В период с X по XV век инки группировались в
маленьких и средних государствах, но потом племена создали одну из
величайших империй, которая узкой лентой протянулась вдоль восточного
побережья Южной Америки — от берегов Тихого океана до плато в Андах.
Представления инков о самих себе были совсем другими, чем у современных
ученых. То, что они рассказывали испанским монахам, появившимся там в
XVI веке вместе с конкистадорами, было более похоже на мифы, чем на
собрание реальных фактов. К тому же испанские летописцы многое из того, о
чем им сообщили инки, понимали совсем по-другому.
Инки рассказали им, что в начале XV века
«божественный владыка Пахакути» — девятый по счету Инка — расширил свое
маленькое государство с помощью договоров или войн с вождями соседних
племен. Его усилиями и была основана величественная империя инков. Но
если последние 100–150 лет существования величественной империи инков
история их опиралась на записи испанцев, то более ранние времена долгое
время оставались «белым пятном», на котором ярко, но обманчиво
расцветали мифы. Исправить такое положение могла только археология,
которая за последние полтора века открыла немало такого, что до сих пор
приводит ученых в изумление.
Инки создали изысканные произведения искусства,
прекрасные золотые украшения, тончайшие ткани… Не зная в то время ни
колеса, ни железа, они возводили гигантские храмы и сооружения.
Резиденцией Верховного Инки был город Куско, из которого божественный
владыка со своим окружением правил империей Тауантинсуйу, что означает
«царство четырех соединенных провинций». По своим размерам государство
Тауантинсуйу превосходило Римскую империю: оно охватывало территорию,
занимавшую большую часть современного Эквадора, Перу, часть Боливии,
Чили, Аргентины и некоторые районы Колумбии. Куско стал символом
империи, о чем один из испанских хронистов писал: «Представители
отдельных народов и провинций жили в кварталах города, которые были
закреплены за ними таким образом, что город представлял и всю страну, и
ее отдельные части»: сюда сходились пути со всех обширных областей,
завоеванных инками.[38]
В одной из перуанских легенд рассказывается, что
«воины инков внезапно, как бы из земли, появляются на поле боя и так же
неожиданно и таинственно растворяются в неведомом поле сражения». Но
откуда появлялись и куда исчезали воины-инки? И насколько вообще этому
можно верить? Ответ на эти вопросы дали раскопки Куско, проводившиеся в
1972 году перуанскими и польскими археологами.
Высоко над городом высились поставленные зигзагами
стены крепости Саксауаман. Под ее древними руинами, лежащими на высоте
3500 метров над уровнем моря, ученые обнаружили большой туннель и
подземную сеть-лабиринт, соединявшие ее с городом. Археологи обследовали
и второй туннель, который выходил на поверхность на улице в самом
Куско, где ныне находятся развалины знаменитых «Купален инков». Этот
туннель, который вторым концом выходил в долину, ученые назвали
«туннелем со 100 дверями», так как нашли в нем 100 трапециевидных люков
вправо и влево от основного канала. Вероятно, инкские воины совершали
свои таинственные передвижения именно по этим подземным ходам. В таких
ходах, соединявших башни и бастионы, легко было заблудиться, поэтому для
прохода по ним воины-инки использовали длинные цветные нити.
Крепость была также и хранилищем оружия, продовольствия, тканей и Других запасов. Об этом можно узнать в одной из хроник:
Был дом, в котором хранились 100 000 засушенных птиц,
поскольку из их многоцветного оперения изготовлялись парадные одежды.
Даже трудно себе представить, что они хранили так много различных вещей.
После падения империи Тауантинсуйу этот город долго
оставался заоблачной столицей, а оплотом последнего Верховного Инки,
поднявшего восстание против испанских конкистадоров, стал
город-святилище Вилькампама. Сейчас его руины, возвышающиеся в
перуанских Андах на высоте нескольких тысяч метров над уровнем моря,
названы «Мачу-Пикчу» по имени приютившей их горы. Даже среди других
поразительных памятников инкской культуры развалины Мачу-Пикчу
выделяются своей грандиозностью. Город располагался высоко в горах за
многокилометровой стеной джунглей: кругом были только лес и горы, и на
одном из неприступных утесов — точнее на плато, втиснувшемся в седловину
между двумя горными вершинами, и разместились Мачу-Пикчу (Старая гора) и
Уайна-Пикчу (Новая гора).
Внизу город опоясывало глубокое ущелье, по которому
протекает река Урубамба, а сам он был защищен толстыми каменными
стенами, сложенными из огромных валунов. К тому же на всех окрестных
вершинах располагались наблюдательные башни, развалины которых
сохранились до наших дней. Дежурившие там часовые могли обозревать
местность на десятки километров вокруг и вовремя предупредить о
появлении противника. К городу-крепости вела лишь узкая тропинка,
позволявшая горстке воинов отразить натиск целой армии.
Ученым удалось открыть Мачу-Пикчу только в начале XX
века, а до этого о существовании «затерянного города инков» долгое время
ходили лишь легенды, порождавшие множество вопросов: кто его строил,
кто в нем жил и как он погиб? Впервые ученые узнали о нем из старинных
перуанских легенд, родившихся еще во времена инков. В одной из них
рассказывалось, что где-то в отрогах Восточных Анд стоит город, который
великолепием своим «превосходил все созданное смертными». Вместе с
подробностями, удивительными точностью деталей, легенды утверждали и
нечто фантастическое: людям помогали строить город и крепость птицы.
Ученые, конечно, знали, что эти рассказы всего лишь легенды, но…
Летом 1911 года экспедиция, которую возглавлял
американский археолог X. Бингхэм, обследовала на востоке Перу течение
реки Урабамбы в поисках сооружений древних инков и однажды остановилась
на привал у подножия какой-то горы. На склоне ее работали несколько
индейцев — узнав, что ищут путники, один из них вызвался показать
старинные дома на вершине. И ученые увидели город. На высоте нескольких
тысяч метров стояли здания, словно сами собой выросшие на нависающих
одна над другой террасах. Эти террасы соединялись лестницами,
вырубленными прямо в скалах. Солнечные часы на городской площади
продолжали отсчитывать, время, в висячих садах цвели цветы — все было
как тогда, когда по улица у города ходили его жители…
Так город-легенда стал реальностью, на вершину горы
снаряжают археологические экспедиции, но многие загадки Мачу-Пикчу так и
остаются пока неразгаданными. Известно, что для защиты от воинственных
соседей инки соорудили целую систему мощных укреплений, стены которых
поднимаются на высоту 18 метров. Тридцать тысяч человек доставляли на
вершину горы огромные блоки, потом их так тщательно подгоняли один к
другому, что между ними нельзя было вогнать лезвие ножа.
Совершенная техника шлифовки каменных монолитов на
вершине Мачу-Пикчу, которые были положены друг на друга без всякого
скрепляющего раствора, изумила ученых. А в середине XX века зоологи
открыли в Андах птицу, которую индейцы называли «хакакльо» («тот, кто
просверливает камень»). Эти птицы, срывая в тропическом лесу листья
какого-то неизвестного до сих пор растения, переносят их в своем клюве
высоко в горы и легко «просверливают» в камне гнезда глубиной до одного
метра: сок этого растения словно размягчает камень. И при возведении
своей крепости инки шлифовали поверхность каменных глыб с помощью сока
этого растения, тайну которого им открыла птица «хакакльо». Время и
землетрясения уничтожили многие замки испанцев, завоевавших страну
инков, стены же Мачу-Пикчу стоят до сих пор…
Археологи установили, что в городе жило около 8000
человек. Причем в результате раскопок выяснилась странная и удивительная
закономерность: на одного мужчину приходилось 10 женщин. Поэтому
некоторые из ученых предположили, что город был священным убежищем
легендарных «ал-кьяс» — целомудренных девственниц и самых красивых
девушек, посвятивших себя служению богу Солнца.
А в 1938 году небольшой отряд американских
летчиков-любителей, возглавляемый сыном биржевого маклера Робертом
Шиппи, решил пролететь над горными районами Перу. Там, в неприступных
джунглях и горах, медленно разрушались памятники древних доколумбовых
культур, и молодые люди решили сфотографировать их с воздуха, чтобы хоть
в снимках сохранить для будущих поколений древние сооружения. И вдруг
они с изумлением увидели, как внизу, пересекая горные хребты тонкой
бесконечной лентой, извивается загадочное сооружение, подобного которому
здесь еще никто не видел. Самолет опустился ниже, и «змейка»
превратилась в мощную крепостную стену, которая тянулась от горизонта до
горизонта. Так было открыто древнее оборонительное сооружение,
названное учеными «Великой перуанской стеной».
Роберт Шиппи и специалист в области аэрофотосъемки
Джордж Джонсон обнаружили развалины еще 14 древних фортов. Была
составлена карта обширных областей Перу, сделаны тысячи снимков
памятников доколумбовых культур — тех, которые были уже известны науке, и
тех, о которых она в те годы не имела ни малейшего представления. Так
на перуанском побережье, куда нога европейца ступила четыре с половиной
века назад, летчики обнаружили 80-километровый извилистый редут: об этом
самом Длинном и с трудом поддающемся обозрению древнеперуанском
сооружении никто не знал. Даже известный ученый Х.С. Тельо откровенно
признался, что он, посетив каждый уголок Перу и производя раскопки в
самых отдаленных местах, о подобном открытии не мог и предположить.
Но тогда ученым не удалось заняться изучением
«Великой перуанской стены», и интереснейшее открытие было отодвинуто на
долгие годы. Когда же в горные районы Перу отправилась экспедиция,
возглавляемая Ж. Савоем — известным исследователем Южной Америки, то
было сделано еще одно интересное открытие. Вместо одной Великой стены их
оказалось… шесть. Вместе с множеством фортов они образовывали целую
оборонительную систему, которая даже сегодня поражает своей мощностью.
Ее стены достигают в высоту иногда больше 10 метров, и эти древние
сооружения, протянувшиеся более чем на 400 километров, были возведены
высоко в горах, куда не так-то просто добраться даже опытному
альпинисту.
Так кто, когда и как воздвиг эти «Великие перуанские
стены»? Изучив испанские хроники времен конкисты, ученые предположили,
что они были выстроены народом государства Чиму для защиты своей столицы
— города Чан-Чана — от набегов опасных соседей-инков. Значит, возраст
«Великой перуанской стены» составляет от пяти до девяти столетий. Однако
археологи допускают, что эти гигантские укрепления — следы еще более
древнего народа, который обладал высокой строительной техникой, но о
котором исследователи еще ничего не знали… |