Королевский замок начали возводить в Варшаве
одновременно со строительством города, причем не в отдалении от него, а
как один из органичных элементов в системе оборонительных стен, как
угловой бастион фортификации. Этот деревянно-земляной град возводится в
конце XIII века князем Конрадом I Мазовецким. Сначала град был
деревянным, а первым монументальным кирпичным сооружением на его
территории стала высокая Гродская башня, которую называли также Большой.
Вначале в этой башне находилась тюрьма для шляхты, и сегодня на ее
стенах еще можно увидеть вырезанные гербы, знаки и надписи. В XV веке
часть башни обвалилась, и в документах того времени ее стали называть
Сломанной: в первоначальном своем виде она уцелела только до второго
этажа.
Княгиня Анна, жена князя Конрада II, значительно
расширила княжескую резиденцию, которая имела вид четырехугольника с
четырьмя воротами и четырьмя башнями по углам. Замок был окружен стеной и
глубокими рвами с подъемными мостами. Ученые считают, что уже в
середине XVI века на территории замка выросло два парадных
ансамбля-резиденции, которые одновременно имели и оборонительное
значение. После смерти последнего из князей Мазовецких Варшава перешла
во владение королей из династии Ягеллонов, и замок занял Сигизмунд
Старый. В нем неоднократно проводились ремонтно-строительные работы,
однако происходили они нерегулярно и на архитектурный облик замка
особенно не повлияли.
При Сигизмунде Августе (последнем короле из династии
Ягеллонов) Варшава, расположенная почти в самом центре государства,
приобрела гораздо большее, чем когда-либо до этого, значение, и король
собирался серьезно перестроить Королевский замок. В 1563 году
королевские архитекторы создали макет нового замка, но строительные
работы начались только летом 1569 года. Особенно большие изменения
претерпели внутренние помещения Большого дома: на первом этаже был
выстроен зал (30x10 м), в котором стали проводить заседания
государственного сейма. Ряд из шести колонн разделил зал на две части: в
одной половине — Посольской палате — собирались депутаты сейма, во
второй — публика, наблюдающая за их работой. На втором этаже размещалась
Сенаторская передняя, а из нее двери вели в Сенаторскую палату.
Напротив входа в нее стоял королевский трон, а вдоль стен в два ряда —
кресла сенаторов.
Королевские апартаменты располагались в Новом
королевском доме, стоявшем под тупым углом к Большому дому. Столь
необычное расположение обоих зданий объяснялось рельефом местности и
формой высокого обрывистого берега Вислы. В 1572 году перестройка замка
была прервана из-за внезапной кончины короля Сигизмунда Августа, и после
этого больших строительных работ в нем не велось.
Новый период в истории Королевского замка начинается
на рубеже XVI–XVII веков, когда король Сигизмунд III из династии Ваза
решает перенести столицу государства из Кракова в Варшаву. В новую
столицу переезжают многие государственные учреждения, для размещения
которых требовалось расширить замок. Согласно проекту главного
королевского архитектора Д. Тревано, руководившего возведением
постоянной резиденции для короля, его семьи, двора и многочисленных
государственных учреждений, около пятиугольного дворца возводится
комплекс зданий и появляются два двора в форме, приближающейся к
треугольнику. Над всем ансамблем господствовала башня с высоким барочным
покрытием.
Строительство северного и западного крыльев нового
Королевского дома с высокой башней и южного крыла затянулось на 25 лет, и
достроили Королевский замок только к 1610 году, а башню возвели в 1619
году. Она называлась Башней Сигизмунда (по имени короля), а еще ее
называли Часовой, так как на ней располагались большие часы, на
циферблате которых была помещена дата — 1622. Изображений этого замка не
сохранилось, кроме очень приблизительной передачи его архитектурных
форм на панорамных изображениях города. Однако известно, что замок
представлял собой четырехугольник и состоял из отдельных частей. В одной
из них, которая занимала часть Замковой площади и именовалась «Грудь»,[28] проводились судебные разбирательства. Вторая часть
замка, с обширным двором, предназначалась для королевских апартаментов, а
третью занимали придворные и различные службы.
В первой половине XVII века Королевский замок был
свидетелем важных государственных событий, а кроме того, в нем была
собрана богатая коллекция картин, куда вошли полотна Рубенса, Рембрандта
и других великих художников. В замковом театре играли пьесы В. Шекспира
еще при жизни автора, а во время правления короля Владислава IV для
старой итальянской оперы выстроили новый театр.
В 1644 году король Владислав установил памятник
своему отцу — королю Сигизмунду III. Памятник состоял из мраморной
колонны коринфского ордера, которую венчала медная, вызолоченная в огне
статуя короля — монарха и воина: с плеч его ниспадает коронационный
плащ, открывающий рыцарские доспехи. В правой руке король держит
искривленную саблю, в левой — крест, своими размерами превышающий саму
статую Когда колонна обветшала, ее заменили новой, а старая — со следами
пуль от уличных битв — находилась во дворе близлежащего монастыря
Бернардинов.
Великолепию Королевского замка положила конец
шведская интервенция 1655–1656 годов. Сожженный и разоренный шведами
замок долгое время оставался заброшенным. Король Август II вместо того,
чтобы воcстановить историческую резиденцию польских монархов, построил
себе новый дворец, который получил название «Саксонский». Но замок был
несколько подправлен: была обновлена та его часть, которая выходила на
Вислу, и отделаны некоторые залы. Все намеченные работы по
восстановлению замка еще не были закончены, как в 1767 году случился
пожар.
За год до пожара на польский престол был избран
Станислав-Август Понятовский, который принес с собой ту любовь к
искусству и «манию строительства», которой в то время были подвержены
все государи Европы. Новый король устраивает в Варшавском замке театр,
собирает при своем дворе архитекторов и живописцев, он любит литературу,
поощряет даже сатиру, бичующую растление нравов в польском обществе,
курьезные пережитки и слишком поспешное подражание всему новому. В
Королевском замке начинаются большие строительные работы, и вообще всеми
своими памятниками, отразившими искусство и вкусы XVIII века, Варшава
обязана эпохе правления Станислава-Августа Понятовского.
Составление проектов по возведению замка король
поручил итальянцу Д. Мерлини. Строительство началось в 1770 году и
закончилось через 16 лет. Кроме Д. Мерлини, к украшению Королевского
замка были привлечены художники М. Баччиарелли и Плерш, скульптор Я.
Моналди и другие мастера-исполнители. Три новых зала Замка посвящались
истории Польши, развитию науки и искусства в век Просвещения. Стены
Рыцарского зала украшали 6 больших полотен М. Баччиарелли, посвященных
важным общественным и государственным событиям. Декоративное убранство
Рыцарского зала дополняли бронзовые и живописные портреты вьщающихся
полководцев, дипломатов, поэтов и ученых, и среди них — портрет великого
астронома Н. Коперника.
На стенах соседнего зала, названного Мраморным кабинетом,[29] размещались портреты 23 польских королей. А в
Конференционном кабинете, располагавшемся возле Тронного зала,
находилось 7 портретов европейских государей — современников короля
Станислава-Августа, что означало близкие связи Польши с другими
государствами Европы. Тронный зал был обит красным дамасским бархатом и
декорирован богатой скульпторной резьбой в виде позолоченной листвы.
Балдахин королевского трона украшали орлы, шитые серебряными нитями.
Самым пышным в Королевском замке был Бальный зал,
стены которого украшали сдвоенные колонны из золотистого стука, над ними
расстилался прекрасный плафон «Рождение света», созданный М.
Баччиарелли на мифологический сюжет.[30]
Стены одного из залов в Замке покрывали 22 картины с
изображением Варшавы 1770—1780-х годов, написанные художником Бернардо
Беллотто, прозванным Каналетто. Картина, изображающая избрание
Станислава-Августа королем, тоже была написана этим художником, поэтому
зал стали называть «залом Каналетто».
Когда король Станислав-Август оставил Варшаву, замок
пришел в совершенный упадок, а разделы Польши положили конец его
великолепию. Ценнейшие коллекции из него были вывезены, и в XIX веке
замок служил для целей канцелярских, а нижние этажи его даже сдавались
внаем частным лицам. Наполеон во время своего пребывания в Варшаве в
1806 году занимал часть замка, а потом король Саксонский (и герцог
Варшавский) повелел возобновить замок и жил в нем вместе со своим
двором. В царствование русского императора Александра I, когда Варшава
стала украшаться новыми зданиями, не был забыт и старый Королевский
замок. Краковские ворота и строения перед замком были сломаны, после
чего открылись две его стены. Со стороны Вислы на высоких арках развели
висячие сады, с которых открывался далекий вид на реку и предместье
Прагу.
После получения Польшей независимости в 1918 году
польские реставраторы вернули Замку его первоначальный вид, а
историческим залам — их великолепие. Следующая катастрофа для замка
наступила в самом начале Второй мировой войны. В середине сентября 1939
года, когда немецкие летчики стали бомбардировать Замок зажигательными
бомбами, запылали крыши. После того как Замок подвергся еще более
сильной бомбардировке, было решено перевезти самые ценные его коллекции в
Национальный Музей, так как уже окончательно стало ясно, что фашисты
хотят уничтожить Замок дотла. В самом начале ноября 1939 года А. Гитлер
приказал сровнять его с землей, чтобы уничтожить этот символ польского
государства и народа. Гитлеровские саперы пробуравили в стенах Замка 10
000 отверстий для динамитных зарядов, однако, к счастью, этот варварский
акт был отложен. Но перед бегством врага из Варшавы в ноябре 1944 года
заряды динамита были заложены в подготовленные отверстия, и стены Замка
взлетели на воздух.
Он превратился в развалины, а на Замковой площади,
возле взорванной колонны и дымящихся развалин Варшавы, лежал монумент
короля Сигизмунда III. Но уже тогда родились строки надежды:
Он и лежа еще грозит,
Значит, не все потеряно…[31]
|