Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 года.
О своем отце, Константине Гайвазовском
(так вначале произносилась и писалась эта фамилия), художник позднее
вспоминал: «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими
братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии,
занимаясь торговлею. Затем, переселясь в Крым, Айвазовский-отец лишился
здесь большей части своего состояния вследствие чумы, свирепствовавшей в
Феодосии в 1812 году. В эпоху рождения младшего своего сына Константин
Айвазовский был далеко не богат, поддерживая семейство хождением по
тяжебным делам и незначительными торговыми оборотами, имея, однако же,
собственный домик в Феодосии». С веранды этого дома открывался вид —
небо, море и корабли.
Рисовать Иван Айвазовский начал очень
рано, и почти сразу — вполне «по-взрослому». «Первые картины, виденные
мною, когда во мне разгорелась искра пламенной любви к живописи, были
литографии, изображавшие подвиги героев в исходе 20-х годов, сражающихся
с турками за освобождение Греции. Мысль об этой великой стране часто
посещала меня в виде битв на суше и на море», — напишет он впоследствии.
Дальнейшие события развивались
стремительно — рисунки попались на глаза городскому архитектору Коху,
другу Константина Айвазовского. Изумленный и восхищенный Кох представил
юного художника (вместе с его работами) градоначальнику Феодосии
И. А. Казначееву. Казначеев был поражен не меньше Коха. Иван Айвазовский
получил в подарок от градоначальника акварельные краски, пачку хорошей
рисовальной бумаги и (пожалуй, самый ценный подарок) — дружбу и
покровительство всей семьи Казначеевых.
Вскоре И. А. Казначеев был назначен
таврическим губернатором. Вместе с его семьей, перебравшейся теперь в
Симферополь, уехал из Феодосии и Иван Айвазовский. В Симферополе он был
определен в гимназию. И. Гросс, преподававший здесь «рисовальное
искусство», определил дарование мальчика как «превосходное».
В Симферополе Иван Айвазовский
знакомится с семьей Нарышкиных. Общее восхищение его рисунками так
велико, что Н. Ф. Нарышкина посылает некоторые из них в Петербург
архитектору Тончи для представления их в Академию художеств. Резолюция
президента Академии гласила: «Поелику молодой Гайвазовский, верно, не
имеет тех познаний, которые определены законом для принятия в казенные
ученики Академии, между тем оказывает большую способность в живописи, по
мнению моему, весьма бы полезно было его сперва определить в Академию
казенным пенсионером и образовать его сперва здесь, а не в Италии, куда
его можно будет послать лет через шесть».
Итак, в 1833 году, Иван Айвазовский,
которому едва минуло 16 лет, прибывает в Петербург. В Академии художеств
он был определен в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева, который,
между прочим, был автором первых русских марин и морских баталий. Из
мастерской Воробьева вышло несколько выдающихся художников-маринистов,
но Иван Айвазовский среди них, безусловно, первый.
Учился Иван Айвазовский легко и
охотно, внимательно и восхищенно изучал творчество своих великих
предшественников и современников — пейзажиста Сильвестра Щедрина, Карла
Брюллова, Федора Бруни. В 1835 году 18-летний воспитанник Академии
оказался втянутым в целую интригу, имеющую отношение не только к
искусству. Дело было так.
В Петербург по приглашению Николая I
приехал парижский маринист Ф. Таннер. Был он далеко не бездарен, но,
пожалуй, главную притягательную силу в глазах публики ему придавали
Париж и императорское приглашение. Так или иначе, Таннер очень скоро
оказался просто завален заказами и попросил Академию художеств дать ему
помощника. Этим помощником и стал Иван Айвазовский. По-видимому,
отношения между петербургской знаменитостью и его подручным складывались
достаточно ровно. Однако вскоре разразилась катастрофа — Айвазовский
представил на академическую выставку «Этюд воздуха над морем». Сделано
это было без согласования с Таннером, и парижский маринист пожаловался
самому императору, обвинив своего помощника «в нарушении дисциплины». По
тем временам такое обвинение было угрожающим. За талантливого молодого
художника вступились И. А. Крылов, В. А. Жуковский и все профессора
Академии художеств. В итоге Иван Айвазовский был, что называется,
полностью оправдан, а роковой «Этюд» даже приобрели для Зимнего дворца.
Слава Ивана Айвазовского неуклонно
растет. Он знакомится с М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, И. А. Крыловым,
В. А. Жуковским, В. Г. Белинским. Одновременно Айвазовский много
работает, регулярно выставляется на академических выставках. На одной из
них молодой художник был представлен А. С. Пушкину.
В 1837 году Совет Академии художеств
постановляет: «Как 1-ой ст. академист, Гайвазовский удостоен к получению
за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой
степени, с которой сопряжено право путешествия в чужие края для
усовершенствования». Однако пока Иван Айвазовский едет на два года в
Крым. «По истечении же двух лет» решено «отправить его за границу, куда
будет признано от Академии полезнейшим».
Похоже, задержка заграничной
командировки не слишком огорчает 20-летнего академиста. В 1838 году он
без лишней спешки отправляется в родную Феодосию. По дороге Айвазовский
посещает Г. С. Тарновского в его знаменитой Качановке, на Черниговщине,
где в это время как раз гостил Глинка, с которым художник познакомился
еще в Петербурге.
Собственно, от Айвазовского требуется
регулярно появляться в Петербурге и отчитываться перед Академией, однако
Крым так прекрасен, особенно на фоне воспоминаний о промозглой
осенне-зимней столице, что у художника не возникает никакого желания
возвращаться туда, даже ненадолго. К счастью, с Академией удается
договориться, и Айвазовский оседает в Феодосии на два года. Среди
многочисленных картин, над которыми он работал в этот период, — «Десант в
Субаше». Художник принимал участие в этой военной операции, во время
которой ему удалось познакомиться с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым и
П. С. Нахимовым — будущими героями Крымской войны.
В 1840 году Иван Айвазовский
возвращается в Петербург и привозит с собой работы, выполненные за два
года, в том числе «Десант в Субаше». Профессура Академии художеств
выражает свое полное одобрение, и в том же году молодой художник
отправляется за границу.
Маршрут заграничной командировки Ивана
Айвазовского впечатляет. Особое внимание уделяется, конечно, Италии —
Венеция, Рим, Болонья, Сорренто, Амальфи, Неаполь. В Венеции художник
знакомится с Н. В. Гоголем, в Риме — с А. А. Ивановым. Обилие
впечатлений и новых знакомств не оставляет, казалось бы, никакого
времени для работы. Однако Айвазовский каким-то чудом успевает все — в
1840 году он создает 13 больших картин, в 1841-м — 7, в 1842-м — 20; при
этом сравнительно небольшие работы, написанные за два-три дня, художник
просто не учитывает. Он устраивает выставку своих произведений в Риме —
и одновременно посылает картины в петербургскую Академию.
Современников поражала не только
потрясающая работоспособность Ивана Айвазовского, но и его творческая
щедрость, иначе говоря — легкость, с которой он создавал свои
произведения. Тот же Александр Иванов, проработавший всю жизнь над
единственной картиной, писал, как кажется, не без зависти: «Айвазовский
работает скоро, но хорошо, он исключительно занимается морскими видами, и
так как В этом роде здесь нет художников, то его заславили и
захвалили»; и в другом месте: «Айвазовский человек с талантом. Его „День
Неаполя" заслужил общее одобрение в Риме: воду никто так хорошо здесь
не пишет». А вот свидетельство другого участника событий, Ф. Иордана:
«Едва приехав в Рим, он написал две картины: „Штиль на море" и меньшего
размера „Буря". Потом явилась третья картина — „Морской берег". Эти три
картины возбудили всеобщее признание Рима и гостей его. Множество
художников начали подражать Айвазовскому; до его приезда в Рим не была
известна морская живопись, а после него в каждой лавочке красовались
виды моря „а-ля Айвазовский". Его слава прогремела по всей Европе. Даже
самонадеянный Париж восхищался его картинами, одна из которых,
изображавшая восход или закат солнца, была написана до того живо и
верно, что французы сомневались, нет ли тут фокуса, нет ли за картиной
свечи или лампы».
В Париж Айвазовский отправился в 1842
году; затем были Лондон, откуда он возвратился в Италию морем, через
Лиссабон, Кадикс, Малагу, Гренаду и Марсель. Не задержавшись в Риме,
художник отправляется на о. Мальту. В 1843 году — снова Италия, в 1844
году — снова Париж, откуда на этот раз Айвазовский едет в Нидерланды и
ненадолго задерживается в Амстердаме — ему присуждается звание почетного
члена Амстердамской академии художеств. Всего в паспорте неутомимого
путешественника набралось 135 виз. И везде — работа, везде — выставки,
везде — ошеломляющий успех.
«Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон,
Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями, и внутренне я не
мог не гордится моими успехами в чужих краях, предвкушая сочувственный
прием на родине», — писал художник впоследствии.
В 1844 году Айвазовский возвращается в
Петербург. Его ждет триумф. Его единогласно возводят в академики. В
1847 году он становится профессором Академии художеств (тогда это звание
было выше звания академика). «Академик Иван Айвазовский необыкновенными
успехами в искусстве и многими истинно прекрасными творениями по части
живописи морских видов заслуживает возведения в звание профессора по
этому виду художеств», — гласило официальное постановление Академии. Все
убеждены в его блестящей карьере при Главном морском штабе, куда он был
определен «с званием живописца сего Штаба, с правом носить мундир
Морского министерства с тем, чтобы звание сие считать почетным». Иван
Айвазовский — самый известный и, не побоимся этого слова, самый модный
художник России. Он всемирно знаменит и всемирно признан. Ему только 30
лет.
Но в 1848 году Айвазовский возвращается в Феодосию — навсегда.
Такое решение многим показалось
странным. Но, так или иначе, художник строит в родном городе дом и
мастерскую — ту самую, в которой будут созданы «Георгиевский монастырь» и
«Девятый вал», «Черное море» и «Радуга», и, наконец, «Среди волн». «Мой
адрес всегда — город Феодосия» — напишет он в одном из писем.
Феодосия многим обязана Айвазовскому.
Городской концертный зал и Археологический музей, разросшийся порт и
даже железная дорога — во всех этих проектах художник принимал самое
активное участие, немало способствуя их осуществлению. В 1865 году его
стараниями в Феодосии была открыта художественная школа. Наконец, самым
большим подарком художника родному городу стала картинная галерея,
носящая теперь его имя.
Айвазовский редко и, в общем, неохотно
покидал Феодосию. В основном его отъезды связаны с устроением
многочисленных выставок — в России, в первую очередь в Петербурге (где
его выставки проходят едва ли не ежегодно), и за границей. В 1868 году
он совершает большое путешествие по Кавказу. В 1892 году 75-летний
Айвазовский самым решительным образом пересекает океан, чтобы
присутствовать на открытии выставок своих работ в Вашингтоне и
Нью-Йорке. Кроме того, Айвазовскому пришлось уехать из Феодосии в 1854
году, во время Крымской войны. Однако, эвакуировав свою семью (жену и
четырех дочерей) в Харьков, художник возвращается в Крым и едет в
осажденный Севастополь. Героической обороне Севастополя посвящены
картины «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную
сторону», «Взятие Севастополя». Своим творчеством художник энергично
откликался и на другие события, волновавшие тогда страну.
Айвазовский создал немало картин,
посвященных Украине, красоте ее природы, своеобразию быта («Мельницы на
берегу реки, Украина», «Во время жатвы на Украине», «Свадьба на Украине»
и другие).
И все-таки главный «натурщик» Айвазовского — море. Морю посвящено большинство его картин. Морю посвящены лучшие из них.
Свои работы, поражавшие и поражающие
жизненностью и естественностью, художник создавал не с натуры, а в
мастерской. Многих это удивляло. Сам Айвазовский не видел в этом ничего
непонятного: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом,
связанным по рукам и ногам. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей
впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым
фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения
живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск
волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и
этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять
свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь,
писать тихо, корпеть над картиной целые месяцы — не могу».
«Сюжет слагается у меня в памяти, как
сюжет стихотворения у поэта, — продолжает художник, — сделав набросок на
клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна,
пока не выскажусь на нем моей кистью. Набросок карандашом на клочке
бумаги — план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так
сказать, всей душой отдаюсь ей».
Наверное, никто никогда не сможет
подсчитать, сколько всего произведений создал за свою долгую жизнь
Айвазовский. Число одних только картин приближается к 6000. А ведь
художник создавал также рисунки, акварели, сепии…
«Чувствуя в последние годы особый
прилив сил, я все время отдаю творчеству, не отвлекаясь ничем
посторонним». Так говорил художник в апреле 1900 года. Вскоре он начал
новую картину — «Взрыв турецкого корабля». К 19 апреля (2 мая) 1900 года
она была, в общем, почти закончена…
В Феодосийской галерее им. Айвазовского эта картина экспонируется отдельно. Она навсегда почти закончена.
На надгробье Ивана Айвазовского высечена надпись:
«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». |