«На дне моих воспоминаний и теперь
горит тот маленький, но яркий огонь… Это огонь в кузнице моего отца. И
мне кажется, что запас его я взял ребенком в свою душу для далекого
странствия по жизни», — писал тот, кто осветил этим огнем самые темные
уголки жизни своего народа, отобразив их перед целым миром, и прославил
свой народ неутомимым трудом на широчайшей ниве европейской науки.
Иван Яковлевич Франко родился в селе Нагуевичи (сейчас Дрогобычского района Львовской области) 27 августа 1856 года.
Отец рано умер, но, заметив
исключительную любознательность и одаренность сына, успел отдать его в
начальную школу в селе Ясеница-Сольная. Позднее Иван окончил «нормальную
школу» отцов василиан, где, кроме прочего, хорошо освоил немецкий и
польский языки. Благодаря стараниям отчима в 1873 году он поступил в
Дрогобыче в гимназию. Имея на протяжении всех лет исключительные успехи в
учебе, успевая (как это будет и дальше) читать массу художественной и
научной литературы, начав уже в гимназии писать стихи, Франко все же
оставался «хлопским сыном».
Он в полной мере ощутил и гнетущую
атмосферу режима, и пренебрежение со стороны обеспеченных соучеников.
Впечатления школьного детства, выльются со временем в щемящие рассказы
«Грыцева школьная наука», «Отец-юморист», «Карандаш» и др. Первое стихотворение Ивана Франко
называлось «На Пасху 1871 года» и было посвящено отцу. Еще в гимназии
юноша занимается переводами произведений Гомера, Софокла, Горация,
«Слова о полку Игореве», «Краледворской рукописи» (одной из тех
знаменитых литературных мистификаций Вацлава Ганки, что были у истоков
чешского национального возрождения).
В 1874 году во львовском студенческом
журнале «Друг» под псевдонимом Джеджалык впервые появляются стихи
восемнадцатилетнего Франко — «Моя песня» и «Народная песня».
Окончив гимназию 1875-м, Франко
поступает на философский факультет Львовского университета. Здесь он
окунается в водоворот украинской общественной жизни, становится членом
«Академического кружка», знакомится с М. Павлыком, И. Белеем (с которыми
в дальнейшем будет сотрудничать в общественных и редакционных делах),
участвует в издании журнала «Друг». С 1877 года Франко начинает печатать
рассказы из жизни бориславских нефтяников, имевшие, по его словам,
«скандальный успех».
Начинается конфликт с властями. С июня
1877-го по март 1878 года писатель находится в тюрьме по обвинению в
причастности к тайной организации, бывшей будто бы «ответвлением
российских социалистических организаций». Бессмысленный процесс только
убедил поэта в необходимости последовательной политической борьбы.
Выйдя на свободу, Франко поддержал
М. Павлыка, который, тоже освободившись из заключения, приступил к
организации нового журнала — «Громадський друг». Цензурные притеснения,
конфискация тиража, судебные преследования принуждают М. Павлыка менять
название журнала: третья его книга вышла уже под названием «Дзвiн».
Здесь были помещены знаменитые «Каменяр» Франко. В четвертой книге
журнала, которая вышла в начале 1879 года под названием «Молот», были
напечатаны некоторые его сатирические стихотворения и окончание повести
«Boa constrictor». С того же времени Франко издает на украинском языке
брошюрки «Малой библиотеки», распространявшиеся силами университетской
молодежи.
В 1880 году Франко арестовали снова.
На этот раз он пробыл в тюрьме три месяца, а освободившись — едва не
умер с голоду без работы. Власть делала все, дабы не допустить его
влияния ни на студенческую молодежь, ни на читателей. Чтобы обеспечить
себе минимальный уровень существования, с 1887 года писатель десять лет
вынужден был работать «в наймах у соседей» — членом редакции польской
газеты «Kurier Lwowski».
Трижды Франко был арестован, всю жизнь
находился под надзором двух полиций: его преследовали и австрийские, и
российские власти. Тем не менее, тюрьма не сломила мощный дух поэта; его
ответом были стихотворения «На суде», «Невольники», «Товарищам из
тюрьмы», циклы «Вольные сонеты», «Тюремные сонеты» и др. Здесь же можно
упомянуть и прозаические произведения «На дне», «К свету!».
В журнале «Свiт», выходившем под
редакцией И. Белея в 1881–1882 годах, Франко печатает повесть «Борислав
смеется», которая становится этапным произведением украинской
литературы. Здесь же публикуются его научные труды, посвященные
Т. Г. Шевченко, в частности, статья о его сатире «Темное царство», а
также первое в Украине основательное исследование о творчестве
Н. В. Лысенко, в котором Франко пророчил почти неизвестному в то время в
Галиции композитору мировую славу.
Стремясь сплотить патриотическую
интеллигенцию всей Украины, в 80-х годах Франко дважды нелегально
приезжает в Киев, ведет переговоры об издании большого общенационального
журнала. Издание не было осуществлено, но тесные связи с киевской
интеллигенцией наладились.
Позже именно при посредничестве Франко
будут изданы в Западной Украине «Гамлет» в переводе М. Старицкого,
«Книга песен» Г. Гейне в переводах Леси Украинки и Максима Славинского и
др.
В 1883 году Франко публикует в журнале
«Зоря» историческую повесть «Захар Беркут», в которой опоэтизировал
героическую борьбу Прикарпатья против монголо-татарского нашествия,
воспел патриотический дух, высокие моральные качества украинцев. Далекое
историческое прошлое здесь, как и в ряде иных произведений, давало
писателю возможность отчетливее обозначить проблему патриотизма,
самопожертвования во имя народа и его будущего. С другой стороны, «Захар
Беркут» — просто захватывающая историческая повесть с мастерски
развернутым сюжетом, с глубокими психологическими портретами персонажей.
В прозе Франко проявил себя выдающимся
мастером сложных характеристик. Иногда именно психологическая деталь у
него становится основным стержнем новеллистического сюжета. Сложными
психологическими характеристиками отмечены повести «Основы общества»,
«Для домашнего очага», «Лель и Полель», в которых показаны упадок и
вырождение аристократов, а также существенной части представителей
интеллигенции.
Франко-прозаик привнес новаторство в
разные жанры украинской литературы. Его можно считать и одним из
пионеров украинского детектива, хотя говорить об этом до последнего
времени считалось не вполне этичным на фоне его социально
ориентированной и исторической прозы. В конце XX века по повести Франко
«Перекрестные тропы» был снят один из первых в Украине телесериалов
«Западня», авторы которого кинорежиссер Олег Бийма и оператор Лесь
Зоценко получили Государственную премию Украины имени Т. Г. Шевченко.
Историческая тематика не уводила
писателя от животрепещущей действительности. Ею насыщены повести «Boa
constrictor», «Борислав смеется», «Бориславские рассказы» и новеллы из
жизни крестьянства Галиции «Сам виноват», «Леса и пастбища», «Лесихина
челядь». Ожесточенно-правдивые, гневно-трагичные, эти рассказы отражали
нужду, горе и часто гибель украинского крестьянина, угнетенного,
преследуемого помещиком, ростовщиком, предпринимателем. В этих
прозаических произведениях много общего с поэтическим циклом
«Галицийские картинки» (1880–1885).
И все же наибольшей славы И. Франко
достиг как поэт. Он называл поэзию «огнем в одежде слова». Огнем,
который и теперь обжигает и закаляет сердца, стала его поэзия, всегда
пламенная, увлекающая — и в изображении самых тонких оттенков интимных,
сугубо личных переживаний, и в скорби, и в пафосе, и в смелости
предвидений… Огромное количество поэтических форм, средств, приемов
использовал Франко, обогатив украинскую литературу мировым поэтическим
опытом.
Ко времени выхода первого сборника «С
вершин и низин» (Львов, 1887) тридцатилетний И. Франко является уже
популярным общественным деятелем, известным писателем и ученым,
произведения которого читают и переводят в Киеве, Петербурге, Варшаве,
Вене. В сборнике «С вершин и низин» помещено значительное количество
стихотворений первого десятилетия литературной деятельности писателя.
Прологом сборника представлен «Гимн»
(«Вечный революционер»). Поэт связывает неудержимое развитие общества,
освободительную борьбу народов с развитием человеческого познания и
подчеркивает, что стремление к духовному самоусовершенствованию есть
понятие вечное, бессмертное. Положенный на музыку композитором
Н. В. Лысенко в 1905 году, «Вечный революционер» стал воистину гимном
украинского национального возрождения.
Первый цикл сборника «С вершин и
низин» — «Веснянки», в которых лирические описания природы, живой
действительности чередуются с надеждами на пробуждение человеческого
духа к свободе.
Следующие циклы — «Осенние думы»,
«Скорбные песни», «Ночные думы» — не только своеобразный композиционный
прием контраста, но и способ показать многогранность лирического героя,
который взволнованно воспринимает явления природы и общественной жизни. В
стихах названных Циклов часто звучат ноты скорби, грусти. Но это грусть
сильной и несокрушимой в своих стремлениях личности.
Стихотворение «Каменярі» стало
художественным обобщением освободительной борьбы, а образ тружеников,
которые пробивают сквозь скалу дорогу к новой, свободной жизни —
символом деятельности самого Франко и его единомышленников.
В Цикле «Профили и маски» поражают
глубокой задушевностью, теплотой лиризма автобиографические зарисовки.
Стихотворение «Песня и труд» пронизано автобиографическими мотивами.
Поэт припоминает, как он «малым мальчонкой в мамины песни вслушивался»,
как зарождались эстетические взгляды, возникало убеждение: «Песня и труд
— две великие силы!».
Два раздела сборника составляют
произведения, написанные в изысканной форме сонета. В «Сонетах»,
преисполненных апологий к классическим европейским образцам, их авторам и
образам, во вступительном стихе «Сонеты — что рабы», поэт подчеркивает,
что и эта форма может быть использована для «единой осознанной цели». В
«Тюремных сонетах», богатых ссылками на историю развития передовой
мысли и освободительной борьбы, перед нами проходят великие мученики,
мужественные герои, отдавшие жизнь за передовые идеи: Джордано Бруно,
Пестель, Каракозов, Софья Перовская, Достоевский и Тарас. Революционное
идейное направление стихотворений сборника «С вершин и низин»,
разнообразие тем, богатство жанров и ритмического строения определили
первостепенное ее значение в украинской поэзии второй половины XIX
столетия. После «Кобзаря» Т. Г. Шевченко это самая выдающаяся по своему
содержанию и форме поэтическая книга.
Следующий сборник — «Увядшие листья»
(Львов, 1896) — цикл любовной поэзии, в которой к читателю обращается
лирический герой — «человек, глубоко ощущающий, но мало приспособленный к
практической жизни». Тем не менее, героя этой книги нельзя полностью
отождествлять с самим Франко. В предисловии ко второму изданию (1911)
автор говорил о своих стихах, «что и без автобиографического ключа они
имеют самостоятельное литературное значение». Но субъективные элементы
здесь, бесспорно, сыграли свою роль. Поэтому поэт называет в предисловии
произведения этого сборника «самыми субъективными изо всех появившихся у
нас со времени автобиографических стихотворений Шевченко». За созданием
«Увядших листьев» — личная трагедия поэта.
Находясь в Киеве, Франко познакомился с
просвещенной, умной, искренней девушкой, разделявшей его взгляды, —
выпускницей Высших женских курсов Ольгой Хоружинской. Несколько
экзальтированную курсистку привлекала популярность Франко как
политического деятеля и писателя… Любовных стихов он ей не писал, но
после недолгой переписки, исходя из своих политических идеалов, вступил с
ней в брак. В капелле Коллегии П. Галагана на церемонии, которая
воспринималась как венчание Западной и Восточной Украины, присутствовал
Николай Лысенко, другие члены «Старой громады».
«С нынешней моей женой я сошелся не по
любви, а из-за доктрины, что нужно жениться на украинке, к тому же
просвещенной, курсистке. Понятное дело, выбор мой был не архиблестящим,
и, имея иную жену, я мог бы развиться лучше и достичь большего…», — с
горечью напишет поэт.
Он — овеянный славой писатель и
общественный деятель, она — экзальтированная двадцатидвухлетняя девушка,
привыкшая к буржуазному благосостоянию. А еще — чужая в Галиции,
«москалька», «малоросска», «которая так никогда и не набралась
украинского духа, не научилась хорошему украинскому языку и совсем не
ощущала глубины понимания и любви к народу, которыми обладал Франко»
(Г. Величко) — так галицийское общество, которое — особенно женщины —
видело в особе Франко престижного жениха, встретило появление во Львове
новой семьи.
Сначала отношения супругов держались
на взаимопонимании и уважении. Вместе они издавали журнал «Жите i
слово». Но вечная бедность, тяжелый непродуктивный труд и неурядицы
озлобили Ольгу. Через несколько лет чета их выглядела так: несчастный,
небрежно одетый поэт и задерганная бедностью и детьми супруга, для
которой жизнь в браке стала невыносимым испытанием. К мужу она стала
относиться без уважения, а празднования по случаю 25-летия его научной,
общественной и литературной деятельности восприняла как насмешку. До
психического расстройства жене было совсем недалеко…
Через четырнадцать лет Франко
переиздаст «Увядшие листья». Уже совсем больной (парализованные пальцы,
черная повязка на глазах), он мужественно сознается, что книга имеет
«биографический ключ». Была безответная любовь к красавице Целине
Журовской. И были Стихи, которые Бог посылает не каждому поэту. Но ее
сердце осталось глухим, а душа немой. Кто ее любил, она поймет уже после
его смерти.
Сборник «Мой Изумруд» (1898), как и
изданный на его основе сборник «Старое и новое», представляет собой
обращение поэта к старинным легендам, преданиям, притчам, но с
неизменной проекцией на современность. Название сборника «Из дней
печали» (1900) было продиктовано многочисленными личными драмами и
неудачами. В нем звучат тоскливые ноты, предчувствие «позднего
возраста».
Перу Франко принадлежат и выдающиеся
поэмы: «Панские забавы» (1887), «Смерть Каина» (1889), «Сурка» (1890),
«Погребение» (1899), «Иван Вишенский» (1900) и др. В «Иване Вишенском»
поэт рассматривает проблему борьбы личного и общественного на материале
биографии выдающегося украинского писателя и общественного деятеля
XVI–XVII веков, в «Погребении» осуждает отступничество и предательство.
Историческую картину освободительной борьбы под предводительством
Богдана Хмельницкого создает в поэме «На Святоюрской горе».
Драматургия Франко — неотъемлемая
составляющая истории украинского театра. В 90-е годы он создает пьесы
«Украденное счастье», «Сон князя Святослава» и др. Вершиной критического
реализма стала социально-психологическая драма «Украденное счастье»
(1894), сюжет которой построен на живых фольклорных источниках.
Многочисленные песни о женской судьбе, которые Франко называет «женскими
невольничьими псалмами» («Женская неволя в русинских песнях народных»),
легли в основу сюжета, из них выстроен исполненный печали и тоски по
лучшей судьбе образ Анны. «Украденное счастье» — произведение наиболее
известное широкому зрителю из всего обширного литературного наследия
Франко, пьеса, прославленная такими звездами украинской сцены, как
Амвросий Бучма (Микола Задорожный) и Наталья Ужвий (Анна).
Отдельную группу составляют
сатирические произведения Франко: аллегорические сказки («Лис Микита»),
фельетоны, притчи («Сказка о Доброте», «Абукасимовы тапки», «Свинская
конституция», «История кожуха»). Затхлость, филистерство, мещанская
ограниченность интеллигенции нашли в лице Франко непримиримого
обличителя.
В 1889 году поэта снова арестовали (на
этот раз на два с половиной месяца), лишив возможности влиять на
результаты выборов в сейм. После заключения — в 1891 году — ему все-таки
удается окончить Черновицкий университет. В 1893-м он защищает в Вене
докторскую диссертацию «Варлаам и Иоасаф, древнехристианский духовный
роман и его литературная история», которую власти воспрепятствовали ему
защитить во Львовском университете. Получив научную степень доктора
философии, Франко надеялся занять кафедру украинской литературы во
Львовском университете, где в 1895 году читает свою пробную лекцию:
«„Наймычка" Т. Г. Шевченко». Но реакционно настроенная профессура
сделала все возможное, чтобы Франко не смог использовать университетскую
кафедру для пропаганды своих политических взглядов.
Предполагалось, что эта неудача
отвлечет писателя от политической деятельности. Но Франко тогда же, в
1895 году, соглашается на выдвижение своей кандидатуры в парламент.
Скептически оценивая роль парламента и
деятельность депутата в условиях монархической Австрии, он использует
право кандидата в депутаты для воспитательной работы и политической
агитации в народе. Австрийскую власть пугали не только социалистические
взгляды Франко, но и его глубокое убеждение в необходимости
воссоединения Украины в едином государстве. Поэтому австрийские
реакционеры вместе с польской шляхтой каждый раз (1895, 1897, 1898)
прибегали к провокациям и насилию, чтобы воспрепятствовать избранию
И. Франко депутатом сейма.
Все эти годы Франко продолжает свою
разностороннюю и воистину подвижническую деятельность. Как один из
организаторов Радикальной партии, он участвовал в деятельности ее
органов — двухнедельников «Народ» (с 1890) и «Хлібороб» (с 1891), в
1894–1897 годах издавал уже упомянутый журнал «Житє i слово», с 1898-го
вместе с В. Гнатюком выступал основателем и одним из редакторов
«Літературно-наукового вістника», журнала, на четверть века ставшего
настоящей трибуной украинских общественных наук и искусств.
Как и многие представители украинской
интеллигенции того периода, Франко надеялся, что «великая пора для нашей
нации начнется с момента, когда в России упадет абсолютизм»
(«Откровенное письмо к галицийско-украинской молодежи»).
Воспрянув духом, он встретил
революционные события 1905 года в России. «Восток Европы, — писал
Франко, — а в том комплексе также наша Украина, переживает в данное
время весеннюю пору, когда трещит лед абсолютизма и деспотизма».
На волне подъема 1905 года Франко
создает поэму «Моисей», в которой философски осмысливает проблему вождя и
народа. Вести за собою людей могут лишь те, кто свободен от сомнений и
нерешительности, кто верит в победу, в бессмертие народа, в его
неисчерпаемую энергию и жизнеутверждающую силу.
Поэтический сборник «Semper tiro»
(1906), само название которого звучит как кредо, как творческий девиз
(«всегда ученик, всегда новобранец»), содержит классические образцы
общественно-политической, философской и интимной лирики. Сорок лет
творчества Франко вылились в десять сборников стихов, из которых почти
каждый стал событием в литературной и общественной жизни всей Украины.
Весомым вкладом в развитие украинской
науки стали труды Франко по истории и теории литературы, фольклористике,
этнографии, языковедению, истории и экономике. В его взглядах на
историю — составной части философских и общественно-политических
взглядов — присутствовали значительные элементы исторического
материализма, но в целом он стоял на позициях эволюционистского
позитивизма. В его многочисленных научных трудах («Мысли об эволюции в
истории человечества» (1881–1882), «Барщина и ее упразднение в 1848 году
в Галичине» (1898), «Упразднение барщины в Галичине» (1898), «Польское
восстание в Галичине 1846 года» (1884), «Замечания к истории
Украины-Руси» (1912) и пр.) широко освещены проблемы всемирной истории
и, в частности, истории Украины.
Рядом с оригинальными историческими
трудами мы встречаем у него изложения и переводы трудов историков
Древнего Рима. Кроме того, значительное количество исторических проблем
Франко осветил в отдельных публицистических статьях, научных
исследованиях по вопросам литературы, фольклора, этнографии, в
прозаических произведениях и стихах. Значительную ценность для
исторической науки имеют его литературоведческие исследования
«Хмельнитчина 1648–1649 годов в современных стихах» (1898), «Студии над
украинскими народными песнями» (1908–1913), «Данте Алигьери» (1913). В
исторических трудах Франко много места отведено истории крестьянства в
Украине, в частности в Галиции, периодам феодализма и капитализма. Среди
его важнейших идей — идея духовного единства нации, вопреки ее
разорванности между империями других народов: «… мы должны научиться
чувствовать себя украинцами — не галицкими, не буковинскими украинцами, а
украинцами без официальных границ». Его работы оказали большое влияние
на развитие историографии не только Украины, но и других славянских
народов.
К началу XX века имя Франко
приобретает широкую популярность. «Академия в одном лице» — так называли
его современники, особо подчеркивая знание им 14 языков. В 1905 году
его избирают членом Чешского научного общества, в 1906-м Харьковский
университет принимает решение «о возведении галицийского ученого
исследователя Ивана Франко в степень доктора русской словесности», а в
1916 году Российская академия наук присуждает ему премию за труд «Студии
над украинскими народными песнями».
В последние годы жизни Франко тяжело
болел, его разбил паралич. Но, обессиленный и обреченный, он повторял:
«Повсюду и всегда у меня была одна главная мысль — служить интересам
моего народа и общечеловеческим прогрессивным идеалам. Этим двум
путеводным звездам я, кажется, не изменял до сих пор и не изменю, пока
буду жив…».
В конце жизни он почти не пишет, но
издаются этнографические и фольклорные материалы, собранные и
обработанные ранее, печатаются отдельные художественные произведения,
стихи и переводы раннего периода — сборник «Года моей молодости» (1914).
Опубликованы «Очерки по истории украинской литературы в Галичине»
(1910).
Смерть великого поэта 28 мая 1916 года
горькой вестью разнеслась далеко за пределы родного края. Умер он на
чужих руках: сыновья были в армии, дочь в Киеве, жена в больнице… А
поскольку был «такой бедный, как весь наш народ», хоронили Ивана Франко
31 мая во Львове на Лычаковском кладбище в чужой (умершего перед тем
Шухевича) вышитой рубашке и единственном стареньком костюме… Духовные
власти отказали в «парадном» погребении, «выделили» лишь одного
священника из волошской церкви… Денег на отдельную могилу не было,
поэтому похоронили его в чужой, «одолженной» гробнице на шесть гробов. И
лишь через десять лет — в 1926-м — Поэт упокоился там, где теперь
поднял молот гранитный Каменяр…
Немного можно назвать имен в
литературе, равных ему разносторонностью таланта и знаний,
напряженностью и настойчивостью творческого подвига.
Свыше пяти тысяч трудов в различных
областях литературы и науки принадлежат перу Ивана Яковлевича Франко.
Опубликование пятьдесяти томов его произведений — это, возможно, лишь
треть его наследия. Немного можно назвать имен в мировой литературе,
равных ему во многообразии таланта и знаний, в напряженности и
целеустремленности творческого подвига, сопоставимого разве что с
деятельностью титанов Возрождения. |