Творчество Максима Березовского —
первого из триумвирата великих украинских композиторов XVIII в. —
явилось эпохой в истории становления российской и украинской
профессиональных композиторских школ, выдающимся художественным явлением
в духовной и светской музыке. Он смог гармонически соединить простоту с
изысканностью, музыку и текст. Создав новое направление партесного
пения, он в то же время опирался на мелодичность, присущую украинскому
народному мелосу.
Сохранилось мало архивных документов,
дающих возможность определенно очертить жизненный путь композитора.
Известно, что М. Березовский родился и сформировался как музыкант в
Украине, но большую часть своей жизни провел за ее границами.
Не установлена и точная дата его
рождения. Большинство исследователей считают, что Максим Созонтович
Березовский родился 27 октября 1745 г. (ст. ст. — 16 октября) в г.
Глухове. Происходил, возможно, из казацкой семьи.
До 1764 г. Глухов, как гетманская
резиденция, считался столицей Украины. В резиденции Кирилла
Разумовского, ставшего гетманом, когда Максиму исполнилось 5 лет, были
театр и прекрасная певческая капелла. Город имел знаменитую музыкальную
школу, основанную в 30-х годах XVIII в., в программу которой входило
изучение хорового пения, игры на скрипке, гуслях, бандуре, подготовка
певцов, хористов, оркестрантов для Петербургского двора, в частности для
Придворной певческой капеллы. Точных данных об обучении Березовского в
Глуховской музыкальной школе пока что не найдено.
Больше известно о том, что Березовский
учился в 1750-е годы в Киево-Могилянской академии и достиг класса
риторики (дошёл до шестого класса и получил основательное образование).
Киево-Могилянская академия во время
обучения в ней М. Березовского была главным образовательным и важным
культурным центром Украины. При ней действовали театр и хор. Музыка, с
которой мог познакомиться Максим (украинский фольклор, духовные и
светские канты, духовные партесные концерты), стала почвой для его
творчества.
Во время обучения в Киево-Могилянской
академии М. Березовский уже писал трех- и четырехголосные хоровые
произведения, исполняемые студентами.
В 1758 г. граф П. Румянцев, будущий
президент «Малороссийской коллегии», обратил внимание на Максима и взял
его к царскому двору.
29 июня того же года его приняли на
службу к великому князю Петру Федоровичу (позже — император Петр III) и
зачислили певцом в труппу Ораниенбаумского придворного театра, в котором
артистами были преимущественно итальянцы, а оркестрантами — немцы.
М. Березовский выступал в главных
ролях минимум в двух операх итальянских композиторов: в роли Поро в
опере «Александр в Индии»(1759) Франческо Арайи (работал продолжительное
время придворным капельмейстером в России) и в роли Иркана в опере
«Признанная Семирамида» (1760) Винченцо Манфредини (в то время —
руководитель театра в Ораниенбауме).
Участие Березовского в спектаклях
вместе с итальянскими актерами, в частности, в опере Ф. Арайи, состоящей
из ряда виртуозных партий, говорит о том, что он имел прекрасный голос
широкого диапазона, обладал виртуозной вокальной техникой и владел
итальянским вокальным стилем бельканто.
Сохранились списки исполнителей оперы
«Александр в Индии». За исключением М. Березовского, все другие солисты
были женщины (преимущественно итальянки), исполняющие мужские роли,
предназначенные для сопранистов (кастратов).
Одновременно М. Березовский пел в
Придворной певческой капелле, возглавляемой Марком Полторацким,
большинство хористов которой были украинцами. Высокий исполнительский
уровень капеллы удивлял даже иностранных музыкантов.
В начале 60-х годов XVIII в.
М. Березовский брал уроки композиции и контрапункта у Франческо Цопписа —
венецианского музыканта, приехавшего с итальянской труппой Локателли в
1757 г. и оставшегося в России. Ф. Цоппис руководил театральным
оркестром, писал духовные хоровые произведения. В 1765 г. он заменил
Полторацкого в Придворной капелле.
После дворцового переворота 1762 г.,
возведшего на престол Екатерину II, артистов, которые пели в
Ораниенбаумском театре, в том числе и Березовского, перевели в
итальянскую труппу (так называемую «итальянскую компанию»).
Произошли изменения в личной жизни
Максима. 11 августа 1763 г. Екатерина II специальным указом постановила
«находящемуся в службе при дворе Ея Императорскаго Величества при
итальянской компании певчему Максиму Березовскому дозволить жениться той
же компании на танцевальной девице Франце Ибершерше и притом соизволено
указать пожаловать ей платье». 19 октября 1763 г. Березовский
обвенчался с девушкой. О семейной жизни сведений нет, кроме упоминания
об увольнении жены со службы в 1774 г.
Как композитор Максим был довольно
популярен. «Камер-фурьерский журнал» (22 августа 1766 г.) сообщает, что в
Янтарной комнате царского дворца во время игры в карты «для пробы
придворными певчими был пет концерт, сочиненный музыкантом Березовским»
(исполнение «для пробы» значило премьеру). В другом источнике есть
информация, что «…отличился нынче работающий придворным камерным
музыкантом Максим Березовский» и называется ряд его духовных
произведений, исполняемых Придворной капеллой.
Березовский общался с выдающимися
музыкантами Европы, отечественными певцами и инструменталистами,
работающими в капелле и столичных оркестрах. Исключительная одаренность,
многогранность таланта (кроме композиторской деятельности и выступлений
в опере, он в совершенстве владел скрипкой и клавесином) позволили ему
завоевать признание в сердце музыкальной культуры Европы — Италии.
Дирекция российских императорских театров направила Березовского на
обучение к прославленному педагогу и теоретику Болонской филармонической
академии Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Мартини, у которого учились
К. Глюк, А. Гретри, В. А. Моцарт и др.
Существует несколько версий даты
отъезда Березовского в Италию: от 1765 до 1769. Управляющий
императорскими театрами И. Елагин в письме от 12 февраля 1770 г. просил
Мартини хорошо обучать Березовского, а также сообщить о его
способностях. Отвечая Елагину, Джамбаттиста в письме от 24 апреля
1770 г. отмечал талант и музыкальные способности Березовского и писал о
том, что он передаст ему все свои знания в искусстве контрапункта.
Скорее всего, Березовский находился в Италии около трех лет (1769–1773).
В записи о выезжающих из Санкт-Петербурга за границу 26 мая 1769 г. Березовский назван курьером, едущим в Вену к князю Голицыну.
В те времена Болонья была выдающимся
культурным центром Италии. Гордостью знаменитой Филармонической академии
был падре Мартини, который во время пребывания в академии Березовского
работал над вторым томом «Истории музыки» и заканчивал свой трактат о
контрапункте. Его колоссальная музыкальная библиотека считалась одной из
самых крупных в Европе. Исключительная человечность этого музыканта
благоприятствовала его плодотворной педагогической деятельности: юноши,
приезжавшие со всей Европы, всю жизнь хранили симпатию и глубокое
почтение к своему «падре».
Не исключено, что ему приходилось
поддерживать и Максима Березовского, которому слишком уж нерегулярно
присылали из Петербург деньги на обучение и проживание.
В Болонье тогда жили Франческо Арайя
(1709 — ок. 1770), в операх которого Максим пел ещё в Ораниенбауме,
бывшая партнерша — певица Катарина Бригонци — и Винченцо Манфредини
(1737–1799), также знакомый Березовского по ораниенбаумской труппе,
осуществивший весной 1770 г. в театре «Комунале» постановку своей оперы
«Армида». Мог общаться Березовский еще с одним выдающимся музыкантом —
всемирно известным певцом Фаринелли (Карло Броски, 1705–1782), который
поддерживал с Д. Мартине дружеские отношения. Общение Березовского с
музыкантами такой высокой квалификации способствовало успешному
завершению его обучения в Болонской академии и повлияло на все его
творчество.
Пройдя, как того требовали правила,
нижнее и среднее звено обучения, на протяжении года проявив себя в
творческой деятельности, ученик допускался к экзамену на звание
академика. М. Березовский сдавал его (вместе с известным чешским оперным
композитором Мисливечеком) 15 мая 1771 г.
С небольшим, но сложным заданием,
требовавшим совершенного владения контрапунктом строгого стиля,
М. Березовский справился успешно. Его экзаменационная работа до сих пор
хранится в архиве академии. Вместе с Максимом членом академии стал и
Мисливечек, а за восемь месяцев до них (9 октября 1770 г.) — 14-летний
В. А. Моцарт. Их имена высечены золотом рядом на мраморных плитах
Болонской филармонической академии.
В Болонье были написаны лучшие из его
причастных стихов и вся «Литургия», которые стали наиболее весомой
частью его творческого наследия.
Один из биографов Березовского
Е. Болховитинов отмечал, что «ждала слава его уже и в России, так как он
еще из Италии прислал в столицу несколько церковных концертов, которые в
общем были одобрены».
Как ни сложно жилось в Италии Максиму,
кроме Болоньи он, по-видимому, бывал и в других городах: ведь друзья —
музыканты из итальянской труппы — к тому времени возвратились из России
домой. Приходилось зарабатывать на жизнь музыкой. В 1772 г. композитор
сочинил в Пизе сонату для скрипки и чембало, в начале 1773 г. во время
карнавала в оперном театре Ливорно была поставленная его опера
«Демофонт». Некоторые документы дают основания предполагать, что эта
опера была поставлена также во Флоренции, а короткий список его
документированных «итальянских» произведений — на самом деле намного
больше.
Довольно долго считалось, что
композитор выехал из Италии в Петербург в 1775 г. и связывали это с
возвращением в Россию графа Орлова, который привез пресловутую княжну
Тараканову. Но был найден рапорт Коллегии внутренних дел России,
информировавший, что капельмейстер Березовский выехал из Италии 19
октября 1773 года. И все же статус и круг знакомств придворного
музыканта дают повод для многих романтических и детективных домыслов.
Такой же загадкой представляется и
дальнейшая жизнь композитора по возвращении в Санкт-Петербург.
М. Березовского, имеющего широкое признание в Италии, титул члена
Болонской филармонической академии, большие знания и опыт театральной,
педагогической и исполнительской деятельности, — зачислили на ту же
должность композитора с небольшим жалованьем, которую он занимал до
поездки в Италию. Должности капельмейстера, как это предусматривал титул
академика, он не дождался.
После бурной музыкальной жизни Италии
атмосфера в России казалась Березовскому душной и невыносимой.
Социальное положение профессиональных музыкантов, за исключением
приезжих из Западной Европы, находилось на уровне придворных слуг и
крепостных крестьян.
В России, кроме Бортнянского, еще не
возвратившегося из Италии, не было композиторов его уровня, но
относились к Березовскому как к рядовому служащему. Ходили слухи, что
князь Г. Потемкин обещал открыть в Украине (Кременчуг) музыкальную
Академию и поставить ее директором Березовского. Но эта идея была
реализованная лишь в 1786 г.
Максима Березовского к тому времени
уже не было в живых… Униженный, обойденный вниманием, одинокий,
обнищавший и разочарованный, он все чаще впадает в депрессию. В 1777 г.,
возможно, во время нервного срыва, Березовский покончил жизнь
самоубийством. Правда, и в смерти его много странного, ибо обнаружили
его с перерезанным горлом…
«Композитор Максим Березовский умер
сего месяца 24 дня. Заслуженное им жалованье надлежало бы по сей день и
выдать. Но как по смерти его ничего не осталось, и покрыть тело нечем,
то извольте, Ваше Высокоблагородие, выдать по первое число мая его
жалованье придворному певчему Иакову Тимченке. Иван Елагин. Март, 25-го
дня 1777 г.», — это последний из немногих документов, которым очерчено
жизнь, творчество и гибель гения европейской музыки XVIII в. — украинца
Максима Березовского. |