Михаил Петрович Драгоманов является
одной из ключевых фигур в украинской общественно-политической и
социально-философской мысли XIX в. В его лице соединились политический
деятель и ученый-политолог, исследователь всемирной и отечественной
истории, социолог, этнограф, экономист, фольклорист, публицист и
литературный критик. Среди украинских деятелей того времени Драгоманов
был в числе немногих, кто прекрасно ориентировался в море новейших
социально-политических теорий Западной Европы и России и принимал
активное участие во всероссийском и, частично, в европейском
освободительном движении. Становлению Драгоманова как
общественно-политического деятеля предшествовала деятельность киевского
Кирилло-Мефодиевского братства 1840-х гг., членами которого были
Н. Костомаров, П. Кулиш, Т. Шевченко. Идеалы кирилло-мефодиевцев
сочетали социальный, национальный и политический аспекты и базировались
на принципах христианской этики (с которыми, правда, несколько
контрастировал бунтарский радикализм Т. Шевченко). Члены братства смутно
представляли себе общество социальной справедливости, однако были
единодушны в том, что первым шагом на пути к его построению должна стать
отмена крепостного права, равенство всех славянских народов в пределах
общеславянской федерации на основе демократического самоуправления.
Права и свободы человека мыслились ими как находящиеся в гармонии с
высшими общественными интересами. Такие взгляды по духу вполне
соответствовали демократическим и социалистическим исканиям на Западе
второй четверти XIX в.
Важным этапом становления украинской
социал-демократической традиции можно считать деятельность братств
(«громад»), возникших в начале 60-х гг. XIX в. в крупных городах
Украины: Киеве, Чернигове, Полтаве, Харькове и др. Ведущую роль в
общественно-политической жизни украинского общества играла «Киевская
громада», возглавляемая Владимиром Антоновичем. Воззрения «громадовцев»
вполне соответствовали общему духу подымавшегося в Российской империи
народничества, представители которого выступали за социальную
справедливость и демократизацию всех сторон общественной жизни.
Именно тогда на
общественно-политическом и литературном горизонте изошла звезда Михаила
Драгоманова. Три последующие десятилетия его жизни были наполнены
упорным трудом и неутомимой борьбой за лучшую жизнь своего народа.
«Жизнь военным лагерем тянулась» — этими словами, сказанными великим
И. Франко о себе, с уверенностью можно характеризовать и жизнь
М. Драгоманова.
Работая на благо современности,
стремясь в опыте прошлого, в достижениях других народов, других культур
уловить важные импульсы для подъема социальной и культурной инициативы
собственной нации, для скорейшего ее возвращения в семью культурных
наций, Драгоманов менее всего заботился о том, чтобы угождать каким-либо
авторитетам или господствующей «моде». С гимназической скамьи он, как
справедливо заметила С. Русова в рецензии на первый том «Собрания
политических сочинений» М. П. Драгоманова, «отличался необычайной
независимостью мнений и непоколебимой убежденностью», и эта
независимость ученого исходила вовсе не из ложных амбиций, а из
исторической эрудиции и широты политического и научного синтеза,
присущей ему.
Михаил Петрович Драгоманов родился 18
сентября 1841 г. в Гадяче на Полтавщине, в семье мелкопоместных дворян,
потомков казацкой старшины. Его отец, разделяя либеральные взгляды того
времени, словом и делом помогал своим крестьянам; будучи человеком
весьма образованным, он собирал народные песни, писал стихи на
украинском языке. «Я чрезвычайно обязан своему отцу, который развил во
мне интеллектуальные интересы, с которым у меня не было нравственного
разлада и борьбы…», — напишет позже Михаил Петрович. Дядя Михаила, Яков
Драгоманов, служивший прапорщиком полтавского пехотного полка во времена
наполеоновских войн, в молодые годы был членом киевского масонского
Общества объединенных славян, за что после подавления восстания
декабристов попал в Петропавловскую крепость. И хотя за отсутствием
состава преступления его вскоре выпустили, он до конца жизни находился
под строгим надзором полиции.
М. Драгоманов с детских лет свободно
владел украинским и русским языками, к знанию которых впоследствии
добавилось еще пять европейских языков. Годы учебы в Гадячском уездном
училище и Полтавской гимназии были временем накопления знаний,
расширения кругозора, формированием устойчивого интереса к новейшим
политическим течениям. Михаил уже тогда поражал преподавателей своей
необычайной целенаправленностью, работоспособностью и образованностью.
Его сестра Ольга (будущая писательница Олена Пчилка, мать Леси Украинки)
вспоминала, что «книжек… Михаил перечитал еще в гимназии такое
множество и таких авторов, что многие ученики средних школ позднего
времени… удивились бы, услышав, что среди тех авторов были и такие, как
Шлоссер, Маколей, Прескот, Гизо».
Осенью 1859 г. Михаил поступил в
Киевский университет на историко-филологический факультет. С детских лет
впитывая в семье либерально-гуманистические взгляды, юноша близко
принимает народнические идеалы. Но, в отличие от большинства
украинофилов того времени, его интересует не столько
национально-этнографическая, сколько социально-экономическая сторона
освободительного движения. Этапным в становлении М. Драгоманова как
политического и общественного деятеля явилось его выступление над гробом
Шевченко в Киеве, когда прах великого Кобзаря перевозили в Канев на
Чернечью (ныне Тарасову) гору. Пылкие слова юного оратора о том, что
каждый, кто идет служить народу, тем самым надевает на себя терновый
венец, оказались пророческими.
Подобно многим студентам и выпускникам
Киевского университета 50–60-х годов, М. Драгоманов принимает участие в
организации воскресных школ, однако расходится во взглядах с наиболее
радикальными «хлопоманами»-народниками, не разделяя их чрезмерного
увлечения национализмом. Тогда же он сближается с Владимиром Антоновичем
и в 1863 г. вступает в «Киевскую громаду», члены которой в этот период
подвергались жестоким гонениям со стороны властей. Довольно скоро
М. Драгоманов становится одним из лидеров этой организации. Во взглядах
Драгоманова наиболее последовательно отразился курс на сочетание
социализма с национальной идеей, выраженный им в ставшей довольно
известной формуле: «По обстоятельствам Украины, тут плох тот украинец,
который не стал радикалом, и плох тот радикал, который не стал
украинцем». После окончания учебы М. Драгоманова
оставили в университете на преподавательской работе. С 1864 г. он
начинает читать лекции по всемирной истории, занимая должность
приват-доцента. В том же 1864 г. Михаил Петрович женится на актрисе
Людмиле Михайловне Кучинской (1842–1918), на всю жизнь ставшей его
верной помощницей и ангелом-хранителем семьи. Создание собственной
семьи, необходимость деньгами поддерживать младших брата и сестру
поставили его в довольно затруднительное материальное положение.
С середины 1860-х гг., в значительной
степени ради весьма скромных гонораров, М. Драгоманов сотрудничает с
либеральными общероссийскими периодическими изданиями, печатаясь в
«Санкт-Петербургских ведомостях» и «Вестнике Европы». Это делает его имя
известным образованной публике во всей империи. Писал он
преимущественно о положении крестьянства и проблемах помещичьего
землевладения; о национальном вопросе в Украине; критиковал российский
государственно-бюрократический цент-, рализм, отстаивая идеи автономии и
федерализма, а также право народов России на получение образования и
литературную деятельность на родном языке, в том числе на украинском.
В это время его социально-политические
убеждения носили весьма общий либерально-демократический характер. В
идейном отношении он связывал себя с близкими его семье традициями
украинского декабризма и идеями кирилло-мефодиевцев. Однако он все более
проникался влиянием модных в то время на Западе социалистических
концепций, в частности прудонизма. Идеалом Драгоманова была политическая
организация, близкая к государственному устройству Англии и Швейцарии.
Его позиция отличалась от взглядов российских народников: он отвергал
присущую им идеализацию русской общины и террористическую тактику.
Революционному нигилизму народников он противопоставил иную формулу,
ставшую моральным кредо для последующих поколений украинских деятелей:
«Чистое дело требует чистых рук». Украинский социализм в драгомановской
версии носил общечеловеческий, этический характер и стал ведущей
идеологией украинского движения во второй половине XIX — в начале XX вв.
Оставшись на преподавательской работе в
Киевском университете, М. Драгоманов активно берется за научные
исследования и уже в 1869 г… публикует работу «Вопрос об историческом
значении Римской империи и Гацит», которую в следующем году защищает как
магистерскую диссертацию. Римскую империю, вовсе не идеализируя ее, он
оценивает как прогрессивное явление, поскольку к началу III в. там были
уравнены в правах все свободные жители провинций с гражданами
столицы-завоевателя: подобного факта в истории ранее не наблюдалось.
В 1870–1873 гг. М. Драгоманов
находился в научной командировке в Европе. Эта поездка, помимо
собственно научных результатов, позволила ему глубже познакомиться с
идеями западного социализма, в частности марксизма, воспринятого им
довольно критически.
Сам Драгоманов считал себя
социалистом, но понимал социализм не как учение о классовой борьбе, а
как идею социальной справедливости преимущественно в этической
плоскости. Постепенно его социально-философские взгляды становятся более
четкими и выразительными. Реальным идеалом он считает демократический
федерализм, основу которого должны составлять самоуправляющиеся общины и
автономные национально-политические образования.
Вполне в духе времени, киевский
мыслитель в целом разделял основные принципы
позитивистско-эволюционистского мировоззрения и возлагал большие надежды
на общественный прогресс. Основой последнего, по его мнению, должны
стать научно-технические достижения и усовершенствование
общественно-политического устройства общества путем проведения
планомерных и последовательных реформ. Прогрессивным Драгоманов считает
все то, что знаменует движение к свободе и основанному на ней праву как
высшим общечеловеческим ценностям, с учетом национальных форм и
особенностей их толкования и реализации.
Живя в Европе, М. Драгоманов через
своего киевского друга С. Подолинского, выехавшего на Запад несколькими
годами ранее, устанавливает связи с российской политической эмиграцией и
вскоре близко сходится с П. Лавровым. Во время поездок во Львов
М. Драгоманов знакомится с молодыми галицийскими демократами И. Франко и
М. Павлыком, во многом повлияв на становление их мировоззрения.
Возвратившись в Киев, М. Драгоманов
занимает должность штатного доцента кафедры античной истории и активно
включается в деятельность «Старой громады». Под влиянием В. Антоновича
он увлекается украиноведением, главным образом фольклористикой.
Совместно с другими «громадовцами» он ведет большую работу по сбору и
систематизации украинских народных песен, активно сотрудничает в
киевском Юго-Западном отделении Российского географического общества, в
которое входило большинство деятелей «Старой громады».
В 1874–1875 гг. вместе с
В. Антоновичем М. Драгоманов издает двухтомник «Исторических песен
малороссийского народа». Однако общественно-политические взгляды лидеров
киевских «громадовцев» все более расходились. В. Антонович уделял
основное внимание национально-культурнической работе, тогда как
М. Драгоманов настаивал на приоритетности социально-политических задач,
выступая за переход от сугубо национальной культурно-просветительской
деятельности к собственно политической борьбе совместно с
представителями либерального и демократического движений России.
Характерной особенностью мировоззрения
зрелого М. Драгоманова было признание приоритетности свободы личности
над классовыми и национальными интересами, универсальных
общечеловеческих ценностей над культивированием национальной
исключительности. С этих позиций он начинает критиковать украинское
культурно-просветительское движение, стремившееся быть принципиально
аполитичным. Тут среди киевских «громадовцев» ближе всего к нему были
экономист Н. Зибер, а также антрополог и этнограф Ф. Вовк (известный в
России как Ф. Волков).
Различия во взглядах еще не служили
причиной раскола «Старой громады», тем более что М. Драгоманов не
отрицал важности национальнокультурнической работы. Однако
социал-демократические убеждения, открыто высказываемые им, привели к
тому, что он становился мишенью для нападок ретроградов. В конечном
счете по доносу М. Юзефовича в 1875 г. Драгоманов был уволен из
Киевского университета за «неблагонадежность». В знак протеста в
отставку с профессорской должности ушел и его ближайший друг Н. Зибер.
Подписание царем в мае 1876 г.
пресловутого Эмсского указа, запрещавшего украинское печатное слово,
поставило киевских «старогромадовцев» перед необходимостью перенесения
издательской деятельности за границу, и в 1876 г. «Старая громада» на
свои средства делегирует М. Драгоманова в Европу. После
непродолжительных остановок во Львове и Вене он поселяется в Женеве, где
и разворачивает бурную издательскую деятельность: основывает журнал
«Громада», издает книги на украинском, русском и западноевропейских
языках. В течение 1878–1883 гг. вышло пять томов альманаха «Громада»,
ставшего первым украинским общественно-политическим периодическим
изданием. Увидели свет многие произведения выдающихся украинских и
российских мыслителей, в частности Т. Шевченко (без цензурных правок) и
А. Герцена, взгляды которого были особенно близки М. Драгоманову. Сам
Михаил Петрович также активно печатается в различных европейских
изданиях.
М. Драгоманов все годы пребывания на
Западе теснейшим образом был связан с российской демократической
эмиграцией. В 1881–1883 гг. он редактировал журнал «Вольное слово», при
этом решительно осуждая революционный терроризм. Несмотря на постоянные
материальные трудности, М. Драгоманов часть своих гонораров непременно
вкладывал в издательскую деятельность. Драгоманова неизменно окружали
друзья и единомышленники, связанные с ним еще по киевскому периоду
жизни, — С. Подолинский, Ф. Вовк, Н. Зибер, Я. Шульгин и галицийский
ученый М. Павлык. Члены «Женевского кружка» поддерживают тесные
отношения с оказавшимися в эмиграции русскими оппозиционерами, в
частности с анархистом М. Бакуниным и социалистом П. Лавровым.
Среди политических работ
М. Драгоманова тех лет, написанных преимущественно на украинском языке,
следует отметить «Вступительное слово к „Громаде"» (1878), «Шевченко,
украинофилы и социализм» (1879), «Пропащее время — украинцы под
Московским царством (1654–1876)» (1880), «Историческая Польша и
великорусская демократия» (1883).
Во многом пророческими оказались его
публикации, касавшиеся расстановки политических сил в Европе, в
частности соотношения и тенденций дальнейшего развития «германства» и
«российства», польского и украинского движений. Последнее М. Драгоманов
оценивал вполне трезво, без романтического восторга, отмечая его
слабость и неспособность к действенной борьбе за создание независимого
государства. При этом он решительно выступал против «этнографического
национализма» и разрабатывал идею построения украинской политической
нации, подчеркивая особое значение для Украины русской культуры как
связующего звена в восприятии передовых европейских идей.
В эмиграции М. Драгоманов не оставляет
научных исследований в области фольклористики. Публикуются его «Новые
украинские песни об общественных делах. 1764–1880» (1881) и двухтомник
«Политические песни украинского народа XVIII–XIX вв.» (1883–1885).
Однако загруженность издательскими делами и публицистической
деятельностью практически не оставляли времени на
научно-исследовательские занятия, поэтому талант Драгоманова как
ученого-гуманитария широчайшего профиля и глубокого социального
мыслителя раскрылся далеко не в полной мере. Тем не менее во многом
благодаря усилиям М. Драгоманова Европа снова (после XVII–XVIII вв.)
заговорила об Украине.
О выдающемся месте М. Драгоманова в
общественно-интеллектуальной жизни последней четверти XIX в.
свидетельствует тот факт, что после смерти А. Герцена дети
писателя-демократа передали Михаилу Петровичу отцовский архив. Киевский
мыслитель фактически стал идейным и организационным наследником дела
А. Герцена. Поэтому не удивительно, что в начале XX в. лидеры российской
партии кадетов («Партии народной свободы»), имевшей влиятельные филиалы
в Киеве и других крупных городах Украины, считали Драгоманова своим
прямым предшественником.
В конце 1870-х гг. М. Драгоманов все
дальше отходит от культурнопросветительских установок «Старой громады»,
полемизирует с ее представителями и подвергает решительной критике
национально-романтическую идеализацию украинской старины. На этой почве с
1886 г. обострились разногласия между М. Драгомановым и большинством
«громадовцев», что привело к окончательному разрыву со «Старой
громадой», и она прекратила финансовую поддержку издательской
деятельности Драгоманова. Опасаясь преследований со стороны властей в
годы усиления реакции при Александре III, «Старая громада» постепенно
сворачивала свою деятельность.
В 1889 г. М. Драгоманов принял
приглашение возглавить кафедру всеобщей истории во вновь созданной
Высшей школе в Софии и переехал в Болгарию. Здесь прошли последние годы
его жизни.
В последний период творчества
М. Драгоманова, после его разрыва со «Старой громадой», были написаны
«Либерализм и земство в России» (1889), «Чудаческие мысли в отношении
украинского национального дела» (1891) и «Письма на Поднепровскую
Украину» (1893). В этих работах выразительно представлена его
общественно-политическая позиция. Драгоманов последовательно выступает
за преобразование России на принципах федерализма и автономии, за
признание культурного и языкового равноправия всех входящих в ее состав
народов, за введение парламентаризма западного образца в сочетании с
земскими органами самоуправления. Земскому движению Драгоманов придавал
большое значение, видя в нем не только зачатки демократического
общества, но и основу общественного сопротивления
самодержавно-бюрократическому диктату.
К мемуарному жанру принадлежат
написанные М. Драгомановым «Австро-русские воспоминания» (1889–1892),
посвященные зарождению отношений Михаила Петровича с галицийскими
культурно-политическими деятелями. Сохранилось множество писем
Драгоманова к И. Франко.
Общественно-политические воззрения
М. Драгоманова, которые можно охарактеризовать как
социал-демократические и конституционно-федералистские, в целом
сочетались с его позитивистским философским мировоззрением,
дополнявшимся высоким гражданским самосознанием. Ему в полной мере было
присуще стремление гармонически сочетать свободу личности с общественным
благом в рамках того гражданского устройства общества, которое
социал-демократия последующих десятилетий назовет «социальным
государством».
Признавая ценность и значимость
каждого народа, неповторимость национальных языков и культур,
обязательность соблюдения прав украинского народа, Драгоманов, тем не
менее, не абсолютизировал этнонациональный момент в истории и
общественной жизни Украины. Отстаивая права украинского народа на
сохранение и развитие собственной национальной культуры и языка, он
пришел к пониманию политической нации как гражданской общности людей,
проживающих на одной территории и находящихся в отношениях друг к другу в
соответствии с принятыми ими конституционными принципами.
При этом М. Драгоманова в равной
степени отталкивали как современный ему капитализм с жестокой
эксплуатацией человека человеком и социально-экономическим неравенством,
так и бюрократизм абсолютистского унитарного государства с бесправием
человека перед чиновничьим произволом. Вместе с тем, он никогда не
считал, что радикальные революционные методы способны улучшить
общественное состояние, категорически осуждая политический терроризм во
всех его проявлениях. Неудивительно поэтому, что Драгоманов,
пользовавшийся большим авторитетом среди украинской интеллигенции, в
конституционно настроенных кругах русского общества, а также у
социалистической и демократической общественности Европы, наталкивался
на абсолютное непонимание со стороны националистических и
шовинистических сил украинской, русской и польской общественности.
Украинские националисты упрекали его в космополитизме и москвофильстве;
русские шовинисты, радикалы и революционеры, обиженные критикой их
централизма («Историческая Польша и великорусская демократия»), видели в
нем украинского националиста; а некоторые польские журналы прямо
называли его «московским агентом».
Изнурительная работа, постоянные
материальные лишения, расхождения во взглядах со старыми друзьями
окончательно подорвали и без того слабое здоровье Михаила Петровича. 20
июня 1895 г. остановилось сердце этого выдающегося человека. Похоронили
его в Софии. После смерти мужа Людмила Михайловна Драгоманова вернулась в
Киев, где и дожила до начала гражданской войны.
Влияние М. Драгоманова в последние
годы жизни и после его смерти особенно сильно ощущается в Галиции (там
жили его друзья-ученики И. Франко и М. Павлык), где относительно большей
была свобода печатного слова, нежели на украинских территориях,
входивших в состав России. Однако и в Галиции, и в родном Киеве на
рубеже веков действовали так называемые «драгомановские» кружки
умеренной социал-демократической ориентации.
В воззвании группы украинцев-студентов
в Кракове, написанном и произнесенном В. Стефаником в 1895 г. в связи
со смертью Драгоманова, говорилось о наследии Михаила Петровича как
неотъемлемой составляющей украинской культуры, которое имеет огромный
вес не только теперь, но и будет решительно актуальным в будущем. Тогда
же журнал «Жите i слово» И. Франко обосновал необходимость полного
издания и изучения научных трудов и огромного эпистолярного наследия
ученого: «Сохранить память великого усопшего, использовать для народного
продвижения все те семена широких и здоровых мыслей, рассыпанных в его
писаниях, — вот величайшая задача друзей и почитателей
М. П. Драгоманова… Чем быстрее наша общественность, и особенно наша
интеллигенция приступит к спокойному разбору, к позитивному
использованию его богатого духовного наследия, тем лучше для нее».
После революций 1905 и 1917 гг.
идейное наследие М. Драгоманова привлекает пристальное внимание
умеренных социалистов и либералов-демократов, входивших в Центральную
Раду. Прежде всего это касается лидеров партий украинских
социалистов-федералистов Д. Дорошенко и С. Ефремова, а также украинских
федералистов-демократов во главе с В. Науменко.
Все сказанное дает нам основания
говорить о том, что М. Драгоманов был первым украинским теоретиком
социал-демократии, стоявшим вровень с передовой демократической и
социалистической мыслью Европы своего времени, а во многом и
превосходившим ее. |