Ювелирное искусство мастеров Киева
древнерусских времен было известно всей Европе. С началом возрождения
Украины в XVII в., связанного с деятельностью Б. Хмельницкого, Киев
становится одним из европейских центров из производства ювелирных и
художественных изделий: известно более 200 мастеров, живших и работавших
в Киеве.
Возрождение, защита православия и
активная духовная позиция (в частности и в художественном плане)
православных монастырей и храмов, заказывавших драгоценные культовые
предметы и разнообразную утварь — оказывали содействие развитию
декоративного искусства в Украине. Киевские мастера имели даже свой
золотарский цех (Киев, как и много европейских городов, имел
демократические привилегии в соответствии с Магдебургским правом еще с
1499 г.). Среди произведений этого периода наибольшее внимание
привлекают изделия талантливого мастера-золотаря Ивана Андреевича Равича
(1677–1762 гг.). Личность этого киевлянина необыкновенна: его долгий
жизненный путь (85 лет) и художественное творчество приходятся на два
столетия — XVII и XVIII. Он известен тем, что имел огромнейшее
количество заказов от вельмож, церквей и монастырей со многих регионов
Украины и России. Ныне в музеях этих стран хранится, возможно, самая
большая среди ювелирных достояний коллекция произведений выдающегося
мастера, насчитывающая свыше 60 предметов.
Родился и жил Иван на Подоле в семье
мещанина Андрея Равича (приход церкви Николы Притиски, ныне находится
возле подольского «Житнего рынка»). На Подоле тогда была сосредоточена
практически вся политическая, ремесленная и торговая жизнь тогдашнего
Киева. И. Равич был чрезвычайно одарен, знал несколько иностранных
языков, писал латынью, что в те времена считалось признаком высокого
образования.
Пока что не известно, где учился
художественному ремеслу Иван Равич. Но еще молодым он получил заказ от
гетмана И. Мазепы, — серебряная чаша (ныне хранится в Черниговском
историческом музее. Извне украшена медальонами с изображением белки,
голубя и цапли. Медальоны обрамлены орнаментом с изображением растений, а
на ручке гравирован родовой герб Мазепы. Наиболее ранняя работа
И. Равича, известная нам, датируется 1695 г., когда мастеру было
двадцать три года (серебряная оправа Евангелия, сейчас хранится в
Национальном историко-культурном Киево-Печерском заповеднике.
Изготовлена на заказ Лавры).
К произведениям И. Равича относится и
большой медный рельеф с изображением Петра I (хранится в Музее истории
Киева), размещенный на фронтоне Киевской ратуши (до пожара магистрата
1811 г.) на Подоле. Исследователи киевских древностей времен
Магдебургского права М. Петров и Р. Делимарский полагают, что рельеф был
сделан И. Равичем в 1697 г. во время строительства самой башни.
Изображение царя, приподнятого на башню городской ратуши, должно било
символизировать защиту прав киевских мещан русским царем, который
подтвердил Магдебургское право Киева (никто из русских царей не
осмеливался отменить Магдебургское право, кроме Николая I). Хата
И. Равича находилась рядом с так называемым «домом Петра I» (сохранился
до наших времен), где останавливался царь (1706–1707 гг.), поэтому
вероятно, что они встречались. В свое время Петр I вынужден был
признать, что Мазепа — «большой строитель святых церквей». В
Киево-Печерской лавре, которую любили И. Мазепа и золотарь И. Равич, и
свела их судьба.
Вопреки формальной защите,
демократические права киевлян постоянно нарушались чиновниками имперской
администрации. Благодаря популярности и защите прав соотечественников,
Равича постоянно избирали в Киевский магистрат. Золотарь активно
отстаивал права своих избирателей. Когда в 1737 г. киевляне прислали
императрице Анне жалобу на притеснения мещан со стороны российской
администрации, документ подписал и Равич. По его инициативе Киевский
магистрат (1753 г.) принял решение не посылать учеников киевских
мастеров-золотарей на курсы в Москву. Творческий расцвет деятельности Равича
приходится на XVIII в. В Киево-Печерской лавре хранится серебряный
чайник, сделанный мастером около 1725 г. для переяславского полковника
С. Томары. Этот предмет быта отличается незаурядным эстетическим
уровнем, техническим выполнением обрамления. Он сделан в виде тыквы с
носиком, который напоминает головку гуся. Плетение чеканных лент и герб
владельца позолочены.
Иван Равич обозначал свои изделия
клеймом, которых имел два. На более ранних — «JR», на поздних —
печатными — «IR». Большинство его изделий составляют вещи религиозного
характера — чаши, оправы евангелий, икон, потиры, дарохранительницы и
др. Отличаются не только мастерством выполнения, но и изысканностью
форм, роскошным обрамлением. Среди этих вещей до нашего времени дошли
водосвятная чаша (1720 г.), серебряная оправа Евангелия (1717 г.),
сделанная под заказ Выдубицкого монастыря (сложный чеканный сюжет с
изображением туч, архитектурного пейзажа, распятия, медальонов с
изображением орудий Христовой пытки). Несколько лет спустя Равич
изготовил монастырю еще одну оправу Евангелия. 1723 годом датировано
большое серебряное блюдо с изысканным торжественным чеканным орнаментом и
рельефом архистратига Михаила (Выдубицкий Михайловский монастырь).
Характерной чертой блюда является растительная орнаментация из акантов,
которая заполняет всю поверхность. Похожий орнамент сделан и на
серебряном окладе иконы (1724 г.), хранящейся в Государственном музее
изобразительного искусства Украины.
Среди изделий Равича значительное
место занимают бокалы. Известно около 20 шедевров. Один из лучших
бокалов экспонируется в Национальном музее истории Украины. Он сделан на
высокой ножке с гармоническим соотношением формы и размеров. Края чаши
подчеркнуты растительным орнаментом. Среди орнамента помещены медальоны с
изображениями святых, сделанными финифтью, цвет которой придает изделию
особый контраст и живописность. Другая чаша (заказ архимандрита
Глуховского монастыря М. Грибовского, 1749 г.) оригинально декорирована
сплошным растительным сплетением акантовой листвы. На чаше также
вычеканены медальоны со святыми.
Апофеозом золотарского искусства
Равича является серебряная позолоченная дарохранительница, сделанная
(заказ игуменьи Елены, 1743 г.) для Киево-Печерской лавры. Имеет вид
двухъярусной четырехугольной башни, которая стоит на звериной ножке.
Сложные изображения сюжетных композиций выделяются необычно пышным
растительным орнаментом. Баню дарохранительницы венчает изображение
Воскресения. Из произведений киевского мастера
известно 18 серебряных рюмок. Две из них, с гербом последнего гетмана
Украины Кирилла Разумовского, хранятся в Государственном историческом
музее (Москва), а одна — в Оружейной палате. Вероятно, это столовый
сервиз, большая часть которого хранится в Черниговском историческом
музее. Как видим, И. Равич выполнял заказы виднейших лиц своего времени:
И. Мазепы, Петра I, К. Разумовского и др.
Неповторимым по красоте произведением
киевской металлопластиковой школы XVIII в. является большое горельефное
медное с позолотой изображение Архистратига Михаила для Михайловского
Златоверхого собора (разрушен в 1934 г.). В связи с исключительностью
художественных особенностей этого произведения как шедевра украинского
барокко, перед исследователями возник вопрос авторства. Хотя горельеф
имеет довольно значительные размеры, манера обрамления свидетельствует о
том, что автор работал преимущественно над небольшими произведениями.
Кроме того, весь технический колорит выполнения, со сплошным
декорированием растительным орнаментом дубовой листвы и аканта,
напоминает стиль произведений Равича.
Сравнивая художественные особенности
изображения Архистратига Михаила на горельефе с изображениями этого
образа, выполненными для Выдубицкого монастыря (не только оправа
Евангелия 1717 г., но и блюдо со святым (1723 г.), орнамент иконы
(1724 г.)), чувствуется, что авторский почерк художественного оформления
всех этих работ носит ярко индивидуальный характер. Особенностью же
произведения из Михайловского Златоверхого собора является изображение
маскарона на правом плече архистратига (маскарон — декоративная
скульптура или рисунок в виде маски лица человека или головы животного,
которыми украшали архитектурные детали зданий, ворот, фонтанов,
скульптур, горельефов и т. п.). Маскарон на горельефе отличается от
других подобных произведений не только размещением (не видно снизу), но и
весьма реальным воспроизведением индивидуальных черт лица. Изображение,
несмотря на «маскаронную» форму, явно принадлежит определенному
человеку, что может свидетельствовать о автопортретном характере
художественной детали. Это согласовывается с социально-эстетичными и
философскими понятиями европейского барокко и вызвано высокой оценкой
роли отдельного человека, несущего в массы культуру.
Об авторстве Равича может
свидетельствовать и высокий авторитет мастера в религиозных кругах
Украины, в особенности — в Киево-Печерской лавре. К примеру, когда
сгорела лаврская библиотека (1718 г.), по доверенности монастыря мастер
ездил в Германию закупать книги (1740 г.), главным образом, по
религиозному искусству. Художественные альбомы с изображениями
библейских сюжетов европейских художников были крайне необходимы для
обучения в Лаврской мастерской, где учились иконописцы. Возможно, Равич
использовал рисунки европейских художников в своей работе, творчески
дополняя или переделывая их. Изображение маскарона — наверное, вообще
первый портрет мастера-золотаря XVIII в.
Известно, что Равич имел жену, Марию
Васильевну, моложе его на 30 лет. Детей у них не было. К концу жизни,
когда он уже не мог работать, мастер залез в большие долги. После его
смерти в 1762 г. мастерская вместе с усадьбой были проданы, дабы
погасить долги.
Творчество Ивана Андреевича,
основоположника украинского барокко в ювелирной области, имело
огромнейшее влияние на развитие отечественного искусства. Его
последователи, в частности известные мастера киевляне И. Билецкий,
Ф. Левицкий, М. Юркевич и др., работали в том же художественном стиле,
используя мотивы местной флоры.
Яркой и творчески насыщенной была
жизнь талантливого киевского мастера. Источники свидетельствуют, что он
старался работать до последних дней своей жизни. |