У истоков отечественной историографии
стоит величественная, известная многим по знаменитой скульптуре
М. Антокольского, фигура преподобного Нестора-летописца. Он был монахом
Киево-Печерского монастыря, жившим во второй половине XI — начале
XII вв.
По преданию, в то время, когда Антоний,
основатель Печерского монастыря, посвятил себя безмолвию в пещере, а
продолжатель его дела, Феодосий, занимался обустройством обители,
собирая средства для возведения храма Успения Пресвятой Богородицы, в
начале 1070-х гг. к ним пришел благочестивый юноша, желающий принять
иноческий постриг. Оставшись при монастыре, этот послушник вскоре
прославился добродетелью, смирением и трудом. После смерти Антония и
Феодосия, сразу после 1074 года, он принял постриг от преподобного
Стефана, игумена Печерского, а потом был возведен в сан диакона.
С юных лет Нестора отличала любовь к
книжной премудрости. В обители к концу XI в. уже существовала большая
библиотека. Со времен Ярослава Мудрого книги собирались, переписывались и
переводились, главным образом с греческого, в Софии Киевской и в
великокняжеском дворце. Молодой Нестор, следуя примеру просветителей
Руси старшего поколения, и в первую очередь митрополита Иллариона и
своего наставника Феодосия, с энтузиазмом овладевал знаниями,
накопленными веками. Особенно его интересовали жития святых и
исторические произведения, составлявшиеся преимущественно в виде хроник
(летописей).
Особую любовь и признательность Нестор
испытывал к своему первому наставнику преподобному Феодосию. Когда в
1091 г. братия на совете решила выкопать его честные мощи, по поручению
игумена Иоанна Нестор с несколькими младшими монахами взял на себя труд
по розыску и перенесению их в заложенный Феодосием Успенский собор, где
они затем и почитались. Свои впечатления от этого Нестор красноречиво
изложил в «Слове о перенесении мощей святого и преподобного отца нашего
Феодосия», позже внесенного им в летописный свод.
Перу Нестора принадлежат жития первых
отечественных святых: погубленных Святополком сыновей князя Владимира
Святославича Бориса и Глеба. Опираясь на собственные впечатления молодых
лет, он написал житие преподобного Феодосия Печерского. Эти записи
послужили основой для составления в последующие годы дошедших до нас
житий других подвижников Киево-Печерского монастыря XI в. (Антония,
Никона и др). В этих произведениях Нестор предстает не только как
наблюдательный психолог и бытописатель; в них раскрывается талант
глубокого религиозного мыслителя. Веруя в силу Божественного промысла,
раскрывающегося в историческом процессе, он развивает принципы
христианского провиденциализма. Его творения пронизаны идеями
монашеского аскетизма, близкими зарождавшемуся в те годы в Византии
исихазму и в дальнейшем подхваченными на Руси Нилом Сорским и
«заволжскими старцами». Более сложным является вопрос о том, в
какой мере перу Нестора принадлежит знаменитая «Повесть временных лет» —
древнейший, дошедший до нас почти в полном объеме летописный свод,
завершенный во втором десятилетии XII в. и затем включавшийся во все
основные летописные компендиумы на Руси.
Древняя традиция приписывает авторство
этого произведения преподобному Нестору. Однако научные исследования
показали, что стиль и язык житий, бесспорно принадлежащих ему, и
«Повести временных лет» сильно отличаются. Данный вывод позволил
предположить, что мы имеем дело с двумя авторами. Не исключено, что оба
они были печерскими монахами, жили в одно время и звали их Несторами, а
впоследствии в памяти потомков слились в единый образ. В таком случае
следовало бы говорить о Несторе-агиографе (авторе житий) и
Несторе-летописце.
Но не менее вероятно и то, что это был
один автор, а текстуальные отличия его агиографических произведений и
летописных текстов следует объяснять разницей во времени написания этих
произведений и их специфическими жанровыми законами и тем, что работая
над «Повестью временных лет», Нестор использовал произведения своих
предшественников-летописцев, прежде всего Иллариона Киевского,
составителя Начального летописного свода 1037 г. В свою очередь,
практически завершенный к 1113 г. текст «Повести», в 1116-м и 1118-м гг.
по поручению великого князя Владимира Мономаха (при возможном участии в
этой работе его самого и его сына Мстислава) был переработан и дополнен
игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Поэтому яркие
стилистические особенности агиографических произведений Нестора в его
летописных текстах оказались скрытыми в результате включения больших,
лишь отредактированных им текстов предшественников, и последующих
неоднократных редакций его произведения.
«Повесть временных лет» поражает
масштабностью и обобщающим историософским видением прошлого и
настоящего, от первых шагов человечества после изгнания Адама и Евы из
рая до бурных политических событий начала XII в., ознаменованного
упорной борьбой против половецких нашествий и социальными потрясениями в
Киеве, приведшими к власти пользующегося высоким авторитетом во всех
слоях древнерусского общества Владимира Мономаха. Автор представляет
обзор известного в его время на Руси мира, от Британии до Индии,
осмысливая общие корни и дальнейшие судьбы разных славянских народов,
возвышение Руси, ее отношения с Византией и кочевниками евразийских
степей. Особо он выделяет принятие христианства и приобщение Руси к
высоким достижениям греко-православной культуры.
Сегодня уже не подлежит сомнению то,
что летописцы и редакторы летописей были отнюдь не беспристрастными
наблюдателями происходящего: Они следили за событиями и излагали их с
живым, порой собственным интересом, преимущественно ориентируясь на
вкусы и политические запросы киевских князей, в том числе Ярослава
Мудрого и Владимира Мономаха. Отличительной чертой «Повести», отражающей
авторский подход самого Нестора, является органичное сочетание высокого
эпического стиля с другими литературными жанрами и стилями — повестями,
житиями и др.
Преподобный Нестор скончался в 1114 г.,
вскоре после восшествия на киевский престол Владимира Мономаха, и был
положен, по заведеному уже в монастыре обычаю, в комплексе Ближних
(Антониевых) пещер. Имя Нестора прочно связывается с образом умудренного
жизненным опытом, праведного и смиренного монаха-летописца. Его
колоритная фигура стоит в одном ряду с такими выдающимися подвижниками
Киево-Печерского монастыря, прославившимися не только праведной жизнью,
но и огромным вкладом в становление отечественной культурной традиции,
как Антоний, Феодосий, преподобный Алимпий-иконописец, прославленный
художник Лгапит-лекарь и многие другие.
|