официально православная церковь
польскими властями оставалась непризнанной.
В 1618 г. И. Борецкий, передав
руководство братской школой М. Смотрицкому, принял монашество и был
избран игуменом ведущего в пределах Киева (лавра находилась за чертой
города) Михайловского Златоверхого монастыря. Его жена также приняла
постриг в одной из расположенных неподалеку от Михайловского монастыря
женских обителей. Самые теплые отношения они сохраняли до последних дней
своих. Из Москвы через Киев на Ближний Восток
возвращался Иерусалимский патриарх Феофан и этим случаем для
восстановления Киевской православной митрополии грех было не
воспользоваться.
В августе 1620 г. в Киево-Печерской
лавре состоялось тайное совещание представителей православных общин и
монастырей Польско-Литовского государства, где было решено просить
патриарха высвятить И. Борецкого на православного митрополита Киевского.
Прибывший в Киев Феофан сначала боялся пойти на такой решительный шаг
из страха перед возможной местью со стороны поляков. Но П. Сагайдачный
гарантировал патриарху безопасность силами казаков и тот решился на этот
акт.
В сентябре 1620 г. патриарх Феофан, с
разрешения вселенского патриарха, при участии еще двух высоких иерархов
восточной церкви — митрополита Софийского Неофита и епископа
Страгонского Авраамия, под охраной казаков в храме Братского монастыря
рукоположил на митрополита Киевского и Галицкого Иова Борецкого.
Поскольку старейший из сохранившихся в городе после монгольского
нашествия киевский Софийский собор находился в руках униатов, местом
пребывания митрополита стал расположенный неподалеку Михайловский
Златоверхий монастырь.
Возрождение православной Киевской
митрополии повысило значение Киева как центра всего
украинско-белорусского православия. Именно в то время начала
формироваться традиция величать Киев «Вторым Иерусалимом». Одним из
первых так стал называть город в своих посланиях И. Борецкий.
Католики и униаты при всем их
негодовании не смогли воспрепятствовать восстановлению православной
Киевской митрополии. Папа обратился к королю с призывом наказать нового
митрополита и епископов, но польские власти не решились предпринять
каких-либо действий, зная, что тем самым спровоцируют выступление
украинского казачества. А в поддержке Войска Запорожского король остро
нуждался в предстоящей широкомасштабной войне с турками. Положение
Сигизмунда III усугублялось еще и тем, что в большом сражении на
Цецорских полях осенью 1620 г. польские войска потерпели поражение и
теперь на карту было поставлено само существование Речи Посполитой.
В июне 1621 г. казаки на своем совете,
который проходил с участием православного духовенства во главе с Иовом
Борецким, приняли решение выступить на помощь польскому войску против
огромной турецкой армии при условии официального признания
Польско-Литовским государством восстановленной православной церкви.
Сорокатысячное украинское войско во главе с гетманом П. Сагайдачным,
соединившись с уступавшей ему численно польской армией, в тяжелых боях
под Хотином в сентябре того же года остановило турецкое наступление.
Однако эта победа стоила гетману Сагайдачному жизни. Возглавляемая
И. Борецким Киевская митрополия осталась без влиятельного заступника и
покровителя.
Турецкая угроза заставила польскую
сторону пойти на компромисс. Сейм и польское правительство примирились с
существованием восстановленной православной митрополии, хотя не
признали ее официально. Не решил эту проблему и сейм, созванный в
1623 г. Его депутаты высказались за проведение совместного собора
православными и униатами для преодоления существующих между ними
расхождений. Однако противоречия между сторонами были столь
принципиальны (догматика, независимость или подчинение папе римскому),
что снять их было невозможно.
При таких условиях православные
украинско-белорусских земель, а в особенности Киева, еще более
сплотились вокруг возглавляемой И. Борецким митрополии, в которой видную
роль играл и архимандрит Киево-Печерской лавры Е. Плетенецкий. Вместе
они приложили немало усилий для консолидации в Киеве ведущих
представителей православной культуры Украины, развития образования и
противостояния католическо-униатскому наступлению. Важной в этой связи
была публикация в 1621 г. иеромонахом Киево-Печерской лавры Захарием
Копистенским (с 1624 г., после смерти Е. Плетенецкого, архимандрита)
«Полинодий» (что означает «Возвращение на старый путь» всех, кто принял
униатство). В другой своей «Книге о единой вере» он защищает православие
от протестантизма, достаточно распространенного к тому времени в
Польше, Литве и западных землях Украины и Беларуси. Все эти труды были
созданы под влиянием духовного общения с И. Борецким. В течение 1620-х
годов в Киеве создавалась и так называемая Густинская летопись — история
Руси-Украины с древнейших времен. Ее наиболее вероятным автором
считается тот же 3. Копистенский, однако трактовка отечественной истории
характерна для всего круга православных просветителей Киева, лидером
которых был митрополит Иов Борецкий.
В начале 1621 г. И. Борецкий созвал в
Киеве поместный собор для обсуждения задач, стоявших перед митрополией. В
решениях этого собора речь шла о необходимости усиления
проповеднической деятельности, в частности направленной против
униатско-католической пропаганды, печатании книг с обоснованием и
защитой истин православия, об усилении братских школ и развитии прямых
связей с христианскими центрами Востока, прежде всего Афоном.
В конце апреля того же года
представители православного духовенства сделали достоянием гласности
написанную И. Борецким «Протестацию и благочестивую юстификацию» —
публицистически-историческое произведение, в котором обосновывалась
законность и правомерность восстановления православной иерархии.
Православные все более обретали уверенность в борьбе, и 1622 г. были
зафиксированы новые вооруженные стычки киевлян против униатского
духовенства.
В своей борьбе с притеснениями со
стороны католиков и униатов православные силы Украины рассчитывали на
помощь Московского государства. Между митрополитом Киевским и Кремлем
были установлены регулярные контакты и переписка. В 1624 г. И. Борецкий,
после того, как проблема легализации православной церкви в очередной
раз не получила разрешения на сейме, по просьбе казаков поставил перед
царским правительством вопрос о переходе Войска Запорожского в
подданство Москвы. Но царское правительство не отважилось на этот шаг,
считая себя не готовым для войны с Речью Посполитой. Весной 1630 г.
И. Борецкий через своих послов снова поднимал вопрос о переходе сечевого
войска под московский протекторат, однако эти переговоры реальных
последствий также не имели.
И. Борецкий прекрасно понимал
необходимость освоения достижений западной культуры и проведения
глубоких преобразований в жизни православной церкви. Но существовала
проблема: в какой форме осуществить адаптацию культурно-образовательных
достижений Запада, не ущемляя при этом православие? Решение этой задачи
связано с именем преемника скончавшегося 12 марта 1631 г. И. Борецкого,
нового Киевского митрополита Петра Могилы. |