Производство: «Уорнер
бразерс» и др., США, 1967 г. Авторы сценария Д. Ньюмен и Р. Бентон. Режиссёр А.
Пенн. Оператор Б. Гаффи. Художник Д. Товуларис. Композитор Ч. Строус. В ролях:
У. Битти, Ф. Данауэй, Майкл Дж. Поллард, Дж. Хэкмен, Э. Парсонс, Д. Пайл, Д.
Тейлор, Э. Эванс, Дж. Уайлдер и др.
Фильм Артура Пенна основан
на подлинной истории банды Бонни Паркер и Клайда Бэрроу, действовавшей в США во
время депрессии в начале тридцатых годов. Молодые налётчики отличались редкой
жестокостью. Но едва ли не на следующий день после их гибели Америка простила
им всё, что прежде приводило в ужас: в памяти осталось только, что они были вдвоём
против всего мира и что они любили друг друга.
Голливуд не обошёл
вниманием трагедию Бонни и Клайда. Так, например, в 1958 году на экран вышел
фильм «История Бонни Паркер» (1958) Уильяма Уитни, но успеха он не имел.
Кинодраматурги Дэвид
Ньюмен и Роберт Бентон решили изложить биографию знаменитых грабителей
по-своему. Ньюмен отмечал, что современников Бонни и Клайда поражало не то, что
они грабили банки, а их необычный стиль жизни, в частности то, что Бонни,
например, курила сигары и писала стихи.
Сценарием заинтересовался
актёр Уоррен Битти, рискнувший выступить в роли продюсера. За 75 тысяч долларов
он выкупил сценарий «Бонни и Клайд» и предложил его «Уорнер бразерс». Боссы
кинокомпании не вполне доверяли начинающему продюсеру и выделили на фильм всего
2,5 миллиона долларов.
Долго искали режиссёра.
Наконец выбор пал на Артура Пенна. Он родился в Филадельфии. Учился в Италии, в
университетах Перуджи и Флоренции, а также в Актёрской студии в Лос-Анджелесе.
В 1958 году Пенн снимает свой первый фильм «Оружие для левши», получивший
Гран-при Брюссельского кинофестиваля. Следующая картина «Сотворившая чудо»
(1962) принесла ему премию «Оскар» за лучшую режиссуру. Этапной для Пенна стала
драма «Погоня» (1965) о проблемах, связанных с растущим насилием в США.
И всё-таки самый
совершенный фильм Артура Пенна — «Бонни и Клайд». Объясняя, в чём необычность
героев, режиссёр указывал, что они «обладают своей манерой поисков самих себя.
Они ретроспективны».
…Мелкий налётчик и
автомобильный вор Клайд Бэрроу увлекает романтичностью своей профессии
томящуюся от провинциальной скуки официантку Бонни Паркер. Увидев Клайда,
поигрывающего револьвером, она тут же решила идти с ним. И начинается жизнь,
состоящая из ограблений, погонь и засад… К «банде Бэрроу» присоединяется мальчишка
с заправочной станции, которого уважительно зовут по инициалам: К.В., и брат
Клайда Бак с женой Бланш. Бак травит анекдоты и таскает с собой фотоаппарат
«кодак». Бланш, дочь священника, в ограблениях не участвует.
Перестрелки становятся всё
более ожесточёнными, автомобильные погони всё более напряжёнными, а встреча
Бонни с матерью и родственниками в заброшенном песчаном карьере выглядит
последним прощанием.
В конце концов техасские
рейнджеры расправляются с бандой: Бак погибает в одной из перестрелок, его жена
Бланш захвачена полицией у трупа мужа, а Бонни и Клайд попадают под шквальный
огонь из засады, которую помог подстроить отец К.В., больше всего недовольный
тем, что его сын сделал татуировку у себя на груди. Эпизод гибели героев фильма
сделан ускоренной съёмкой и показан в замедленном темпе. Такова кульминация
картины.
Пенн так прокомментировал
финал истории: «Смерть этих молодых людей — логическое завершение, неизбежность
которого заложена в самом повествовании, и показ её должен стать скорее абстрактным,
чем носить характер репортажа».
И всё же «Бонни и Клайд» —
не один из многих гангстерских фильмов. Прежде всего его отличает манера самого
рассказа.
Картина начинается с
калейдоскопа фотографий. История героев с раннего детства. Мелькают снимок за снимком,
зритель ещё ничего не знает об этих людях — он может лишь строить догадки, и
тут возникает титр: «БОННИ ПАРКЕР, родилась в 1910 году в Ровене (штат Техас),
а затем переехала в Западный Даллас. В 1931 году, до того как начала свою
преступную деятельность, служила официанткой в кафе».
А когда появляется
фотография молодого парня, с открытым лицом, широкой улыбкой, надпись
сопровождает снимок: «КЛАЙД БЭРРОУ, родился в семье бедного фермера. Юношей
становится мелким воришкой, грабит бензоколонки. Отбыл два года в тюрьме за
вооружённое ограбление, и в 1931 году был освобождён досрочно за хорошее
поведение». Возникающие и мгновенно исчезающие в самом начале фотографии,
сопровождавшие жизненный путь реальных Бонни Паркер и Клайда Бэрроу, вводят
зрителя в атмосферу фильма-воспоминания.
Артур Пенн строит фильм
как балладу, соединяя эпизоды музыкой банджо. Возникает впечатление, что он
эстетизирует историю гангстерских Ромео и Джульетты. Беспорядочные переезды,
эффектные ограбления, перестрелки, любовь к саморекламе (сфотографировавшись с
пойманным ими шерифом, гангстеры посылают снимок в газеты, в газеты же посылает
Бонни стихи, сочинённые ею о себе и своих товарищах) — всё это было в
действительности, и это подчёркивает Пенн у своих киногероев. Отметая упрёки в
поэтизации насилия, режиссёр говорил: «Мы выступаем не адвокатами насилия, а
только показываем, что в некоторые моменты именно молодые могут выступить с
инициативой… В моей трактовке фильма есть значительная доза иронии. Очень часто
я снимаю какую-нибудь сцену, чтобы заставить зрителя поверить во что-нибудь,
правдоподобность чего я опровергаю в следующей сцене… Это история о весьма
несложных и не очень тонких людях. Это просто история людей, жаждущих
деятельности, мало отдавая себе отчёт в том, какой именно деятельности и
почему».
Роль Клайда Бэрроу в
исполнении Уоррена Битти стала в фильме ведущей. Он всегда безукоризненно одет,
и даже в жару не расстаётся с жилетом. Налётчик демонстрирует мастерство
автогонщика и ловкость стрелка. Реальный Клайд Бэрроу был бисексуалом. Таким и
хотел его играть Битти, но режиссёр «сделал» налётчика импотентом. История
становится тем трогательнее, что Бонни не покидает Клайда, даже узнав о его
импотенции.
На роль Бонни Паркер
приглашали многих известных актрис, но в конце концов её сыграла Дороти Фэй
Данауэй. Однако Уоррен Битти нашёл Фэй слишком толстой и благополучной. К тому
же Данауэй была на 20 сантиметров выше Бонни Паркер, имевшей рост 1 м 48 см.
Однако Фэй проявила
характер. Она теряет по тридцать фунтов веса в неделю, начинает носить на
запястьях и лодыжках тяжести, чтобы стать худой, как Бонни: она встаёт теперь в
половине пятого утра и ложится в восемь вечера, проводя день в непрерывном
тренинге. И Битти сдаётся… Выступление Фэй Данауэй в «Бонни и Клайде» можно назвать
самым запоминающимся дебютом в истории послевоенного американского кино. Больше
пережить такой успех актрисе не довелось.
Съёмки фильма начались в
июне 1966 года и в сентябре были успешно завершены.
Фэй Данауэй поразила всех
необыкновенной работоспособностью, строгой самодисциплиной, силой воли. Актриса
трудилась над ролью по 12–14 часов в сутки. «Она бесчеловечна в работе», —
утверждала её партнёрша по фильму Эстелла Парсонс, блистательно сыгравшая роль
Бланш.
Позже Фэй скажет, что она
увидела в Бонни девушку с большими возможностями, которым не суждено было
раскрыться, которая сама это понимает и потому сознательно идёт на
саморазрушение. И добавит, что среди своих знакомых знает многих, которые
«желают умереть» и потому намеренно сжигают свою жизнь.
Бонни Клайд — красивая
девушка с белокурыми короткими волосами, на которых лихо сидел берет. В длинной
узкой юбке она смахивала на кинозвезду 1960-х. Однако именно этого —
современного — эффекта и добивался режиссёр, для которого история
тридцатилетней давности была лишь поводом для иллюзий с молодёжным протестом
шестого десятилетия.
Джин Хэкмен свою первую
заметную роль в кино сыграл в фильме «Лилит» (1964), где его партнёром был
Уоррен Битти.
В одном из интервью Пенн
подчеркнул, что Хэкмен всегда преподносит сюрпризы не только зрителям, но и
режиссёрам. В качестве примера он привёл сцену смерти Бака, напоминающую гибель
быка. «Меня чаще всего снимают в ролях работяг, — жаловался Хэкмен, — а где вы
видели работягу, похожего на тигра?.. Я несколько раз наблюдал бой быков и,
получив роль Бака, готовясь к сцене его смерти, становился на четвереньки,
имитируя движения быка, раненного в шею и умирающего».
В результате Джин Хэкмен
был представлен на премию «Оскар» в номинации «лучший актёр второго плана».
Герой Майкла Дж. Полларда
— «К.В. Мосс» — выдуманный персонаж, соединивший в себе черты двух реальных
бандитов: Уильяма Даниэла «У.Д.» Джонса и Генри Метвина. Кстати, Уильям Джонс
дожил до премьеры фильма и поделился с журналистами своими впечатлениями от
увиденного: «Единственное, что в этом фильме не является полной ерундой, это
то, как там стреляют. Почти как в жизни. Но Клайд вёл себя по-другому. Он
никогда не хвастался. И уж точно не болтал без конца. Он всегда вёл себя тихо,
как кот, когда собаки поблизости. Он был уверен, что главное — постоянно быть
наготове… Клайд был отменным водителем, что признавали даже полицейские. Думаю,
это и хранило жизнь ему и Бонни почти два года. Он никого не пускал за руль и
мог гнать без остановки много часов на самой предельной скорости. Каждую неделю
мы меняли машину. И бежать, бежать, бежать. Иногда казалось, что мы больше
ничем не занимались».
Премьера фильма «Бонни и
Клайд» состоялась на Международном кинофестивале в Монреале 4 августа 1967
года. Через полторы недели картину увидели американские зрители. Компания
«Уорнер бразерс» выпустила «Бонни и Клайд» вторым экраном, присвоив картине
категорию «B». Но когда о фильме Пенна заговорили критики, а молодёжь повалила
на него валом, число кинотеатров было увеличено. Человеческая драма,
выстроенная сложно, многослойно, настроение фильма, его особая аура,
оказавшаяся столь близкой атмосфере 1960-х, заставляли забыть о его ретро-стиле
и воспринимать как реальность времени молодёжного протеста.
«Бонни и Клайд» критика
признала «вершиной в долгой и почтенной традиции гангстерского фильма». Картина
Пенна претендовала на десять премий «Оскар», но завоевала лишь две статуэтки:
Эстель Парсонс была признана лучшей актрисой второго плана, а Барнетт Гаффи
получил награду за операторскую работу. Фэй Данауэй и Уоррен Битти уступили в
споре за «Оскар» соответственно Кэтрин Хепбёрн («Угадай, кто придёт к обеду?»)
и Роду Стайгеру («Душной ночью»).
Тем не менее
профессиональное мастерство Данауэй признали сразу не только режиссёры, но и
молодые актрисы. Джин Сиберг с восхищением говорила, что «Фэй ни на кого не
похожа, её сильная индивидуальность не позволит превратить её в обычную
„звезду"». Кэрол Линлей заявила, что «успех Фэй вдохновляет всех американских
актрис».
Во всём мире начали
подражать героине Данауэй: появилось целое направление моды «а ля Бонни
Паркер». После выхода на экран «Бонни и Клайда» тысячи и тысячи беретов были
проданы во всём мире… |