Производство:
Великобритания, 1966 г. Авторы сценария М. Антониони и Т. Гуэрра по рассказу Х.
Кортасара. Английские диалоги в сотрудничестве с Э. Бондом. Режиссёр М.
Антониони. Оператор К. Ди Пальма. Художник А. Гортон. Музыка Г. Хэнкока и
группы «Ярдбёрдс». В ролях: В. Редгрейв, Д. Хеммингс, С. Майлс, Дж. Кастл, П.
Боулс, Дж. Биркин, Дж. Хиллз и др.
«Блоу-ап» — вероятно,
самый сюжетный и зрелищный фильм великого итальянца Микеланджело Антониони. По
признанию режиссёра, создавшего знаменитую тетралогию («Приключение», «Ночь»,
«Затмение» и «Красная пустыня»), ему всегда было легче, удобнее работать с
персонажами-женщинами, чем с мужчинами. Может быть, лишь начиная с «Блоу-ап»
Антониони заговорил по-настоящему о мужчинах.
Фильм навеян рассказом
латиноамериканского писателя Хулио Кортасара «Слюни дьявола». Но Антониони
переработал сюжет по-своему. Обдумывая «Блоу-ап», он не спал по ночам,
размышлял, записывал, делал наброски. История увлекла режиссёра возможностью
множественных решений, и он пытался проиграть все её варианты.
Герой фильма «Блоу-ап» (в
переводе: «Фотоувеличение») — молодой преуспевающий лондонский фотограф Томас.
Вместе со своим другом он готовит альбом, в котором будут снимки и ночлежных
домов для безработных, и антивоенных демонстраций, и испытаний атомной бомбы.
Но основное занятие героя — рекламные фотографии для журналов мод.
Выследив на зелёной
лужайке пустынного Марион-парка целующуюся парочку — молодую женщину и
почтенного джентльмена, Томас делает серию снимков. По дороге домой его
догоняет незнакомка из парка (её зовут Джейн) и просит отдать или продать
фотоплёнку. Получив отказ, она приходит к Томасу в ателье и демонстрирует своё
обнажённое тело в обмен на негатив. Чтобы избавиться от назойливой
посетительницы, он отдаёт Джейн другую плёнку, а сам проявляет фотографии,
сделанные в парке.
Увеличивая снимки, Томас
замечает, что в кустах прячется мужчина с револьвером. Возможно, в парке
совершено убийство, решает он. Поздно вечером Томас идёт в парк и находит за
кустами труп джентльмена. Фотограф возвращается домой. Однако за время
отсутствия хозяина кто-то побывал в его лаборатории: все снимки и плёнка
похищены. Ночью Томас снова отправляется в парк, но ничего не находит. Труп
исчез!
Всё случившееся начинает
представляться герою какой-то фантасмагорией, чем-то ирреальным, существующим
лишь в его воображении. Томас пытается рассказать кому-нибудь о том, что он
узнал. Но никто не хочет его слушать — исключительно от полнейшего равнодушия к
миру.
Финальная сцена «Блоу-ап» стала
хрестоматийной в мировом кинематографе. Юноши и девушки в маскарадных костюмах
и с раскрашенными лицами мчатся на джипе по улицам города. Машина подъезжает к
теннисному корту. Начинается игра. Всё происходит так, как должно быть на корте
во время напряжённого матча. Вот только игра идёт с воображаемым мячом и
воображаемыми ракетками. Один из теннисистов со смехом посылает «мяч» за сетку,
и он «падает» рядом с Томасом. Фотограф сначала недоумевает, потом с улыбкой
«поднимает» невидимый мяч и возвращает его взмахом руки за сетку. Томас принял
предложенные ему «правила игры». И камера, отдаляясь, оставляет уменьшающуюся
фигурку героя на зелёной лужайке…
О том, как родилась
знаменитая сцена, рассказывает кинодраматург Тониньо Гуэрра: «Однажды — тогда в
моей жизни был трудный период — мне попалась японская книга о фонтанах и
водопадах. Там было фото замечательного искусственного водопада… без воды! Тем
не менее всё было выполнено так, что создавалась полная иллюзия настоящего
водопада. Мне всегда нравится „отсутствие". Я часто придумываю отсутствие того,
что должно быть, а его на самом деле нет. Так появился знаменитый эпизод в
финале фильма „Блоу-ап", где играют в теннис без мяча. С годами мне всё чаще
кажется, что я играю без мяча».
«Блоу-ап» можно интерпретировать
по-разному, ибо в нём идёт речь о восприятии реальности, то есть о том, как
видят её или хотят видеть персонажи. Фильм Антониони — спектакль без эпилога,
вроде тех историй, в которых Скотт Фицджеральд в двадцатые годы демонстрировал
своё разочарование жизнью.
История, рассказанная в
картине, могла произойти где угодно, но Антониони решил, что ему необходимо
серое небо, а не пастельно-голубое. Он искал реалистические краски. Режиссёр
провёл несколько дней в Лондоне вместе с Моникой Витти, которая снималась у
Джозефа Лоузи в «Модести Блейз». Именно тогда он решил, что британская столица
— идеальная декорация для «Блоу-ап». «Когда я его придумал, то считал, что
действие фильма происходит в Италии, но потом понял, что эту историю невозможно
локализовать ни в одном итальянском городе, — рассказывал Антониони. — В нашей
стране нет таких персонажей, как Томас. Тогда как для Лондона тех лет, к
которым относится действие фильма, напротив, очень типична эта обстановка
модных фотоателье. Кроме того, Томас оказывается втянут в события, которые
опять-таки легче связать с лондонской жизнью, чем, например, римской или
миланской. Для него характерен тот же образ мыслей и стиль жизни, что и для
многих других английских художников, писателей, публицистов, музыкантов, близких
движению „поп-арт". Не случайно он заявляет, что не признаёт никаких иных
законов, кроме закона анархии, и в то же время сам живёт по заведённому
ритуалу».
Но были и другие причины,
вынудившие Антониони перебраться в Лондон. В «Блоу-ап» большое значение имеют
эротические сцены, которые итальянская цензура никогда бы не пропустила. Так,
например, строгим блюстителям нравственности могла показаться кощунственной
сцена в доме фотографа, когда его соблазняют две молоденькие девицы, желающие
стать манекенщицами, и они втроём катаются на полу под слетевшими со стены
огромными листами бумаги, со смехом срывая друг с друга одежду. В сцене нет
ничего вульгарного. Она лёгкая, непринуждённая и даже забавная. Антониони нужны
были эти образы в контексте фильма, и он не собирался отказываться от них.
Продюсером «Блоу-ап»
выступил Карло Понти, муж Софии Лорен. Бюджет фильма был небольшим — примерно
1,8 миллиона долларов. В проекте также участвовал филиал голливудской компании
МГМ.
Весной 1966 года
Микеланджело Антониони приехал в Лондон искать натуру для «Блоу-ап». Он
знакомился с фотографами, посещал выставки и фотоателье. «Я до такой степени
проникся этой атмосферой, что мне захотелось во что бы то ни стало передать её
в избранном мною сюжете», — говорил он.
«Блоу-ап» Антониони снимал
в «свингующем Лондоне» в конце шестидесятых. Это была очень небольшая прослойка
художников, музыкантов, актёров, писателей. Всё ограничивалось несколькими
кварталами и парой дискотек в других частях города. Конечно, выделялись «Биттлз»
и «Роллинг стоунз». Ночная жизнь, лёгкие наркотики, свободная любовь…
В моду уже вошли мини,
которые все женщины стали с удовольствием носить. Время рождало замечательных
фотомастеров. Среди фотографов, снимавших для журналов мод, скандальной
известностью пользовался Дэвид Бейли. К слову, у него и других мастеров
Ист-Энда — Брайена Даффи и Теренса Донована — Антониони многое почерпнул,
создавая образ главного героя.
Британский актёр Дэвид
Хеммингс, сыгравший главную роль, являлся представителем нового, «свингующего»
поколения. В «Блоу-ап» он безупречно воплотил идеал «разочарованной» молодёжной
элиты 1960-х. Голубоглазый флегматик, баловень судьбы, Томас пользуется благами
потребительского общества, но ещё не развращён ими, готов к решительным
действиям (раскрытие загадочного преступления), хотя и осознаёт всю тщетность
своих усилий.
Роль Джейн, девушки из
парка, блистательно исполнила английская актриса Ванесса Редгрейв. Дочь
знаменитого актёра Майкла Редгрейва в начале 1960-х годов, она посвящала себя
исключительно театру, выступая в составе Королевской шекспировской труппы.
Экранная известность пришла к ней после фильма «Морган: подходящий случай для
лечения» (1966), но прославила Ванессу именно картина Антониони.
Самыми известными
манекенщицами в Лондоне тех лет считались Пенелопа Три и Джейн Шримптон, а в
Европе — немецкая модель Верушка (в миру — графиня фон Лендорфф). Верушка
сыграла в «Блоу-ап» саму себя — знаменитую модель.
В «Блоу-ап» Антониони
отодвинул перспективу, решил дать больше воздуха, больше пространства между
вещами и людьми. Миру фотоателье, ночных клубов, ресторанов противостоит в
фильме прекрасная, одухотворённая природа. Полон истинной красоты и
удивительной гармонии зелёный уголок лондонского парка.
Музыку к фильму написал
Хэрби Хэнкок, мировую славу которому принесла работа в ансамбле великого творца
джазовых стилей — трубача Майлса Дэйвиса. Хэнкок одним из первых ввёл в джаз
электронные клавишные инструменты и стал основоположником музыкальных стилей
джаз-рок, джаз-фанк, хип-хоп, эйсид-джаз и фьюжн.
Группа «Who» подготовила
для фильма оригинальный номер, но после яростных споров среди продюсеров её
место заняла ритм-энд-блюзовая команда «Yardbirds». В фильм вошло редкое
выступление коллектива, когда в нём играли вместе Джимми Пейдж и Джефф Бек.
Через несколько месяцев во время американского турне Бек уйдёт из группы.
Премьера «Блоу-ап»
состоялась в декабре 1966 года в Нью-Йорке. Картина удостоилась двух номинаций
на «Оскар» — за режиссуру и оригинальный сценарий.
Триумф ждал Антониони на Каннском
кинофестивале-67, где фильм «Блоу-ап» получил «Золотую пальмовую ветвь». Многие
хотели спросить, кто же убил джентльмена, что послужило причиной преступления:
трагедия любви, уголовные побуждения или, может быть, политический заговор?
Однако во время пресс-конференции режиссёр заявил журналистам, что отказывается
отвечать на какие-либо вопросы, касающиеся замысла и толкования произведения:
«Вы, наверное, знаете об этом больше, чем я».
Позже Антониони говорил:
«В „Блоу-ап" я хотел воссоздать реальность в отстранённой форме. Вынести на
рассмотрение „существующую действительность". Это точка отсчёта в
изобразительном решении фильма, которое строится в полном соответствии с одной
из главных его тем: видим ли мы истинную сущность вещей».
К январю 1970 года картина
Антониони собрала в прокате более 20 миллионов долларов. Киноакадемия
Великобритании признала «Блоу-ап» лучшим фильмом года. |