Производство: «Бастер
Китон продакшнз», «Юнайтед артистс», США, 1927 г. Автор сценария Б. Китон.
Режиссёры Б. Китон и К. Брукмэн. Операторы Б. Хейнс и Д. Дженнингс. Художник Ф.
Габорие. В ролях: Б. Китон, М. Мэк, Ч. Смит, Ф. Барнс, Г. Кавендер, Д. Фэрли,
Ф. Врум, Джо Китон и др.
Джозеф Фрэнсис Китон
родился 4 октября 1895 года в Пикуа, штат Канзас. Сын актёров варьете, он с
раннего детства жил в атмосфере театра. Шести месяцев от роду ребёнок скатился
по ступенькам театральной лестницы и остался цел. Прославленный «король цепей»
Гарри Гудини дал ему прозвище «Бастер» (жаргонный термин, означающий нечто
поразительное, необыкновенное, сногсшибательное).
Кинематограф всегда
восхищал и неудержимо притягивал его. Ему исполнился двадцать один год в момент
встречи с Фатти Арбаклем, который только что ушёл от Мака Сеннета и искал двух
«умельцев» для короткометражных лент. Он выбрал своего кузена Ола Сент-Джона и
Бастера Китона.
Молодого комика отличало
редкое хладнокровие. Когда в первой ленте Китона «Подручный мясника» (1917)
Фатти без трюков и предупреждения бросал ему в лицо мешок с мукой, Бастер
падал, но не поводил и бровью.
В 1920 году Бастер снялся
в полнометражном фильме «Олух» и сразу стал популярным. Вскоре он основал фирму
«Китон филм».
Бастера будут называть
«комиком без улыбки» или «человеком с каменным лицом». Сам Китон утверждал, что
его маска возникла чисто случайно: «Я до такой степени сосредоточивался на
своей актёрской задаче, что ничего не знал о выражении моего лица, пока мне не
сказали об этом друзья и пока я сам не увидел себя на экране…» Позже продюсеры
запретили ему улыбаться не только на съёмках, но и в общественных местах; за
нарушение этого пункта договора Китон должен был выплачивать неустойку.
В 1923 году Китон
переключился на производство полнометражных кинокомедий. Непревзойдённая
вершина его творчества — фильм «Генерал» (1927). Именно «Генерал», с огромным
успехом показанный в 1962 году Французской синематекой, заставил критиков и
публику вспомнить о великом мастере немого кино.
В искусстве режиссуры
Китон стоял вровень с такими мастерами как Чаплин, а в умении пользоваться
средствами кино, пожалуй, даже превосходил его.
«Генерал» весьма
отличается от почти всех других фильмов Китона. На первый взгляд это даже не
комедия. Тем более не эксцентрическая.
В основу сценария положен
подлинный эпизод Гражданской войны Севера и Юга, описанный бывшим капралом
северян Уильямом Питтенджером в книге 1863 года «Отвага и страдание: история
великого железнодорожного приключения».
В апреле 1862 года
диверсионная группа в штатском проникла в тыл южан, вышла к железнодорожной
станции и угнала паровоз «Генерал», держа путь к своим в Чаттанугу, сжигая за
собой мосты и обрывая телеграфные провода. Обнаружив пропажу, машинист с одним
из пассажиров пустились в погоню на другом паровозе. Настигли шпионов и
захватили их вместе с добычей.
События в фильме также
происходят во время Гражданской войны между Севером и Югом. У машиниста Джонни
Грея (Бастер Китон) два увлечения: паровоз «Генерал» и очаровательная дочь
полковника Анабелла (Мэрион Мэк). Джонни безуспешно пытается вступить в ряды
войск южан. Оказывается, он больше нужен в тылу. Точнее, нужен его паровоз.
Действие фильма
разворачивалось там же, где происходили реальные события Гражданской войны. У
Китона диверсионная группа северян угоняет «Генерала» вместе с Анабеллой,
находившейся в прицепном вагоне. Джонни бросается в погоню за её похитителями,
а заодно и собственным паровозом.
Сталкиваются и взлетают в
воздух вражеские поезда, рушатся в пропасть пытавшиеся пройти по подожжённому
героем мосту эшелоны, мечутся конные отряды. После бесчисленных приключений
Джонни удаётся не только спасти паровоз и невесту, но и посодействовать
поражению противника, причём все трюки Китон проделывает с редкой
невозмутимостью. Бастер не пользовался услугами дублёров и всё проделывал сам.
Непосредственно съёмкам предшествовала тщательная подготовка трюка. Поэтому он
часто снимал сцены с первого дубля.
Ни в одном фильме Китон не
достигает таких высот актёрского мастерства, такой человечности. Анабелла всё
пытается ему помочь, но путается в длинных юбках и в основном мешает, порождая
при этом массу смешных ситуаций. Удирая на паровозе от врагов, он просит
Анабеллу принести ему дров для топки. По-английски и дрова, и щепки
обозначаются одним словом. Девушка послушно приносит одну щепочку. Китон без
улыбки смотрит на неё, потом вдруг целует, берёт щепку, бросает в топку.
Очарование этого кадра невозможно передать словами.
В другой сцене Анабелла
должна помочь Джонни залить воду в резервуар паровоза. Китон намеренно не
объяснил Мэрион Мэк, что от неё требуется в этой ситуации. Поэтому, когда
включили камеру, она действительно растерялась. Но кадры получились
великолепные.
Неподражаема плутовская
манера Джонни — Китона разрушать любые козни противника — более того,
умудриться с их «помощью» избежать неминуемой, казалось бы, катастрофы. Вот
пушка паровоза, нацеленная на полуживого Китона, вдруг стреляет в его врагов,
так как в последнюю минуту паровоз сворачивает на боковой путь!
Ключевая сцена битвы между
южанами и северянами у реки Рок-Ривер снималась шестью камерами одновременно. В
съёмках принимали участие 500 национальных гвардейцев из Орегона. Причём они
изображали обе враждующие стороны. При взрывах несколько статистов пострадали,
сам Китон был травмирован взрывной волной. А потом загорелся лесок у реки. Вся
съёмочная группа бросилась тушить пожар.
Фильм «Генерал» был самым
дорогим и самым любимым детищем Бастера Китона (бюджет 415232 доллара) с
многолюдными комическими сражениями, захватывающими гонками на паровозах.
По приказу генерала
Паркера паровоз «Техас» пытается преодолеть объятый пламенем мост. Но попытка
заканчивается крушением: «Техас» падает с высоты в реку.
На американской премьере 5
февраля 1927 года зрители были озадачены масштабностью «Генерала» — они
привыкли связывать имя комика с лёгкими водевильными миниатюрами. Картина не
имела успеха — ни у публики, ни у рецензентов. Возможно, что всех разочаровал
подлинно реалистический стиль ленты, ждали прежде всего трюков. Их в «Генерале»
невероятное множество, но они доведены до такой степени совершенства, что как
трюки не воспринимались.
В 1928 году Бастер Китон
совершил шаг, который позднее назвал «величайшей ошибкой своей жизни»: он
отказался от собственной студии и подписал контракт с МГМ. Однако Китон не смог
вписаться в жёсткую систему кинопроизводства крупной фирмы. Владелец МГМ
выставил его за дверь.
Китон играл эпизодические
роли в фильмах своих друзей и коллег. В 1959 году ему был вручён почётный
«Оскар» за вклад в киноискусство…
«Генерал» был вновь
выпущен в 1962 году по инициативе одного мюнхенского прокатчика и по праву
завоевал широкий успех во всём мире.
Многие шедевры Великого
Немого считались погибшими для широкой публики. К счастью, нашлась парижская
фирма MK2, которая возвращает к жизни классические фильмы.
Для реставрации фильмов
Чаплина и Китона в третьем тысячелетии была создана целая система цифровой
техники. С помощью компьютеров были выявлены все дефекты старой плёнки.
Специальные системы рассчитывали и восстанавливали былую контрастность
изображения. Затем материал поступал в распоряжение компьютерных художников,
которые кадр за кадром реставрировали картину. В результате, как
свидетельствует кинокритик Валерий Кичин, получился фильм, способный не только
конкурировать с каннской фестивальной программой новейших лент, но и
превосходить их по художественному качеству, виртуозности ритма и зрелищности.
«Бастер великолепен!» —
слышалось в толпе зрителей, взволнованных первым показом обновлённой комедии
«Генерал», прошедшим в рамках 57-го Каннского фестиваля.
Оценивая американское
немое кино, киноведы определили, что «Генерал» — одна из лучших картин того
периода. |