Киевская Русь была одним из самых сильных феодальных
государств, но в XII веке она распалась на ряд удельных княжеств. Этим
тотчас воспользовались татаро-монголы, и в 1241 году их отряды уже
стояли у западных границ Галицко-Волынского княжества. Они уничтожили
город Плисненск, располагавшийся в 10 километрах от Олеско, и ученые
предполагают, что, возможно, именно тогда беглецы из Плисненска и
заложили в труднодоступном месте городище, которое со временем
превратилось в крепость.
Сам же замок, располагающийся неподалеку от нынешнего
украинского поселка Олеско, построил потомок Даниила Галицкого — один
из сыновей князя Юрия Львовича (Андрей или Лев). В исторических
документах первое упоминание о замке относится к 1327 году. Уже тогда на
крутом холме, со всех сторон окруженном непроходимыми болотами,
возвышались крепостные стены, высота которых достигала 10 метров, а
толщина их равнялась 2,5 метра.
Во второй половине XIV века Олесский замок оказался
на границе между Литвой и Польшей, поэтому неудивительно, что оба
государства стали претендовать на него. В замке несколько раз сменялись
хозяева, играл он важную роль и в народной войне против польских
королевских отрядов. В 1431 году эту борьбу возглавил олесский староста
Ивашко Преслужич, под руководством которого жители Олеско и близлежащих
сел одержали немало побед. Но силы были неравными, и в 1432 году войско
польского короля Ягайло овладело Олесским замком.
Через столетие Олесский замок утратил свое
оборонительное значение и превратился в резиденцию украинских магнатов,
хотя за его стенами еще не раз укрывались от ордынских отрядов жители
окрестных сел. В 1442–1453 годы, опустошая все на своем пути, по землям
Западной Украины прошли ордынские отряды. Но в 1512 году, когда селяне в
очередной раз хотели укрыться от татар в стенах замка, он осады не
выдержал Едва замок успел отстроиться, как через несколько лет
татаро-монголы появились вновь.
В XVI веке Одесским замком владел род магнатов
Даниловичей, последний из которых — воевода русских земель Иван
Данилович — в свое время был весьма заметной фигурой. На службе у него в
Олеско находился Михаил Хмель — отец Богдана Хмельницкого. В 1648 году
во время освободительного похода Богдана Хмельницкого в Галицию городом
Олеско и замком овладели казаки.
При Иване Даниловиче развернулось строительство как в
самом замке, так и за его пределами. Тогда Олесский замок приобрел
черты жилого сооружения, архитектурные черты которого были характерны
для градостроительства эпохи Возрождения. В замке выросли этажи, с
северной стороны к нему пристроили башню, возвели новый корпус, и он
стал почти таким, каким предстает и поныне.
Олесский замок был и одной из резиденций польского
короля Яна III Собесского, который собрал в нем большое количество
художественных ценностей. Впоследствии замок купил Станислав Жевусский,
сын которого — Северин — богато украсил интерьер замка, а у французского
скульптора Леблана заказал парковые скульптуры.
Однако на рубеже XIX–XX веков Олесский замок стал
постепенно приходить в упадок. Вторая мировая война довершила его
разрушение, и он превратился в развалины. Но после войны в нем были
проведены реставрационные работы, и замок стал музеем-заповедником
X–XVIII веков. В нем собрано около 500 произведений живописи, скульптуры
и прикладного искусства. Часть из них датирована и подписана, что стало
возможным только после длительных поисков и исследований. Другие
экспонаты еще скрывают свои тайны, и потому работа предстоит
кропотливая.
Древнейшее искусство Галицко-Волынских земель X–XIII
веков представлено в музее археологическими находками, затем в
экспозиции в хронологическом порядке разместились образцы
изобразительного искусства XIV–XVIII веков, отдельный зал отведен для
живописи XV–XVI веков. В нем собраны в основном произведения иконописи —
«Богоматерь Элеуса», «Пятница», «Спас Нерукотворный», «Страшный суд» и
другие.
Представлен в музее и портретный жанр, получивший
большое развитие после распространения гуманистических идей Возрождения:
например, «Портрет Ивана Даниловича» Ф. Сеньковича, «Портрет Яна
Барановского» неизвестного художника начала XVII века и другие. В первой
половине XVIII века появляются первые портреты украинских крестьян,
написанные с натуры: в частности, на одном полотне изображен крестьянин с
палкой, на другом — сельский знахарь.
Влияние реалистического портрета весьма ощутимо
отразилось и на традиционной живописи: так, в иконах XVII века
появляются бытовые мотивы, реальная среда и конкретные личности в
одеяниях того времени. Все больше места в иконах стало отводиться и
пейзажу, что можно заметить на алтаре 1689 года «Бегство в Египет».
Не менее полно в Олесском музее-заповеднике
представлена и скульптура, образцы которой тоже размещены по
историко-хронологическому принципу. Гуманизм Ренессанса проявился даже в
оформлении надгробий, где образ человеческий приобрел конкретные черты,
как, например, в алебастровом надгробии Анны Синявской.
Экспозиции Олесского музея разворачиваются от зала к
залу, словно раскрываются страницы исторической летописи. Да и каждый
зал музея — тоже своего рода экспонат. Мебель, светильники, шпалеры,
гобелены, реставрированные лепные украшения, камины — все характерно для
XVI–XVIII веков. Музей-заповедник разместился не только в замке, но
занимает и большую территорию вокруг него, где восстановлены парковые
массивы и сооружения, система водоемов и скульптуры. |