Жизнь Стефана Яворского пришлась на
тот период истории, когда Украина, разоренная десятилетиями войн и смут,
оказалась расколотой на западную часть, оставшуюся под властью
католической Польши, и восточную, сохранявшую автономию под
протекторатом России.
В XVII веке усиливался
национально-религиозный гнет в западных землях Украины, и сохранявшие
верность православию люди, не желавшие переходить в католицизм или
принимать унию, переезжали в приднепровские области. К их числу
принадлежала и семья галицких шляхтичей Яворских, в которой в 1658 году
родился будущий выдающийся религиозноцерковный деятель Стефан Яворский.
Мальчик получил хорошее образование в
Киево-Могилянской коллегии. Среди его учителей и покровителей были
выдающиеся киевские богословы и церковные писатели того времени Иосафат
Кроковский и Варлаам Ясинский. Был он близко знаком и с уже немолодыми
Иннокентием Гизелем и Лазарем Барановичем, а также неутомимым тружеником
и аскетом, близким ему по возрасту и интересам Димитрием Туптало и
многими другими людьми, составлявшими цвет тогдашней киевской учености.
Для завершения образования С. Яворский
около 1680 года отправился в Польшу, где, по прагматическим
соображениям формально приняв унию, слушал лекции в католических
коллегиумах и академиях Львова, Люблина, Познани и Вильно. Получив
звание магистра философии и свободных искусств, он в 1687 году
возвращается в Киев. Здесь он публично отрекается от унии и принимает
монашество. С 1689 года С. Яворский преподавал в Киево-Могилянской
коллегии риторику, поэтику, философию, а потом и богословие.
Впоследствии он стал ректором этого авторитетного учебного заведения.
Философский курс, прочитанный Яворским
в 1691–1693 годах, включал такие нормативные разделы как диалектика,
логика, физика (натурфилософия) и метафизика (философские основания
картины мира). В 1690-х годах Стефан сближается с образованным,
проникнутым духом культуры барокко гетманом И. Мазепой, пользуясь его
всемерной поддержкой.
Глубокое знание западных явлений и
форм культуры, при бесспорной преданности православию, способствовало
его известности в России. Произнесенная им речь над гробом боярина Шейна
восхитила Петра I, уже не выпускавшего Яворского из поля зрения.
По распоряжению царя С. Яворский был
возведен в высокий сан митрополита Рязанского и Муромского, а после
смерти в 1700 году стоявшего на принципиально консервативных позициях
патриарха Адриана назначен местоблюстителем патриаршего престола. Вскоре
митрополитом Ростовским и Ярославским стал образованный и близкий
С. Яворскому по духу киевлянин Димитрий Туптало. В их церковной и
культурно-просветительской деятельности было много общего, что
обусловлено как причастностью их к одной духовной традиции, так и
постоянными личными контактами и согласованностью действий.
На посту местоблюстителя патриаршего
престола С. Яворский всячески поддерживал и благословлял политику Петра в
деле распространения просвещения и европейской образованности. При его
содействии в Москве был основан первый театр. Проповеди С. Яворского отличались
содержательной глубиной, производя сильное впечатление на современников.
Новый стиль русской церковной проповеди, сформировавшийся в петровские
времена, во многом обязан влиянию С. Яворского и других воспитанников
киевской богословской философско-риторической школы.
Но еще больше он делает для
перенесения на московскую почву киевской системы религиозного
философско-литературного образования, сопряженного со знанием древних и
новых языков. Став протектором московской Славяно-греко-латинской
академии, С. Яворский приглашает в Москву хорошо знакомых ему киевских
профессоров, в том числе и Феофилакта Лопатинского, начавшего читать
курс философии в Первопрестольной в 1704 году.
Поддерживая петровские реформы в
области светской политики и образования, Стефан Яворский все более
расходился с царем в вопросах, касающихся жизни и места в государстве
православной церкви. Он не скрывал своей убежденности в необходимости
избрания патриарха Московского и всея Руси. При этом С. Яворский
ориентировался на идеал церкви как самостоятельного во внутренних
организационных и духовных вопросах учреждения с собственными,
независимыми от государства средствами.
Яворского упрекали в ориентации на
католическую модель церковной организации, хотя он не претендовал на
примат церкви над государством, стремясь к их симфонии по византийскому
образцу. Петру, однако, ближе была система отношений государства и
церкви, сложившаяся в протестантских государствах Северной Европы, когда
церковные институты организационно оказывались под полным
государственным контролем, сохраняя свободу лишь в богословских
вопросах. Такой вариант поддерживал другой киевский философ и богослов,
давний соперник С. Яворского Феофан Прокопович, пользовавшийся полным
доверием Петра и способствовавший охлаждению царя к местоблюстителю
патриаршего престола.
Ощущая перемену отношения к себе со
стороны российского самодержца, С. Яворский, по своей природе человек
менее честолюбивый и властолюбивый, нежели Ф. Прокопович, неоднократно
просил об отставке, но не получал на это согласия Петра. Авторитет
С. Яворского как главы церкви должен был санкционировать проводившиеся
преобразования и реформы. Конфликт между ними разгорелся, когда
С. Яворский пытался защитить от отцовского гнева обманным путем
доставленного в Россию царевича Алексея. Царь был настолько возмущен
этим заступничеством, что вопреки всем правилам и обычаям запретил
первому на тот момент лицу Русской православной церкви выступать с
проповедями, опасаясь публичного осуждения своего варварского поступка —
казни сына.
Но и тогда Петр не позволил
С. Яворскому отойти от политической жизни, хотя местоблюститель
патриаршего престола не скрывал своего отрицательного отношения к ряду
царских распоряжений, грубо попиравших православную традицию. Так, он
был против учреждения в 1721 году всецело подчиненного государю
Св. Синода, однако вынужден был стать его председателем (президентом) и
возглавлял его до самой смерти, последовавшей через год.
Стефан Яворский оставил огромное
литературное наследие: проповеди, стихи (в том числе на польском и
латинском языках), а также фундаментальные богословские и полемические
трактаты, наиболее значительным из которых является «Камень веры»,
завершенный в 1718 году. В этом произведении Яворский пытается
противостоять усилению протестантского влияния в православии,
поддерживаемого в начале XVIII века Ф. Прокоповичем и самим Петром I.
Стефан Яворский — не только
высокообразованная и чрезвычайно талантливая, но и трагическая фигура
петровского времени. Искренне приняв и поддержав реформаторские
начинания молодого царя, для содействия ему переехав из Киева в далекую,
холодную Москву, потратив немало сил для реализации новшеств, в
преклонном возрасте он осознал невозможность идти на дальнейшие
компромиссы с собственными нравственно-духовными ценностями и вкусами
ради царской воли.
Но вместе с тем, местоблюститель
патриаршего престола не нашел в себе достаточно сил, чтобы в противлении
царскому своеволию в церковных делах дойти до открытого неповиновения
российскому самодержцу. В последние годы жизни он стремился к книжному
уединению, однако ему не суждено было обрести покой. В 1722 году глава
церковной иерархии скончался, мучимый душевными противоречиями. Но вклад
его в развитие российской образованности дал обильные плоды. |