«Искать новые, еще не выявленные
возможности украинского слова, искать и находить их после Шевченковых
шедевров, когда, казалось, достигнуты были уже все поэтические
вершины, — для этого должен был появиться художник особенный, поэт
способностей уникальных. И разве не таким пришел в нашу литературу Павло
Тычина, чьими устами в новейшей поэзии, может, точнее всего высказал
себя этот преисполненный величия и драматизма XX век?» (Олесь Гончар). Стихи лирические и публицистические,
поэмы (поэмы-циклы, поэмы-симфонии), рассказы, драматические
произведения, повесть-дневник, переводы, статьи и исследования по
вопросам литературоведческим, музыкальным, фольклористическим,
языковедческим, записи языковедческие, фольклорные, рисунки — это далеко
не полный спектр творческого наследия П. Г. Тычины. И вдобавок
сохранилась огромное эпистолярное наследие П. Тычины-поэта, ученого,
общественного деятеля и просто неординарной личности. Все это в общих
чертах отражает хотя бы частично оригинальный творческо-философский мир
одного из талантливых украинцев XX ст.
Родился Павло Тычина в семье сельского
дьяка и регента Григория Тимофеевича Тычины. Мать — Мария Васильевна,
также из семьи священнослужителей, родила тринадцать детей, из которых
живыми остались девять — четыре брата и пять сестер. Павло Григорьевич
был седьмым ребенком. Мальчик рос очень любознательным, с малых лет
тянулся к книгам, к рисованию. От матери, которая прекрасно пела,
унаследовал абсолютный слух и красивого тембра голос, сызмальства пел в
школьном хоре. На его одаренность обратила внимание учительница
Песковской земской школы Серафима Николаевна Морачевская, благодарность к
которой поэт хранил до последних дней жизни, ибо как раз она
посоветовала родителям учить Павлуся дальше.
Первым учебным заведением была бурса в
Чернигове, где Тычина пел в архиерейском хоре Елецкого монастыря, а
потом в Троицком хоре. По окончании бурсы в 1907 г. он поступает в
духовную семинарию, которую заканчивает в 1913 г. В стенах семинарии,
благодаря высокому уровню преподавания, Тычина начинает формироваться
как поэт, художник, музыкант.
Первое известное стихотворение Павла
Тычины — «Синева мою душу обвеяла…» появляется где-то в году 1907.
Последней строкой его «Доброе утро тебе, Украина!» 16-летний поэт словно
объявляет о своем появлении в национальной культуре. Сердце его,
влюбленное в красоту родной природы, вслушается в музыку вселенной,
пламенеет любовью к людям…
Даже в самых первых его произведениях
не видим прямого, этнографического следования народной песне, хотя все
его новаторское творчество выросло как раз из синтеза народно-песенной
стихии с самыми лучшими достижениями мировой поэзии.
Большое влияние на формирование
мировоззрения и творческих принципов юноши имело знакомство с Михаилом
Коцюбинским и его семьей. Услышав стихи Тычины, в частности «Расскажи,
расскажи ты мне, поле…», М. М. Коцюбинский сказал: «Среди нас — поэт!»
Именно благодаря М. Коцюбинскому,
лирические стихи Тычины начинают с 1912 г. появляться в периодических
изданиях («Літературно-науковий вістник», «Рідний край», «Українська
хата»).
Еще один удивительно талантливый
человек встретился Тычине в начале пути — семинарский учитель рисования
Михаил Иванович Жук. С тех времён сохранилось несколько его
рисунков-портретов поэта. Был он не только талантливым художником, но и
поэтом. Учился в Краковской академии красных искусств у
художника-символиста и писателя С. Выспянского, влияние которого на
украинского ученика было довольно велико. Это особенно заметно в серии
портретов, созданных М. И. Жуком в начале XX ст. Есть среди них и
портрет Павла Тычины и большой холст «Белое и черное» (1912–1914 г.), в
котором молодой Павло Тычина позировал для изображения черного ангела.
Павло Григорьевич до самой смерти не терял с художником связь:
переписывался, помогал материально, поддерживал морально в нелегкой
жизни.
Уже в семинарии Тычина научился играть
на нескольких музыкальных инструментах, но излюбленным был кларнет, на
котором он играл в духовом оркестре. Юноша прекрасно пел, некоторое
время руководил семинарским хором — ему пророчили карьеру музыканта.
Тогда же он познакомился с Григорием Веревкой (будущим фольклористом и
композитором, основателем и руководителем Украинского народного хора,
который носит теперь его имя). Дружба эта тоже будет длиться долгие
годы. Позже Г. Веревка напишет несколько романсов и песен на стихи
своего друга.
Музыка вошла в его жизнь навсегда.
Однако профессиональным музыкантом Павло Григорьевич так и не стал, лишь
в кругу близких играл на бандуре, на рояле. Позднее, прекрасно зная
музыку, он будет писать о музыкантах и композиторах, переводить либретто
опер (А. Бородина «Князь Игорь», Р. Вагнера «Лоэнгрин», А. Пароняна
«Восточный дантист», В. Крылова «Сын мандарина» и пр.), редактировать
многотомное собрание сочинений украинского композитора К. Стеценко…
По окончании семинарии П. Тычина
поступил на экономический факультет Киевского коммерческого института,
но спустя некоторое время вынужден был оставить учебу из-за недостатка
средств и возвратиться в Чернигов, где работал разъездным инструктором и
учетчиком — статистом Черниговского губернского земства. Некоторое
время жил Тычина у известного украинского поэта В. И. Самийленко,
который подтолкнул его к изучению языков и литературным переводам.
В 1913 году в киевской периодике
печатаются первые рассказы П. Тычины («Искушение», «Богословие», «На
реках вавилонских») антиклерикального содержания. А уже в 1914–1917 г.
он пишет и публикует стихи «Леса шумят — я слушаю…», «Расскажи, расскажи
ты мне, поле!…», «Душа моя — послушай!», «Есть на дне в моем сердце…»,
«Молодой я, молодой…» и пр., которые привлекли внимание к молодому
поэту.
После смерти матери 5 октября 1915 г.
(отец умер в 1906 г.), П. Тычина приезжает в Киев, где работает
помощником хормейстера в театре Николая Садовского, заведует отделом
хроники газеты «Нова рада», печатает в периодике стихи.
В это же время им создан цикл
«Панихидные песни», который, однако, впервые был опубликован в Одессе
лишь в 1993 году с автографов П. Тычины. (Все годы сборник пролежал в
архиве М. И. Жука, умершего в Одессе в 1964 г.).
Цикл этот — дань первой безответной
любви Тычины к Полине Коновал. Вершина лирики раннего Тычины,
стихотворение 1915 года, — «О панна Инна, панна Инна…», посвящено ее
сестре и опубликовано во втором издании «Солнечных кларнетов» в 1920
году. Инна Коновал умерла от туберкулеза в 1920 г. А удивительно
мелодичное, щемяще-нежное стихотворение в конце XX века возродилось в
прекрасном романсе, который поет молодежь уже третьего тысячелетия.
Сборник «Солнечные кларнеты»,
опубликованный в 1918 г., стал новым словом в украинской литературе.
После его появления о поэте заговорили как о выдающемся мастере.
Благоприятные отзывы появились на родине и заграницей. Удивительно
музыкальные стихи наполнены теплой интонацией, нежными аккордами; в них
воспеты украинская природа, любовь, устремление в будущее. Светлые
чувства переплелись с тревогой: «Не Зевс, не Бог, не Голубь-дух…»,
«Арфами, арфами…», «Леса шумят — я слушаю…», а рядом — «Отворяйте
двери…», трагичная «Скорбная мать»… Трепетный, тревожный Тычина
проникался прошлым Украины, переживал за ее будущее. Уже в этом сборнике
он представал выдающимся мастером слова. Первыми, кто откликнулся на
«Солнечные кларнеты», были критики, признанные знатоки литературы и
искусства А. Никовский и Ю. Меженко.
В 1920 г. выходят второе издание
«Солнечных кларнетов», новый сборник «Плуг» — талантливый, яркий, но уже
совсем иного содержания. Настоящее властно входило в жизнь поэта,
который в те бурные годы чувствует себя «двести раз распятым», болеет за
будущее Украины.
В стихах того времени Тычина славил
огромный плуг, миллионы мускулистых рук, а в душе его жили идеалы
красоты, правды и добра. Но вместе с тем стихи эти полны предощущением
трагедии. «Одни в любовь, а кто-то в мистику…» столь же актуален
сегодня, как и в 1919 г.: «Ужель устала наша нация, иль вправду будущего
нет — и торжествует профанация, когда безмолвствует поэт?…»
Теми же мыслями, болью за Украину
преисполнен и сборник «Взамен сонетов и октав», который вышел тогда же в
1920 году. Написанный почти ритмичной прозой, он состоит
преимущественно из строф и антистроф, часто афористических. (В советское
время сборник этот не переиздавался).
В сентябре — ноябре 1920 г. П. Тычина
принимает участие в качестве летописца в путешествии по Правобережной
Украине Странствующей капеллы под руководством Кирилла Стеценко, но его
книга-дневник «Путешествие с капеллой К. Г. Стеценко» опубликована была
уже посмертно — в 1971 г.). «Можно лишь пожалеть, что это произведение
публикуется только сейчас, через полстолетия после того, как оно был
написано», — писал в предисловии Олесь Гончар. Это касается, увы,
весомой части наследия Павла Тычины, и не только раннего периода
творчества. Должно благодарить Судьбу, что они все же доходят к
читателю, хотя бы и через полвека…
Во время путешествия с капеллой Тычина
знакомится с выдающимся украинским хоровым дирижером и композитором
Николаем Леонтовичем, убийство которого в 1921 г. стало огромным
потрясением для поэта. Павло Тычина становится одним из основателей
Музыкального общества имени Н. Д. Леонтовича — организации, которая на
несколько лет берет на себя практически всю культурно-организаторскую
работу в Украине. В то же время поэт руководит хором капеллы-студии им.
Н. Леонтовича, а также хором железнодорожного театра станции Киев II.
Именно Музыкальное общество им.
Н. Леонтовича в июне 1922 г. проводит первый авторский вечер Павла
Тычины, в котором приняли участие актеры театра «Березиль» Леся Курбаса и
хор под руководством Г. Г. Веревки: звучали произведения поэта, романсы
и песни на его стихи. Доклад о творчестве П. Тычины сделал Н. Зеров.
С 1923 г. по 1934 г. П. Тычина живет в
Харькове, тогдашней столице Украины. Он находится в водовороте
современных литературных процессов, становится членом союза пролетарских
писателей «Гарт», со временем — в «ВАПЛИТЕ», возглавляет отдел поэзии
журнала «Червоний шлях». В 1929 г. он становится академиком АН Украины.
Он представляет Украину в Париже на Международном конгрессе в защиту
культуры (1935).
По-детски чистый сердцем, старается он
говорить с читателем его языком, писать о его проблемах… Но после
политического процесса так называемого СВУ началась ломка П. Тычины как
художника: исчезали в лагерях или кончали самоубийством его учителя и
лучшие друзья — элита украинской интеллигенции: С. Ефремов, Л. Курбас,
Н. Зеров, М. Хвылёвой, Е. Плужник, А. Казка и пр. Уже с того времени
творческая дорога поэта словно раздваивается: он находит свое место
среди бурных событий, происходящих в стране, и вместе с тем, отзываясь
на события окружающей жизни, скрывает часть своих произведений…
Человек трепетной душевной
организации, неповторимый лирик и вместе с тем поэт глубокой гражданской
боли, Тычина внезапно издает сборник «Партия ведет» (1934), что на
первый взгляд декларировало его позицию как выразителя идей партии
(правда, в партию поэт вступает только в 1944 г. в связи с назначением
на пост Наркома просвещения Украины).
Из-под пера Павла Тычины начинают появляться стихи с примитивной ритмикой, лишенные истинной поэтичности, образности, лиризма…
Но Тычина, несмотря ни на что, был и
оставался Поэтом. В трудные для страны годы он откликнется на все
животрепещущие проблемы времени. В начале войны — в 1941 г. П. Тычина
эвакуируется вместе женой Лидией Петровной и ее матерью в Уфу. Отсюда на
всю страну звучит его призыв «Побеждать и жить!» Он выступает в прессе
со стихами, статьями, разоблачающими фашизм, участвует в антифашистских
митингах. Произведения этого периода преисполнены героическими и
трагическими мотивами, верой в победу над врагом. В годы войны выходят
его сборники «Мы идем на бой», «Побеждать и жить!», поэма «Похороны
друга», «Слово о родной матери» и пр.
В 1944 г., сразу по возвращении из
эвакуации, Павел Григорьевич снова в водовороте общественной жизни. Он
становится Наркомом просвещения, и в этой должности много делает для
восстановления школ и вузов, разрушенных в годы войны, а также вообще
для сохранения украиноязычных школ в Украине. Заместитель председателя
правления Союза писателей Украины, Тычина не только помогает
коллегам-писателям, но много ездит по Украине, встречается с
крестьянами, рабочими, интеллигенцией, бывает в Болгарии, Польше,
Чехословакии, Англии, Финляндии.
Он организовывает в Ирпене под Киевом
семинары молодых поэтов и руководит ими. Под его редакцией выходят книги
украинских поэтов новых поколений… Тычина-академик выступает с
докладами на научных сессиях, пишет статьи, редактирует многочисленные
украинские издания и переводы произведений зарубежной литературы.
Значительную часть его наследия составляют переводы с различных языков
(а знал он их 18, в том числе и восточные).
Его стихи постоянно печатаются в
периодических изданиях, большими тиражами издаются его поэтические
сборники, а также произведения в нескольких томах на украинском языке и в
переводах.
В 1961–1963 г. вышло шеститомное
издание произведений П. Тычины, а в 1964 г. — последний прижизненный
сборник «Серебряной ночью».
В 1962 г. П. Г. Тычина, О. Гончар и П. Майборода становятся первыми лауреатами Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко.
Скончался Павло Григорьевич Тычина 16
сентября 1967 г., похоронен на центральной аллее Байкового кладбищаю. На
могиле поставлен памятник работы скульптора В. Бородая.
В 1980 г. в Киеве на основе
сохраненного женой Павла Григорьевича — Лидией Петровной архива поэта
был открыт Литературно-мемориальный музей-квартира. Как и при жизни
Павла Григорьевича, в его доме проходят встречи с писателями, деятелями
культуры и искусства, звучит музыка, художники и народные мастера
показывают свои произведения.
Велика заслуга Музея и в деле возвращения истинного Поэта.
Впервые за годы советской власти вслух
о трагедии Тычины в 1970-х гг. сказал другой великий украинский поэт
Василий Стус в своём исследовании «Феномен эпохи (восхождение на Голгофу
славы)»: «Ему была предназначенная судьба гения […] Его трагедия
отразила трагедию его родного народа».
Еще и после смерти длительное время
многие произведения Тычины были недоступны читателю, а школьная
программа насаждала от его имени примитивные куплеты, прямолинейные
просоветские агитки и помпезные послевоенные опусы. Поэт часто был
мишенью антиукраинизма: дескать, какая там украинская культура, если ваш
самый лучший поэт пишет такое…
Сегодня почти все те «популярные»
стихи стали всего лишь фактом историко-литературного процесса. Конец XX
ст. вернул читателю раннего, не переиздававшегося Тычину, открыл для нас
неопубликованные произведения, в которых поэт отразил трагедию
голодомора, иные события сталинской эпохи…
Так, через 30 лет после смерти перед —
независимой Украиной и миром встал Поэт, с именем которого, по словам
Олеся Гончара, «связаны в нашей литературе открытия эпохальные, он
принес нам образность нового времени, поэтику, способную воссоздать
музыку космических оркестров, нежнейшую красоту человеческого чувства и
грозовую, крайне наэлектризованную атмосферу созидания нового мира».
|