Производство: «Мирамакс»,
США, 1996 г. Автор сценария Э. Мингелла по роману М. Ондатже. Режиссёр Э.
Мингелла. Оператор Дж. Сил. Художник С. Крейг. Композитор Г. Яред. В ролях: Р.
Файнс, Ж. Бинош, У. Дефо, К. Скотт Томас, Н. Эндрюс, К. Ферт и др.
Продюсер Сол Заенц («Полёт
над гнездом кукушки», «Амадей», «Невыносимая лёгкость бытия») шёл к этому
фильму четыре года. Всё началось в 1992 году, когда писатель Майкл Ондатже
выпустил роман «Английский пациент», получивший Букеровскую премию. Вскоре
Заенцу позвонил режиссёр Энтони Мингелла, прославившийся картиной «Искренне,
глубоко, безумно».
Роман Майкла Ондатже
производит обманчивое впечатление — он кажется совершенно кинематографичным.
Как отмечал Мингелла, ярчайшие образы разбросаны по страницам мозаикой
несвязного повествования — будто уже кто-то посмотрел картину и торопится
записать самое лучшее, чтобы не забыть.
Итак, Мингелла позвонил в
Беркли Солу Заенцу — единственному продюсеру, способному взяться за безумный
проект, и попросил его прочитать роман. Сол любил хорошую книгу. «Английский
пациент» ему очень понравился.
«Я подумал, что из этого
ничего не получится, — признавался позже Заенц. — Студии никогда не дадут денег
под фильм о войне и страданиях, актёры класса „А" никогда не поедут сниматься в
пустыню, где нет голливудских удобств. Для студий такой проект — с большим
количеством костюмов минувшей эпохи, декораций и натурных съёмок — катастрофа
по определению. Добавьте сюда ещё и очевидные минусы проекта с точки зрения
руководителей отдела маркетинга: нелинейное развитие сюжета, страдания вместо
боевых действий и полное отсутствие надежд заполучить на главные роли
кого-нибудь из знаменитостей». И всё же Заенц купил права на экранизацию, а
Мингелла начал писать сценарий.
Над последним вариантом
сценария Мингелла, Заенц и Ондатже работали вместе.
В «Английском пациенте»
главный герой — венгерский аристократ Ласло де Алмаши (Ральф Файнс). Оказавшись
перед началом Второй мировой войны в Северной Африке, он знакомится с
английской аристократкой Кэтрин Клифтон (Кристин Скотт Томас). Взаимное
увлечение перерастает в страстную любовь, но Кэтрин замужем, поэтому их роман
обречён. Ради спасения возлюбленной Алмаши передаёт немцам секретные карты.
Затем действие переносится
в 1946 год, в итальянскую Тоскану. Алмаши во время авиакатастрофы в пустыне
Сахара получил страшные ожоги и теперь скрывается в монастыре. За ним ухаживает
медсестра Хана (Жюльетт Бинош). Медленно угасая, «английский пациент»
вспоминает свою единственную настоящую любовь.
На долю Ханы также выпало
немало испытаний: убивают её возлюбленного, потом на мине подрывается её
подруга. Охватившее её отчаяние («Я приношу гибель всем, кто мне близок»)
заставляет её остаться с умирающим героем в Тосканском монастыре. Там она
встречается с Кипом (Нэвин Эндрюс). Их любви картина обязана лучшими своими
кадрами: полётом Ханы под сводами храма, куда её привёз Кип, а также
разминированием бомбы, когда гибель Кипа кажется неминуемой.
А потом в монастырь
приезжает канадец Караваджо (Уиллем Дефо), парень с изуродованными руками.
Караваджо лелеет давнюю ненависть к Алмаши и жаждет отомстить ему за прошлые
обиды…
В этой достаточно сложной
по структуре притче о любви, страдании и предательстве занят великолепный
актёрский ансамбль. Почти всех исполнителей нашли в Европе. Ральф Файнс,
признанный в Британии лучшим актёром года за роль в «Списке Шиндлера»,
согласился на съёмки в фильме Мингеллы без долгих раздумий.
Гонорар, предложенный
Файнсу, был вдвое меньше его обычного гонорара. Сговорчивость Файнса помогла
сдвинуть проблему финансирования проекта с мёртвой точки.
Роль Кэтрин Клифтон
сыграла британская актриса Кристин Скотт Томас, получившая известность
благодаря фильмам «Горькая луна» и «Четыре свадьбы и похороны». Она сама
отправила Энтони Мингелле послание: «Я — ваша „К"», — и вскоре была утверждена
на роль.
Одна из ведущих
французских актрис театра и кино Жюльетт Бинош долго сторонилась Голливуда,
отказалась от массы денежных ролей (например, в «Парке юрского периода»
Спилберга), но тут сломалась. В этом «повинен» продюсер Сол Заенц, пригласивший
её когда-то в фильм «Невыносимая лёгкость бытия». Он настоял, чтобы на роль
медсестры Ханы в «Английском пациенте» утвердили именно Бинош.
Заенцу удалось также
заполучить в свой фильм американца Уиллема Дефо и звезду телесериала «Грозовой
перевал» Колина Ферта.
Сол Заенц заручился
поддержкой одной из ведущих студий Голливуда. Однако между продюсером и руководством
компании возникли разногласия по поводу подбора актёров. «Им нужны были громкие
имена, много громких имён, — вспоминает Заенц. — Съёмки были отложены, никто не
знал, начнутся ли они вообще, но вся группа терпеливо ждала в Италии. Файнс
имел полное право выйти из игры, тем не менее он ждал три недели, хотя никто не
платил ему за простой».
На поиски нового
финансиста ушло несколько недель В конце концов Заенц договорился с главой
диснеевской компании «Мирамакс» Харви Вайнштейном. Бюджет фильма составил 27
миллионов долларов. Пять миллионов Заенц наскрёб из казны собственной
производственной фирмы.
Группа отправилась в
Тоскану, потом в Рим, Венецию и, наконец, в Тунис, где и прошла большая часть
съёмок. Работать пришлось в адских условиях. Каждый день нужно было добираться
к месту съёмок в песках на верблюдах и ослах. И в довершение ко всему в самом
начале киноэкспедиции режиссёр сломал ногу. Трудились с утра до захода солнца.
Актёры не любят вспоминать об этих съёмках в пустыне, настолько они оказались
изматывающими.
Центральной фигурой фильма
стал «английский пациент». В исполнении Файнса это сложный, мятущийся,
противоречивый человек, страдающий сам и заставляющий страдать других.
«Ральф Файнс получил от
Бога всё: ум, талант и прекрасную внешность, — хвалит его Энтони Мингелла. — Но
тот, у кого всё это есть, не может не стать звездой. Что бы ни делал Ральф, в
его поступках чувствуется некий подтекст. В этом человеке скрыта какая-то
тайна. В нём есть частичка тьмы».
«У Ральфа удивительно
красивое лицо, — добавляет Кристин Скотт Томас, исполнительница роли
возлюбленной Файнса. — Он обладает пытливым умом, у него развито чувство
собственного достоинства, — качества, редко встречающиеся у актёров его
поколения. Ральф — настоящий мужчина. Он заставляет женщин ощущать себя
слабыми. Есть мужчины, которых хочется пожалеть, приласкать и накормить. Есть
такие, перед которыми хочется пасть ниц. Ральф относится ко второму типу…»
Главный оператор Джон Сил,
художник-постановщик Стюарт Крейг, монтажёр Уолтер Мерч, художник по костюмам
Энн Рот вместе с композитором Габриэлем Яредом показали себя во всём блеске.
Критики отмечали изящество и точность разнообразных экстерьеров и интерьеров,
нежность красок и утончённость гамм.
«Похоже, Мингелла в роман
профессионально влюблён, — писал российский киновед Геннадий Дёмин сразу после
премьеры, — обращается с ним весьма бережно, перенося в сценарий все
подробности дотошно и скрупулёзно. Сценаристу важно и первое появление
элегантной женщины в пустыне, и её встреча с предназначенным ей мужчиной, и
отношения с мужем, в которых есть нечто от детской привязанности. Существенно и
зарождение всепоглощающей страсти, и прозрение мужа, и его решение разрубить
затянутый узел авиакатастрофой. Режиссёр Мингелла не отступает от сценариста, снимая
всё точно и красиво, передавая атмосферу зноя, и песчаную бурю, и покой
заброшенного монастыря, и свежесть долгожданного дождя».
Премьера «Английского
пациента» состоялась 6 ноября 1996 года в Лос-Анджелесе. Голливуд с восторгом
отнёсся к британскому фильму. «Английский пациент» претендовал на двенадцать
премий «Оскар» и победил в девяти номинациях (лучший фильм, режиссёр, оператор,
художник, костюмы, актриса второго плана — Бинош, оригинальная музыка, звук,
монтаж).
«История, которая легко
могла бы обернуться мыльной оперой, — пишет кинокритик Оуэн Глейберман, — стала
умной, эллиптично выстроенной сагой о том, как война разрушает людские тела и
души. Любовь здесь попадает под сокрушающий пресс Судьбы… Файнс идеально
передаёт агонию и экстаз своего героя — его Алмаши яростно одержим прошлым, и
эта одержимость подчиняет себе его разум и дух».
Роль медсестры Ханы
принесла Жюльетт Бинош мировую славу и несколько кинопремий.
Картина Мингеллы собрала
завидный урожай призов по всему миру. Британская академия кино и телевидения
также признала «Английского пациента» лучшим фильмом года. Кроме того, у
британцев фильм победил в следующих категориях: операторская работа, монтаж,
актриса второго плана (Бинош), сценарий. Специальный приз за лучшую музыку
имени Энтони Эсквита достался Габриэлю Яреду.
«Английский пациент» с
успехом прошёл по экранам всего мира. Мировые сборы составили 231 миллион
долларов. |