Начальный период истории каждого народа
всегда окутан легендами. Древние русичи в этом не составляют исключения.
Летописец XI в., задавшись выяснением вопроса «откуда пошла Русская
земля» и «кто в Киеве стал первым княжить», пишет: «Были три брата: один
по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь.
Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая
ныне зовется Щековицей, а Хорив — на горе, которая прозвалась по нему
Хоревицей. И построили городок во имя старшего брата своего и назвали
его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были
те мужи мудры и смыслены… Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был
перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и
говорили: „На перевоз на Киев"».
С тем, что Кий был простым перевозчиком,
летописец не соглашается, приводя в подтверждение его княжеского
происхождения такие аргументы: «Если бы был Кий перевозчиком, то не
ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, ходил он
к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он
приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и
срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не
дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище
то — Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер: и братья
его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались».
Вот, собственно, и все, что летописец,
которого обычно отождествляют с монахом Киево-Печерского монастыря
Нестором, смог разузнать об основателе столицы Древнерусского
государства. Его рассказ полон выразительных черт народного предания:
три брата-основателя и их сестра — типичные фольклорные персонажи. Не
случайно многие ученые относились к историчности князя Кия скептически.
Но в последние десятилетия ведущие исследователи склонны считать его
лицом историческим — военным предводителем, вождем-князем племенной
группы полян, на рубеже Античности и Средних веков обитавших на
территории Среднего Поднепровья. В зарубежных источниках поляне
упоминаются под именем антов.
В действительности же ничего
мифологического в рассказе о Кие нет и его биография в общих чертах
воспроизводится весьма убедительно. Родился он в начале VI в., в знатной
Полянской семье. К этому времени приднепровские славяне уже знали
наследственное правление. Известно, что одного из антских (Полянских)
князей IV в. звали Божем (Бусом). Византийские авторы приводят имена и
других знатных антов, современников Кия, например гордого Мезамира,
посла, убитого аварами.
Молодость Кия пришлась на период
напряженной борьбы между антами-полянами и Византийской империей на
Дунае. Славяне активно осваивали придунайские земли, опустевшие после
падения державы царя гуннов Аттилы, чему пыталась воспрепятствовать
Византия. В начале 30-х годов VI в. на Дунае разгорелась многолетняя
война между славянами и армией императора Юстиниана. На юг по Днепру из
лесных областей Восточной Европы спускались многочисленные дружины
разных славянских племен. Это усиливало стратегическое значение гор,
расположенных при впадении в Днепр его главного притока Десны. В этом
месте, у переправы, издревле велась бойкая торговля товарами из лесной,
лесостепной и степной зон.
Место для нового города было выбрано на
труднодоступном останце плато, образующем ныне возвышающуюся над Подолом
гору. Она известна как Замковая гора. Мимо нее с плато, где в то время
располагался древний могильник с капищем, а позже выросли княжеские
дворцы и Десятинная церковь, проходил спуск на Подол к речке Почайне, в
гавань которой заходили приплывавшие по Днепру ладьи. Сооружение
укрепленного городища обеспечивало Кию контроль над судоходством по
Днепру, а также наблюдение за переправой. Перевоз через Днепр
действительно был «Киев», поскольку владел им князь Кий, но перевозчиком
он, разумеется, не был.
Завершив сооружение своего «града», Кий
вместе с другими славянскими предводителями отправился на Дунай. В числе
антских (Полянских) послов в Константинополе он, очевидно,
присутствовал при мирных переговорах с императором Юстинианом в 545 г.
По условиям заключенного соглашения Византия признавала права антов на
владение левобережьем Дуная с крепостью Туррис. Кий, желая закрепиться в
Подунавье, основал там городок Киевец. Однако острый конфликт с
местными жителями нарушил его планы, вынудив князя возвратиться в Киев,
где он вскоре и умер. Потомки Кия довольно долго удерживали власть в
основанном им «граде». Польский хронист Ян Длугош сообщает, что Аскольд и
Дир были прямыми потомками Кия.
Имя Кий имеет четкую славянскую
этимологию (кий — палица). Возможно, оно походит и от kuj, божественного
кузнеца в мифах индоевропейских племен, соратника бога-громовержца в
борьбе со Змеем. Украинская легенда связывает возникновение Днепра с
кузнецом, победившим Змея, который обложил страну непосильной данью.
Кузнец впряг поверженного врага в соху и провел глубокую борозду. По
этой борозде под кручами протек Днепр.
Летописное предание о Кие, его братьях и
их сестре — это, скорее всего, компиляция легенд разных времен. В более
ранних легендах основателем городища на Киселевке назывался Сар (в
североиранских языках — «голова») — славянский или сарматский князь
Среднего Приднепровья, в середине I тысячелетия замещенный Кием.
Примечательно, что византийский император Константин Багрянородный
именует киевскую цитадель «Самбатас» и в этом названии можно усмотреть
искаженное «Сар-батас». Об этом Саре позднее забыли, но его сестра,
Лыбедь, осталась в народной памяти. Обвинив в супружеской измене, ее
жестоко казнил готский король Германарих, владевший Нижним
Приднепровьем, за что подвергся нападению ее братьев, Сара и Амия, и был
тяжело ранен.
Однако образы Щека и Хорива имеют явно
мифологические корни. Они соответствуют местным мифическим героям —
основателям двух расположенных на горах над Подолом городищ. Не
исключено, что в древнейшие времена они могли быть духами-божествами
этих гор.
Несмотря на легендарность, Кий с полным
правом может считаться историческим лицом — Полянским князем,
утвердившим центр своей власти в Киеве, который с того времени
последовательно развивается в столицу первого восточнославянского
государства — Киевской Руси. Его имя по праву неразрывно связывают с
историей основанного им города.
|