Производство: Франция,
1934 г. Авторы сценария Ж. Виго и А. Риера (по сюжету Ж. Гине). Режиссёр Ж.
Виго. Оператор Б. Кауфман. Художник Ф. Журден. Композитор М. Жобер. В ролях: М.
Симон, Ж. Дастэ, Д. Парло, Ж. Маргаритис, Л. Лефевр и др.
Жан Виго — режиссёр с
удивительной судьбой. Он прожил всего двадцать девять лет и поставил три
фильма: «По поводу Ниццы» (1930), «Ноль за поведение» (1933), «Аталанта»
(1934), ни один из которых не имел нормального проката. И вместе с тем его
картины не погибли, более того, вошли в историю кино и оказали огромное влияние
на его развитие. Фильмами Виго, к примеру, вдохновлялись лидеры «новой волны»
Трюффо, Годар, Шаброль и другие.
В «Аталанте» получила
законченное выражение главная внутренняя тема творчества Виго — тема скрытой
поэзии. Картина поставлена по одноимённой повести писателя Риера Гишена
(настоящее имя — Жан Гине).
Сюжет произведения не
отличается оригинальностью. Молодой хозяин баржи «Аталанта» Жан женится на
крестьянке Жюльетте. Они путешествуют по рекам и каналам в компании старого
моряка Жюля, юнги и собаки. Юнга рассказывает Жюльетте об удовольствиях Парижа.
Девушка поддаётся соблазну и остаётся в городе. «Аталанта» уходит в плавание
без неё. Израсходовав все свои деньги на невинные развлечения, Жюльетта
становится прислугой в ресторане. Когда баржа возвращается в порт, папаша Жюль
отправляется на поиски Жюльетты и находит девушку. Жан соглашается принять её
обратно. Жизнь, кажется, входит в прежнее русло. Однако счастье покинуло борт
«Аталанты»…
Виго сразу предложил
внести одно существенное изменение в сценарий: Жюльетту будет соблазнять
городом не молодой моряк, а бродячий торговец. Продюсер Жак-Луи Нунец и автор
повести не возражали.
Вместе с Гишеном Виго за
несколько дней разработал точный режиссёрский сценарий. Жан ненавидел город —
хорошо! Одна из причин — там транжирят деньги, которые надо откладывать «на
чёрный день». В решающий момент, когда жена покидает шаланду, он восклицает:
«Узнав город, она вернётся… И узнает, что счастлива была лишь на „Аталанте"».
Большая часть съёмок
должна была вестись на натуре, в солнечную погоду. Фирма «Гомон» предоставила
студию, плёнку и взяла на себя прокат фильма. Бюджет составил почти миллион
франков. Для независимой продукции это считалось значительной суммой. По
настоянию продюсера были приглашены известные актёры Мишель Симон (папаша Жюль)
и Дита Парло (Жюльетта).
На роли Жана и юнги Виго
взял своих друзей Жана Дастэ и Лефевра. В съёмочную группу «Аталанты» вошли
многие из тех, кто принимал участие в работе над короткометражной лентой «Ноль
за поведение», в том числе главный оператор Борис Кауфман и композитор Морис
Жобер. Кроме них, Виго привлёк к съёмкам Франсиса Журдена (декорации и макеты)
и Луи Шаванса (монтаж).
«Аталанту» начали снимать
в середине ноября с эпизода свадьбы Жана и Жюльетты. Вся группа поселилась в
деревне Морекур, в департаменте Уаза. Здесь же находилась массовка с участием
Фанни Клар, Рафаэля Дилижана, игравших родителей Жюльетты, и писателя Рене
Блека, игравшего шафера. Весельчаком из кабачка был художник Ген Поль. Других
персонажей также играли друзья.
Декабрь 1933 года выдался
очень холодным. В течение первых двух недель баржа курсировала по каналам в
бассейне Виллетты, но солнечные дни выпадали всё реже. Виго пытался снимать по
ночам при свете прожекторов, а потом перенёс работу в студию, где художник
Франсис Журден построил декорацию, точно воспроизводившую внутренние помещения
баржи. Когда же появлялось солнце, съёмочная группа сразу бросалась к
«Аталанте», которая была пришвартована неподалёку от студии «Виллетт», на
набережной Луары. Вокруг было столько снега, что фоном могло служить только
небо.
О самих съёмках «Аталанты»
известно немного. Вот что рассказывал оператор Борис Кауфман: «Три месяца,
проведённые на барже и в декорациях, построенных по нашей просьбе в размерах
подлинных кают (чтобы сохранить ощущение тесноты), никогда не забудутся теми,
кто участвовал в этой лихорадочной и полной импровизаций работе. Замёрзшие
каналы и маленькие доказательства бессознательного героизма — Дита Парло,
идущая босой по ледяному настилу мостика на барже, Жан Дастэ, по первой просьбе
Виго бросающийся в воду, где плавали льдинки, — всё это создавало особую
атмосферу. Было холодно, мы умирали от усталости, сами не отдавая себе в этом
отчёта. Все были отравлены восхитительным пейзажем парижских каналов и снимали
на фоне шлюзов, берегов, народных балов и пустырей… Часто возникали, казалось
бы, неразрешимые технические проблемы, но всё улаживалось, словно в сказке,
побеждаемое страстью работающих на этой невероятной картине».
Холода и нервные
перегрузки сказались на здоровье Виго. Он никогда не щадил себя. Режиссёра
мучили лихорадка и кашель. К несчастью, после нового отчаянного штурма на
студии пришлось вернуться на заснеженную улицу.
«Среди натурных кадров
имеется несколько, которые можно отнести к самым прекрасным в кино, — пишет
биограф режиссёра П.-Е. Салес-Гомес. — Таковы кадры, где мы видим Жюльетту в
белой, словно вечерней, дымке, или грустный вид серой набережной, где Жюльетта
не обнаруживает баржу. И эта красота не скрыта от нас, она выставлена напоказ и
словно составляет часть наших эмоций. А как прекрасны чистый песок, море и
небо, которые мелькают в глазах бегущего к воде Жана!»
Круговую панораму Парижа
предполагали снимать с последнего этажа Эйфелевой башни. Осуществление этой
мысли, вероятно, вызвало бы странное очарование. От неё пришлось отказаться из
соображений экономии, и Виго ограничился показом маневрирования баржи в шлюзе.
Но результаты оказались не
менее интересными благодаря монтажу, точкам съёмки и режиссуре. Немалую роль
играет и победоносная музыка Жобера.
…На Виго нажимали, чтобы
он заканчивал фильм как можно скорее. Во второй половине января 1934 года он
ещё не снял сцену кражи на вокзале и многие планы Жюльетты в Париже.
Виго получил разрешение на
съёмку на Аустерлицком вокзале только после полуночи. На его призыв
поучаствовать в массовке откликнулись друзья, но их было мало. Шаванс
отправился по кафе Монпарнаса и Сен-Жермен-де-Пре и привёл товарищей из группы
«Октябрь». Добровольные участники массовки откровенно забавлялись. А затем
пытались втянуть в игру и дежурных полицейских, съёмочную группу и зевак. Виго
с трудом добивался дисциплины от своих разыгравшихся друзей, и всем пришлось
работать до утра.
В начале февраля 1934 года
Виго настолько ослабел, что был вынужден лечь в постель. Кауфман самостоятельно
снял последние кадры на натуре, а Шаванс занялся окончательным монтажом по
обговорённому с режиссёром плану.
Виго нашёл в себе силы
проверить работу Шаванса и вместе с компаньонами просмотреть дополненный
монтаж. Благодаря монтажу, точкам съёмки и режиссуре результаты оказались
впечатляющими. Украшением фильма стала музыка Жобера.
Просмотр «Аталанты»
состоялся 25 апреля 1934 года в «Пала Рошешуар». Владельцы кинотеатров и
провинциальные прокатчики были разочарованы. Они потребовали от продюсера
переделок. Продюсер сопротивлялся недолго. Больной Виго, состояние которого
ухудшалось с каждым днём, не мог защитить своё детище.
В этих условиях с фильмом
можно было делать всё, что угодно. В 1934 году пользовалась успехом песенка
Чезаре Андреа Биксио «Проплывающая шаланда» в исполнении Лис Готи. Картину Виго
срочно переименовали в «Проплывающую шаланду». Музыку Жобера подрезали, и на её
место вставили мелодии Биксио.
«Проплывающая шаланда»
провалилась в прокате. Любители мелодрамы были разочарованы. Зрители в
парижском кинотеатре «Колизей» свистели на каждом сеансе.
Критики оказалась менее
суровы, чем публика, так как многие из них видели первоначальный вариант
«Аталанты».
6 октября 1934 года Жана
Виго не стало. Он умер от сентисемии, болезни, порождённой лишениями,
переутомлением. В день похорон, во время ретроспективы фильмов с участием
Мишеля Симона в кинотеатре «Саль Адиар», состоялся просмотр «Проплывающей
шаланды». Дита Парло выступила с воспоминаниями о Жане Виго, говорила о том,
как он боролся за «Аталанту».
В 1940 году фильм был
выпущен с музыкой Жобера и под оригинальным названием. Но в нём отсутствовали
многие сцены, которые Анри Ланглуа попытался восстановить в третьей версии,
самой полной на сегодняшний день — она была представлена под эгидой французской
синематики в 1950 году.
Фильм Виго стал тем
произведением, на котором воспитывались французские кинематографисты и
кинозрители. Как писал впоследствии об «Аталанте» поэт и сценарист Жак Превер,
«этот изуродованный, преданный забвению, презрительно третируемый фильм ещё и
сегодня сохраняет свою абсолютную новизну». |