XVI столетие в истории Украины имело
особое значение. Это было время завершения формирования украинского
народа, который складывался, главным образом, из потомков жителей
княжеств Южной и Юго-Западной Руси: Киевского, Черниговского,
Новгород-Северского, Переяславского, Галицкого и Волынского.
На рубеже XV–XVI веков на территории
лесостепной Украины, преимущественно в пределах Среднего Поднепровья,
значительно ускоряется процесс этнической консолидации.
Именно на фоне процессов национальной
консолидации и разворачивалась деятельность двух выдающихся
представителей династии князей Острожских, отца — Константина Ивановича,
и его сына — Константина-Василия Константиновича.
Род князей Острожских, как полагают,
происходит от полесской ветви династии Рюриковичей. Константин Иванович
Острожский (1460 или 1463–1530) — староста Подолии, гетман Великого
княжества Литовского, выдающийся полководец, политический деятель и
меценат, прославился прежде всего тем, что сумел добиться перелома в
войне с крымскими татарами. Он стал применять новую, выработанную им
тактику ведения боевых действий: нападал на врага уходящего,
обремененного добычей и пленниками, потерявшего мобильность и
маневренность.
Летописцы утверждают, что Константин
Иванович одержал победы в 60 битвах. Наиболее выдающимися из них были
сражения с татарами в 1512 году под Вишневцем на Волыни (сейчас —
Тернопольская обл.) и в 1527 году под Ольшаницей на Киевщине. Натиск
татар был остановлен и ранее опустошенные ими южные районы Подолии и
Среднего Поднепровья вновь начали заселяться. Славу Острожскому принесла
и победа над войсками великого князя Московского Василия III под Оршей в
1513 году.
В условиях усиливавшегося католического
влияния на литовский великокняжеский двор, Константин Иванович —
ревнитель христианской веры восточного обряда — возглавлял в стране
православную «партию», оказывая материальное содействие и политическую
поддержку развитию церковно-культурной жизни в Украине. Именно он
ратовал за восстановление духовного величия Киево-Печерской лавры.
Восторженные отзывы об Острожском-старшем оставили не только
православные летописцы, но и польские авторы, усматривавшие его
единственный недостаток в том, что он был «схизматиком» (православным).
Не менее отца, но уже не столько
ратными подвигами, сколько меценатством и культурно-просветительской
деятельностью, прославился его сын и наследник, Константин-Василий
Константинович Острожский. Он был одним из наиболее влиятельных
военно-политических деятелей Речи Посполитой (федеративного государства,
образовавшегося в 1569 году в результате объединения Королевства
Польского и Великого княжества Литовского). Более трех десятилетий, с
1576 года и до смерти, он стоял во главе Киевского воеводства.
На высоком посту киевского воеводы
Константин-Василий противостоял татарским набегам, активно привлекая к
обороне еще разрозненные и малоорганизованные казацкие отряды. Однако
главной его заслугой была неустанная борьба за сохранение и развитие
православной культуры на украинских землях в условиях давления, а затем и
неприкрытых гонений со стороны католической церкви и возникшей на
Брестском соборе 1596 года униатской иерархии.
Князь был разносторонне образованным
человеком, владел несколькими языками и глубоко разбирался в основах
православного, католического и протестантского богословия. Понимая
значение образования, просвещения и книгопечатания он, перед лицом
католического наступления, на собственные средства основал в Остроге
«трехъязычную» греко-славяно-латинскую коллегию (которую называли также
академией). Это было первое на восточнославянских землях учебное
заведение европейского типа, которое опровергло утверждения иезуитов о
невозможности на основах православия развивать высшее образование.
При Острожской школе собрался кружок
высокообразованных православных разных национальностей. Выли среди них
греки, уже успевшие получить высшее образование в университетах Западной
Европы (Никифор Лукарис, впоследствии патриарх), но преобладали выходцы
из украинско-белорусской среды. Наиболее значительными учеными среди
них были богословы и филологи Герасим Смотрицкий и его сын Максим, более
известный под своим монашеским именем Мелетий, церковные полемисты Иван
Вишенский и Василий Красовский, писатель и ученый Демьян (Дамиан)
Наливайко, старший брат Северина Наливай ко — сотника надворной хоругви
князя Острожского, ставшего легендарным предводителем казацкого
восстания 1595–1596 годов. В круг друзей Константина-Василия
Острожского входил и бежавший из Московского царства от зверств Ивана
Грозного князь Андрей Курбский, отличавшийся начитанностью и острым
умом. В 1575 году по просьбе Константина-Василия из Львова в Острог
переехал вынужденный ранее покинуть свою страну московский первопечатник
Иван Федоров (в Украине известный также как Федорович). Он был
приглашен для работы в основанной (а, скорее, восстановленной) в 1571
году Константином-Василием типографии.
Опираясь на собравшихся вокруг него
ученых и просветителей, князь задумал грандиозное дело — издание Библии
на церковнославянском языке. В то время уже существовали переводы
отдельных книг Старого и Нового Заветов, многие из которых восходили еще
к первоучителям славянства Кириллу и Мефодию. Однако сохранялись эти
переводы в единичных рукописных экземплярах в различных уголках
православно-славянского мира, часто изобиловали допущенными
переводчиками и переписчиками неточностями и явными ошибками, содержали
разночтения, искажавшие толкование Священного Писания. При этом многие
важные библейские тексты в славянском варианте не существовали вообще и
их предстояло перевести с греческого с учетом уже имевшегося латинского
перевода.
Князь энергично взялся за организацию
издания Библии. На его личные средства были отправлены по разным городам
люди, которые искали библейские греческие тексты и их славянские
переводы. Оригиналы или копии везли в Острог, где они сверялись,
редактировались и сводились в единый церковнославянский корпус книг,
получивший название «Острожская Библия». Снабженная
высокохудожественными гравюрами, она была издана в 1581 году.
Издание «Острожской Библии» в условиях
усиливавшегося польско-католического давления и неутешительного
состояния православия в целом (после разорения монголами княжеств Руси и
гибели под ударами крестоносцев и турок Византии) было
культурно-просветительским подвигом. Образованные славяне восточного
обряда получали в руки настоящие библейские тексты на понятном им языке.
По своему значению этот труд сопоставим с переводом и публикацией
Библии на немецком языке, которые на полвека ранее осуществил Лютер.
Экземпляры изданной Библии начали
быстро расходиться по украинско-белорусским землям Речи Посполитой,
попадая в пределы Московского царства, а также к находившимся под
властью турок болгарам и сербам. Этим изданием широко пользовались люди
духовного звания и православные аристократы. Однако особую роль
«Острожская Библия» играла в демократической среде православных братств,
массово возникавших в городах Украины и Белоруссии во второй половине
XVI века. Наиболее многочисленным и влиятельным считалось Львовское
братство, а с начала XVII века — Киевское. Именно братства стали очагами
православной образованности, имели школы и даже библиотеки.
Работа Острожской типографии не
ограничивалась изданием только Библии, в ней печаталась разнообразная
богослужебная и учебная литература. В 1587 году в Остроге издается
первый полемический, направленный на защиту православной веры от нападок
со стороны католичества, труд Герасима Смотрицкого «Ключ царства
небесного», а в следующем году — «Книжица» Василия Сурожского того же
идейного направления.
Особая роль принадлежит князю
Константину Константиновичу в борьбе с насаждением унии на
украинско-белорусских землях в конце XVI — начале XVII веков.
Брестская уния 1596 года готовилась
втайне от православной общественности и ее принятие «князьями церкви»
было для основной массы не только прихожан, но и рядовых священников и
монахов полной неожиданностью. Уния внесла раскол в
украинско-белорусское общество в наиболее ответственный момент его
истории.
В то же время польские власти создавали
условия для окатоличивания представителей высших слоев украинского
общества, предоставляя шляхте латинского обряда права, которыми была
обделена шляхта православная (быть избранными на высшие
правительственные должности — воевод и каштелянов, — а значит, заседать в
сенате и реально быть среди первых людей Речи Посполитой, влияя на ее
политику).
В ситуации всестороннего давления на
последователей византийского обряда князь Константин Острожский оказался
среди самых стойких православных аристократов и государственных
деятелей Речи Посполитой высшего ранга, которые выступили против унии
(кроме него это были князья Збаражские, Друцкие-Соколинские, Корецкие и
др.; интересно, что в неправославной среде уния также не везде нашла
поддержку: против нее выступили некоторые государственные деятели из
числа римо-католиков и протестантов).
Особенное негодование князя Константина
вызвало тайное, без обсуждения православной общественностью, заключение
Брестской унии. В широко распространенном письме он провозгласил
инициаторов унии «волками в овечьей шкуре», предавшими свою паству, и
призывал верующих к открытому противостоянию. Послав официальный протест
королю Сигизмунду III (который его проигнорировал), Константин
Острожский вступил в антикатолический союз с польскими протестантами,
угрожая поднять вооруженное восстание. Под его влиянием оставшаяся
верной православию шляхта (часть которой уже входила в круги
формировавшегося казачества) собиралась на уездные (волостные) сеймы и
высказывалась против унии. Ведущие монастыри, и прежде всего
Киево-Печерская лавра, которую в то время возглавлял ярый ревнитель
православия Никифор Тур, решительно отвергли унию и предали проклятию ее
инициаторов.
Этими решительными действиями
Константину Острожскому совместно с друзьями и сподвижниками (Никифором
Туром, Иваном Вишенским, острожским шляхтичем Мартином Броневским,
писавшим под псевдонимом Христофор Филалет и др.) удалось во многом
сорвать планы приведения в состояние унии всего украинско-белорусского
православия. В 90-х годах XVI века в Украине появляется целое
направление религиозно-полемической литературы, достигшее своего
расцвета в следующие десятилетия.
Однако на православных землях
польско-литовского государства возможности противостоять униатству и
католическому давлению были не у всех одинаковыми. В ближайшей к Польше
Галиции и на большей части Волыни позиции католицизма к концу XVI века
были уже весьма сильны и власть принадлежала католикам, в том числе из
знатных западно-украинских родов. Но Среднее Поднепровье было затронуто
польско-католическим влиянием еще относительно мало. Более того, пост
киевского воеводы сохранял за собой приверженец православия Константин
Острожский.
Это не позволяло сторонникам унии
широко (как в Галиции или Литве) предпринимать в Киеве и округе
насильственные действия против православных. Подчинению папе здесь
решительно противились все сословия, в особенности само духовенство,
казаки и горожане.
Стоит сказать и о меценатской
деятельности князя Острожского в поддержку православной церкви. В Киеве
благодаря его заботам и материальной помощи были восстановлены
Кирилловский и Межигорский монастыри, нового расцвета достигла
Киево-Печерская лавра, на Подоле были построены церкви Николы Доброго и
Рождественско-Предтечинская. По преданию, он был патроном более 1000
православных церквей по всей Украине.
Меценатство, издательская деятельность и
политическое заступничество Константина Константиновича, его неутомимая
просветительская работа помогли украинскому православию выстоять и
окрепнуть в годы католического давления и насаждения униатства.
Однако процесс окатоличивания и
полонизации украинско-белорусской аристократии приобретал необратимый
характер. В католицизм переходили некогда известнейшие православные
княжеские дома. Более того, еще при жизни Константина-Василия его дети
тоже перешли в католицизм, а единственный оставшийся верным православию
сын Александр умер раньше отца.
В XVII веке на авансцену украинской
истории выходят новые, сохранявшие верность православию, социально
активные слои — горожане (мещане) и духовенство, главным образом самого
Киева, а также становящееся грозной военной силой запорожское
казачество.
|