М. Старицкий был деятелем как
национального, так и общероссийского литературного и культурного
процесса, человеком прогрессивного мировоззрения и большого самобытного
таланта.
Родился М. Старицкий 14(2) декабря 1840, в с. Клищинцы Золотоношского уезда на Полтавщине (ныне Черкасская обл.).
Род Старицких документально происходит
от полтавского протопопа Луки (XVII в.). Более отдаленные ветви
теряются в глубине веков, но — согласно семейным преданиям «восходят к
Рюриковичам».
Отец — Петр Иванович, отставной ротмистр, умер, когда мальчику было 8 лет.
Воспитывали маленького Михаила мать —
Анастасия Захаровна Лысенко и бабушка Елизавета. В имении дяди по матери
Александра Захаровича Лысенко была прекрасная библиотека, да и сам он
был человеком просвещенным и одаренным. Александр Захарович был женат на
простой крестьянке, обожал казачью старину, прекрасно играл на бандуре,
знал много дум и старинных песен. Михаилу он не только дал начальное
образование, но и воспитал в нем любовь к народу, интерес к истории и
народному творчеству.
Мать умерла, когда мальчику было 12
лет. Приехав к своему опекуну — Виталию Романовичу Лысенко, Михаил
впервые познакомился с своим десятилетним троюродным братом Николаем
Лысенко. С той поры побратимство их жизненное и творческое будет
продолжаться до смерти М. П. Старицкого и принесет украинской культуре
немало выдающихся произведений и художественных достижений.
Учился Михаил Старицкий с 1851 г. в
Полтавской гимназии, в 1859 г. вступил в Харьковский университет на
физико-математический, со временем — на юридический факультет. В
1860 г. — после студенческих волнений, Старицкий и Лысенко срочно
переводятся в Киевский университет, где попадают в круги прогрессивного
украинского и польского студенчества, составлявшего так называемую
Киевскую («Старую») громаду. Происходит знакомство М. Старицкого с
Михаилом Драгомановым и его сестрой Ольгой, Петром Косачем, Владимиром
Антоновичем, Павлом Житецким, с Тадеем Рыльским, Борисом Познанским, и
многими другими, чье самоотверженное служение национальной идее
определило политическое и культурное развитие Украины во второй половине
XIX — начале XX ст.
Студенческие сборы и митинги, работа в
воскресных школах и библиотеках, участие в театральных,
этнографических, хоровых кружках поглощали время и энергию Старицкого.
Большое влияние имел на него, как собственно и на целое поколение, его
тезка — Михаил Петрович Драгоманов, выдающийся социолог и публицист,
историк, литературный критик и фольклорист.
С университетских времен Драгомановы, М. Старицкий, М. Лысенко, П. Косач живут если не вместе, то в близком соседстве.
Весной 1861 г. М. Старицкий, приехав
на Полтавщину, вступает во владение отцовским наследством, и тогда же
женится на младшей сестре Лысенко — Софье Витальевне. В Киев
возвращается М. Старицкий лишь в 1864 г. Его глубоко поражает
«безнадежное уныние», которое он застает в общественной жизни.
Закончив обучение в университете в
1865 г., Старицкий покупает небольшое имение на Подолье — Карповку, куда
переезжает с семьей в 1868 г.
На некоторое время его поглощает
идиллия семейной жизни: очаровательная любимая жена (которой было на
время их бракосочетания лишь 14 лет), рождение детей, обустройство
имения, сосредоточенный литературный труд…
В 1871 г. М. Старицкий снова
возвращается в Киев и восторженно отдается литературной и
общественно-культурной деятельности, делает первые переводческие
попытки, публикует первые собственные стихи (под псевдонимом Гетьманец)
во львовских изданиях «Правда» и «Нива».
Возвращение Николая Лысенко после
обучения в Лейпцигской консерватории и общее оживление общественной
жизни все же заставляют Старицкого при первой возможности возвратиться к
Киев.
Активизируется в то время и
деятельность «Старой громады». Старицкий активно участвует в ее
деятельности, в основном в делах перевода на украинский язык
произведений европейской литературы. В то время, невзирая на цензурные
запреты, в переводах М. Старицкого выходят на украинском языке «Сказки
Андерсена» (1873), «Басни Крылова» (1874), «Песня о купце Калашникове»
М. Ю. Лермонтова (1876). Результатом путешествия М. Старицкого на
Балканы становится издание «Сербские народные думы и песни» (1876). Вместе с Н. Лысенко и семьей
Линдфорсов берутся они за организацию первого аматорского кружка, силами
которого поставлена сначала их первая оперетка «Черноморцы», а в 1874 —
оперетта «Рождественская ночь», с премьеры которой начинается отсчет
истории украинского театра, в частности оперного. Кружок Старицкого —
Лысенко превращается в Товарищество украинских актеров, усилиями
которого было поставлено немало пьес, опер и оперетт…
Между тем ’Эмс’ким указом 1876 г. был
подтвержден в более категорической форме запрет переводить и печатать
произведения на украинском языке и представлять на сцене украинские
пьесы. Запрещена была и деятельность обществ, якобы оказывающих
содействие распространению сепаратистских взглядов. Начались
преследования руководителей «Громады». Вынужден был эмигрировать
М. П. Драгоманов, попал под внимательный надзор М. П. Старицкий.
Репрессии вызывают в ответ бурный
поток литературных и драматических украинских произведений. В 1876 г.
М. Старицкий переводит шекспировского «Гамлета», в 1878 г. ставит
фрагменты в домашнем спектакле и сам играет Гамлета.
В начале 80-х гг. М. Старицкий
добивается открытия литературно-художественного журнала. Выход альманаха
«Рада» (первое издание — в 1883 г., второе — 1884), по словам
И. Франко, был «…будто первый весенний гром после долгих месяцев мороза,
слякоти и упадка».
Встреча в Киеве в начале 80-х гг.
Г. Старицкого и Н. Лысенко с организаторами Елисаветградского
аматорского кружка М. Кропивницким и Н. Садовским положила начало
рождению первой украинской профессиональной труппы под руководством
М. Старицкого. К ее вошли М. Заньковецкая, М. Кропивницкий,
Н. Садовский, П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый, и др.
Понимая, что сцена — «мощный рычаг к
развитию самопознания народного», Михаил Старицкий, отказавшись от мечты
о карьере артиста, не только свой талант режиссера и театрального
педагога и организаторскую энергию отдает театральному делу, но и
подчиняет ему жизнь всей семьи. Продав имение в Карповке, весь свой
капитал он отдает театру: создает прекрасные декорации, костюмы и
реквизит, набирает достаточно большой хор и оркестр, улучшает условия
жизни всех работников… Артистам только что родившегося украинского
театра установлены гонорары по расценкам императорских трупп.
Постоянно заботится М. Старицкий и о
расширении и углублении репертуара, стремясь ставить прежде всего
высокохудожественные пьесы. Значительную часть репертуара составляют
произведения самого М. Старицкого, М. Кропивницкого и И. Тобилевича.
Музыку ко многим спектаклям пишет Николай Лысенко, он же работает с
хором и оркестром, помогает актерам совершенствоваться в исполнении
вокальных фрагментов ролей.
Киевский генерал-губернатор запретил
труппе корифеев (как в скором времени стали их называть) выступать на
территории своего генерал-губернаторства, то есть Киевской, Волынской,
Подольской, Полтавской и Черниговской губерний. И молодой украинский
театр очень быстро приобретает огромную популярность не только на
Украине, но и в России, Молдавии, Крыму, Польше — везде, куда выезжает
на гастроли.
В скором времени труппа разделилась на
два коллектива, один из которых возглавил М. Кропивицкий, а другой —
преимущественно молодежь — М. Старицкий.
Вдумчивый и требовательный режиссер,
он скоро создал коллектив, о котором громко заговорила российская
периодическая печать. Осенью 1876 г. актеры с триумфом гастролировали в
Москве, а в начале следующего года — в Петербурге, потом — в Варшаве,
Минске, Вильнюсе, Астрахани, Тифлисе. О Старицком-режиссере писала
газета «Минский листок» (1883): «Народный театр — дело чрезвычайно
трудное, и многие люди на нем провалились. Нужно было знать народную
жизнь в такой мере, чтобы на сцене показывать ее в правдивом, а не в
обезображенном виде. Михаил Петрович верно понимал, как нужно показывать
жизнь. Сам он не играл, но постановка каждой новой пьесы у него всегда
была чудесно отшлифована, — все это следствие как раз его стараний и
забот».
Но все это имеет и обратную сторону —
постоянные стычки с цензурой и властями, бесконечные переезды, работа в
неприспособленных помещениях, постоянная текучесть исполнительского
состава, споры с актерами из-за распределения ролей и гонораров… Годами
Старицкий лишь иногда видит жену и детей, семейное благосостояние
подорвано — старшие девочки с юных лет вынуждены самостоятельно
зарабатывать на жизнь, еще и помогают отцу в театральных и литературных
делах…
В 1893 г. М. Старицкий, фактически
лишившись здоровья (серьезная болезнь сердца преследовала его еще со
студенческих лет) и денег, оставляет труппу и целиком отдается
литературному творчеству. Все больше помогает отцу в литературной работе
дочь Людмила. В будущем она напишет подробные мемуары «Двадцать пять
лет украинского театра (Воспоминания и мысли)».
В 1894 г. отмечается тридцатилетие
литературной и общественной деятельности М. Старицкого. По этому поводу
Российская академия наук назначает ему персональную пенсию «За
литературные труды на родном языке».
Широко известный и уважаемый в
театральных кругах России, М. Старицкий был одним из организаторов
Всероссийского театрального общества, в 1897 г. созвавшего I
Всероссийский съезд деятелей сцены, в котором приняли участие самые
выдающиеся актеры современности.
Появление М. Старицкого на трибуне встретили бурными, долго не утихавшими овациями.
В последние годы жизни М. Старицкий
руководит драматическим кружком Киевского литературно-артистического
общества, продолжает литературную, издательскую деятельность. Жизнь его
омрачают тяжелый недуг и оголтелая травля за введение в украинский язык
неологизмов («мрія» — мечта, «байдужість» — равнодушие, безразличие,
«нестяма» — исступление, самозабвение, «страдниця» — страдалица — и
многих др.), за публикацию части произведений на русском языке в
российской периодике, за «плагиат» — использование для своих самых
популярных произведений сюжетов пьес других авторов («Цыганка Аза», «За
двумя зайцами» и др.). В защиту М. Старицкого выступили выдающиеся
деятели культуры, писатели и ученые — И. Франко, А. Потебня, Д. Багалий,
Н. Сумцов.
В 1903 г. М. Старицкий начал готовить издание альманаха «Новый совет», но уже не смог завершить это намерение.
Жизнь М. Старицкого оборвалась 27 апреля 1904 г. Он похоронен в Клеве на Байковом кладбище.
Николай Витальевич Лысенко сказал,
прощаясь с побратимом: «… Хоть телом ты мертв, но заслуги твои
бессмертны. То дело, которому ты честно служил, растет, и ты немало
утешился бы, когда б увидел, как несла тебя на своих плечах эта
молодежь, которая отдала дань уважения твоим мыслям и твоему труду и
которая понесет и в жизни веру в то дело, которому служил и отдал силы и
ты, брат Михаил…».
Творческое наследие Михаила Старицкого
— это поэтические произведения, роман-хроника «Богдан Хмельницкий»,
исторические романы «Руина», «Последние орлы», «Разбойник Кармалюк»,
повести, рассказы, свыше 200 переводов с русской и европейских
литератур. Вершиной его творчества стали произведения для театра: это
либретто опер Н. В. Лысенко «Рождественская ночь», «Утопленая»,
«Черноморцы», «Тарас Бульба», инсценизации: «За двумя зайцами» — на
сюжет малоизвестной пьесы И. Нечуя-Левицкого «На Кожумяках», «Зимний
вечер» — по рассказу Э. Ожешко, «Цыганка Аза» по мотивам повести
Ю. Крашевского «Избушка за селом» и др., оригинальные пьесы: «Не
судилось», «Во тьме», «Ой, не ходи Грыць, да на вечерницы», «Богдан
Хмельницкий», «Маруся Богуславка», «Оборона Буши», «Последняя ночь»,
«Талан» — первая пьеса об украинских актерах — и др., составляющие
золотой фонд украинской драматургии.
Кроме самого Михаила Петровича Старицкого, известными деятелями украинской культуры стали трое из пяти его детей и его внуки.
Это актриса, режиссер, первый
профессор театрального дела на Украине Мария Михайловна Старицкая
(1865–1930), выдающаяся писательница и общественный деятель Людмила
Михайловна Старицкая-Черняховская (1868–1941) и детская писательница
Оксана Михайловна Стешенко (1875–1942), жена выдающегося украинского
общественного деятеля и литератора Ивана Матвеевича Стешенко… Дочь
Людмилы Михайловны и выдающегося ученого-гистолога О. Г. Черняховского
Вероника(1900–1938) — прекрасная поэтесса — погибнет в застенках НКВД. В
ссылке закончится жизнь Ярослава Стешенко (1904–1939) — известного
украинского библиографа. Последняя из рода Старицких — Ирина Ивановна
Стешенко (1898–1987) актриса театра «Березиль», известная переводчица,
публицистка и непокоренная украинская патриотка, несмотря на все бури,
преследовавшие семью Старицких, сохранит уникальный многотысячный
семейный архив и подарит его Украине. |