Ситуация, сложившаяся на
украинско-белорусских землях в результате принятия верхушкой церковной
иерархии Брестской унии 1596 года, породила глубокие противоречия в
настроениях верующих. Особенно это относилось к образованной части
православных в пределах польско-литовского государства.
На стороне униатства были сила, власть и
деньги. Но, может быть, главное заключалось в том, что православие,
каким оно было в XVI веке у восточнославянских народов и на Балканах,
едва ли не во всем (кроме разве что глубины мистического опыта отдельных
иноков и иконописи) уступало католицизму. Здесь не было ни
упорядоченной догматики, ни разработанной теологии, ни дополнявших и
углублявших богословие философских систем, ни сколько-нибудь развитой
литературной традиции, ни налаженной системы образования.
Большинство представителей духовенства,
мирян Украины и Белоруссии категорически не желало принятия унии,
подчинения папскому престолу. Однако им трудно было обоснованно и
доказательно противопоставить схоластически отработанной догматике
католицизма истины восточной церкви.
Православная патриотическая традиция не
развивалась, по сути, с IX века, а тот всплеск духовной активности
XIII–XIV веков, который условно называют «византийским гуманизмом», на
культуру славянских народов заметного влияния не оказал. До начала XVII
века внимание акцентировалось не на культуре разума и просвещения
(которые все более утверждались в Западной Европе), а на глубине личных
мистических переживаний, не нуждавшихся в их рационально-образном
обосновании и представлении.
Поэтому душой не принимавшие унии
образованные и чуткие в нравственном отношении приверженцы православия в
XVI — начале XVII века осознавали, что теоретически они мало что могут
противопоставить стройной архитектонике католицизма. Католическое
насилие, как и униатское подчинение папскому престолу, вызывали у них
протест. Но оспаривать аргументы, не имея своей равной по масштабу
богословско-философской системы, было трудно.
Поэтому в развернувшейся полемике с
униатством и католицизмом многие из наиболее талантливых, образованных и
впечатлительных ее участников оказались в двойственном положении. Они
стремились к примирению противоборствующих сил и в течение жизни
примыкали, причем искренне, в соответствии с изменениями своих
убеждений, к той или другой стороне. Наиболее ярким тому примером
является выдающийся украинский филолог, писатель-полемист, просветитель и
церковный деятель Максим Смотрицкий, более известный под своим
монашеским именем Мелетий.
М. Смотрицкий родился по одним данным
около 1572 года, а по другим — в 1578 году в православной шляхетской
семье. Его отец, Герасим Смотрицкий, был высокообразованным человеком,
владел, кроме книжного украинского и церковнославянского, также
польским, древнегреческим языками, латынью. До 1576 года он занимал пост
городского писаря при магистрате в Каменце-Подольском, а затем был
приглашен известным меценатом и ревнителем православия, князем
Константином-Василием Острожским в его резиденцию на Волынь.
Герасим Смотрицкий вскоре стал идейным
лидером собравшегося вокруг князя Константина кружка православных
культурных деятелей и в 1580 году возглавил Острожскую коллегию
(академию). Уже в первые годы своего пребывания в Остроге он издал
«Букварь» для братских школ Украины. Параллельно он возглавил работу по
подготовке издания первой славянской Библии, которая печаталась в
Острожской типографии покинувшим пределы Московского царства
И. Федоровым (Федоровичем). Г. Смотрицкий написал к этому изданию
стихотворный пролог, сделал большую часть переводов канонических текстов
с греческого на церковнославянский, сверив их с латинским образцом,
осуществил общую редакцию текста.
Издание «Острожской Библии» стало
главным делом жизни Г. Смотрицкого. В обстановке усиливавшегося
католического давления он не мог быть в стороне от острых религиозных
споров своего времени. В 1587 году отец Мелетия опубликовал «Ключ
Царства Небесного и нашей христианской духовной власти нерушимый узел» и
«Календарь римский новый». В те же годы он написал еще много
полемических и сатирических произведений, направленных против иезуитской
пропаганды. Особенной критике в них подвергалось католическое учение о
божественном происхождении папской власти.
Живая, творческая атмосфера кружка
православных просветителей, обстановка в семье и обучение в Острожской
коллегии определили духовный статус Максима Смотрицкого. Однако, как и
для его отца, учителей, старших друзей, верных православию, тяжелым
ударом для него стало принятие унии. Особенно удручали начавшиеся после
этого захваты униатами при помощи польских солдат храмов и монастырей,
погромы, чинимые в православных братских школах. Однако М. Смотрицкий
прекрасно понимал, что избранная такими столпами православной ортодоксии
как, скажем, И. Вишенский, позиция категорического неприятия всех
шедших с Запада культурных и богословских веяний не может быть
продуктивной. Закрыться от воздействия католического мира не
представлялось возможным. Защищать православие и свою культурную
традицию можно было, только освоив различные пласты западной культуры (в
том числе и теологический). Поэтому выпускник Острожской коллегии для
более глубокого ознакомления с основами католицизма в 1601 году
поступает в Иезуитский коллегиум в Вильно. Полученная там подготовка
была достаточной для продолжения всестороннего образования в
авторитетнейших университетах Европы.
После недолгого пребывания в Бреслау
(Вроцлаве), он в течение ряда лет слушает курсы лучших немецких
профессоров в Лейпциге, Нюрнберге и Виттенберге (в котором столетием
ранее Лютер зажег пламя Реформации). М. Смотрицкого интересует буквально
все — от анатомии и астрономии до поэтики и богословия. К тридцати
годам он становится энциклопедически образованным человеком. Получив
фундаментальное гуманитарное образование, он добивается присуждения ему
степени доктора медицины. В те же годы, глубоко проникшись поэтической
культурой итальянского гуманизма, М. Смотрицкий переводит на польский
язык стихи Петрарки.
Около 1608 года он возвращается в
Вильно и становится одним из ведущих деятелей православного братства
этого города. В том же году он издает остро полемический трактат
«Антиграфы», в котором защищает основы восточной веры от нападок со
стороны католиков и униатов. Искреннюю боль от унижений, которой
подвергалась в те годы в Речи Посполитой православная церковь, выражает
его поэтический «Тренос, или Плач» (1610). Со справедливыми укорами
М. Смотрицкий обращается к перешедшим в униатство представителям
духовенства и знатных домов. Особенно красноречиво он осуждает
подписавшую Брестскую унию высшую церковную иерархию.
Решив полностью посвятить свою жизнь
служению православной вере и духовному просвещению народа, М. Смотрицкий
в 1616 году принимает монашество под именем Мелетия. В том же году, на
уровне лучших западноевропейских образцов, он публикует в Вильно свою
фундаментальную славянскую «Грамматику». Во многочисленных редакциях и
переработках она почти на полтора столетия становится базовым учебником в
школах Украины, Белоруссии и России (в частности, переиздается в Москве
в 1648, 1721 и 1723 годах), а также Румынии, Болгарии и Сербии (где
была в последний раз напечатана в 1755 году). Именно эта книга послужила
основой «Грамматики русской» М. Ломоносова, изданной в 1755 году, и
всех последующих восточнославянских грамматик.
В начале XVII века деятельность
православных братств в Литве и Белоруссии, как и на западно-украинских
землях, становилась все более затруднительной. Центром православной
образованности оставался Киев с его Печерской лаврой и влиятельным
братством. Польские власти, католики и униаты чувствовали себя здесь не
столь прочно, тогда как решительную поддержку православным кругам
оказывало запорожское казачество во главе с гетманом П. Сагайдачным.
С 1616 года в Киеве на Подоле начала
работу братская школа, создателем и первым ректором которой стал Иов
Борецкий. Этот выдающийся просветитель и церковный деятель пытался
объединить лучшие православные силы и, среди прочих, пригласил
преподавать в братской школе Мелетия Смотрицкого. После того, как
И. Борецкий, развернувший активную работу по восстановлению Киевской
православной митрополии, в 1618 году стал настоятелем киевского
Михайловского Златоверхого монастыря, М. Смотрицкий принял руководство
основанной им школой.
В 1620 году старания православного
духовенства увенчались успехом. Киевская митрополия восстала из пепла.
Возглавил ее И. Борецкий, а его друг и сподвижник иеромонах Мелетий был
послан на епископскую кафедру в Полоцк. Там он публикует на польском
языке несколько трактатов полемического характера, пытаясь найти путь к
разумному компромиссу между христианами всех конфессий.
Преимущества западной образованности
для Мелетия были очевидны, однако он считал, что это не дает папе
римскому права духовной власти над православными. Не принимал Мелетий и
католических догматов (нисхождения Святого Духа одновременно от
Бога-Отца и Бога-Сына, первенства папства в христианской церкви, а тем
более — светской власти римского первосвященника).
Восстановление православной иерархии на
украинско-белорусских землях встретило ожесточенное сопротивление со
стороны католиков и униатов. Польский король не решился предпринять
против нее репрессивные меры, поскольку ему нужна была помощь
украинского казачества в борьбе с Турцией. Однако во многих городах,
особенно в Западной Украине и Белоруссии, где позиции униатов были
прочнее, чем в Приднепровье, постоянно происходили антиправославные
акции.
Конфессиональное противостояние с
каждым годом усугублялось и в Полоцке, где постоянные козни против
православия чинил униатский епископ города Иосафат Кунцевич. Но в 1623
году он был убит восставшиг ми прихожанами в Витебске.
Убийство Иосафата Кунцевича, соперника и
непримиримого врага Мелетия, произвело на украинского ревнителя
православия большое и тяжелое впечатление. Как чуткий и совестливый
христианин он возлагал моральную ответственность за совершенное
преступление и на себя, поскольку не сумел предотвратить кровавую
развязку борьбы. В молитвенном смирении он оставляет епископскую кафедру
Полоцка и отправляется в трехлетнее паломничество к святым местам и
обителям Греции, Сирии и Палестины.
Но каково же было его разочарование от
увиденного и услышанного там! Вместо высокой духовности и византийской
учености Мелетий Смотрицкий столкнулся с массовым невежеством и упрямым
догматизмом, закрытостью, подозрительностью ко всему новому и
нетрадиционному. По сравнению с новаторством и динамизмом хорошо
знакомого ему Запада, Восток производил впечатление ортодоксальной
застойности.
Уровень греческого богословия, как и
образованности в целом, оказался по сравнению с западной духовной
культурой чрезвычайно низким. Под пеплом византийского православия тепло
жизни более не ощущалось. Учиться у греков было нечему, и Мелетий решил
для себя, что защищать родное и милое его сердцу православие в его
теперешнем состоянии более нет смысла. Оно, как ему казалось, не может
противопоставить католицизму (со всем богатством западноевропейской
постренессансно-барокковой культуры) ничего действенно живого.
В душе и жизни Мелетия произошел
тяжелый перелом. Вернувшись в Киев из путешествия на восток, он в 1627
году тайно, чтобы не спровоцировать разрыва отношений со своими старыми
друзьями, переходит в униатство. Однако через год это становится
общеизвестным и он, оказавшись чужим среди своих, переезжает на Волынь.
Там Мелетий становится настоятелем униатского Дерманского монастыря,
входя в роль своего среди чужих.
В последние годы жизни М. Смотрицкий
публикует ряд пространных произведений, в которых отрекается от своих
прежних антиуниатских выступлений и обосновывает выбор в пользу
униатства плачевным состоянием мирового, в особенности греческого,
православия, а также необходимостью единения всех христиан. Эти его
труды, в частности, написанные в защиту униатства «Протест», «Апология»
(1628) и «Параинезис» (1629) были решительно осуждены православными
кругами Киева, где рядом с уже достигшим преклонного возраста Иовом
Борецким видную роль начинал играть унаследовавший митрополичью кафедру
Петр Могила.
Горечь от разочарования и разрыва с
прежними друзьями и единомышленниками ускорила кончину М. Смотрицкого.
Он умер в 17(27) декабря 1633 года.
Выдающаяся роль М. Смотрицкого в
истории Украины и всех восточнославянских стран остается неоспоримой.
Мелетий был одним из первых православных славян, глубоко изучивший
западную культуру рубежа XVI–XVII веков и пытавшийся соединить ее
достижения с основами православного вероучения.
В отечественной духовной традиции
М. Смотрицкий был первым, кто широко и компетентно использовал идеи
мыслителей средневековой Западной Европы (Фомы Аквинского, Бонавентуры) и
эпохи Возрождения (прежде всего Николая Кузанского и Эразма
Роттердамского). В его творчестве выразительно проступают черты
утверждавшейся тогда в католических странах культуры барокко. При этом
через всю его жизнь проходит стремление соединить родственные, но в то
же время и глубоко различные, духовные основы восточно-христианской и
западно-христианской культур. В этом он выступает предшественником не
только Петра Могилы, но и идейного вдохновителя петровских
преобразований в России Феофана Прокоповича, а далее — Григория
Сковороды и Владимира Соловьева.
|