Производство: «Уорнер
бразерс», США, 1942 г. Авторы сценария Дж. и Ф. Эпстайны, Г. Кох по пьесе М.
Барнета и Дж. Элисон. Режиссёр М. Кёртиц. Оператор А. Эдесон. Художник К. Вейл.
Композитор М. Стейнер. В ролях: И. Бергман, Х. Богарт, П. Хенрайд, К. Рейнс, С.
Гринстрит, П. Лорре, Д. Уилсон и др.
Успех фильма «Касабланка»
можно объяснить счастливым стечением обстоятельств, которые иногда случаются в
Голливуде. Производство картины, причисленной к классике, начиналось как
рядовое предприятие.
В конце 1938 года писатель
из Нью-Йорка Мюррей Барнет побывал в ночном французском клубе «Прекрасная
Аврора». Музыка и сама атмосфера напомнили ему бродвейское шоу «Добро
пожаловать всем», в котором звучала песенка Германа Хапфельда «Как бежит
время». Барнет вместе с Джоан Элисон написал пьесу «Все приходят к Рику».
В конце 1939 года он
предложил голливудским студиям сделать киновариант пьесы. Вот тогда-то продюсер
«Уорнер бразерс» Хол Уоллис и приобрёл за двадцать тысяч долларов права на
экранизацию пьесы «Все приходят к Рику». Но голливудская традиция требовала,
чтобы фильм вышел под другим названием. Помня о недавнем успехе Буайе и Ламар в
экзотической мелодраме «Алжир», Уоллис передал пьесу сценаристам Джулиусу и
Филипу Эпстайнам, переименовав её в «Касабланку».
Братья Эпстайны,
обладавшие ироническим складом ума и чувством юмора, населили сценарий яркими
персонажами, сочинили остроумный диалог. Не успели они закончить сценарий, как
их вызвали в Вашингтон для работы над серией патриотических документальных
фильмов. Так появился третий автор «Касабланки» — Говард Кох. Под его пером Рик
приобрёл левые взгляды и загадочное прошлое.
В начале 1942 года Уоллис
объявил, что главные роли сыграют Рональд Рейган, Энн Шеридан и Денис Морган.
Однако Рейган показался Уоллису недостаточно циничным, и на роль Рика стали
прочить Джорджа Рафта, прославившегося в гангстерских лентах и имевшего
репутацию «крутого парня». Когда Рафт отказался — ему не понравился герой,
студия приняла спасительное решение — играть Рика будет Хэмфри Богарт.
Тем временем Энн Шеридан
приступила к съёмкам в другом фильме, и студия была вынуждена срочно искать ей
замену. Уоллис с самого начала хотел, чтобы героиню сыграла Ингрид Бергман, но
талантливая шведская актриса была связана контрактом с Дэвидом Селзником.
Продюсеры заключили
взаимовыгодную сделку: Бергман поступала в распоряжение «Уорнер бразерс», а
Селзник взамен получал Оливию де Хэвилленд.
21 апреля 1942 года
Бергман уведомили, что для неё есть роль.
В конце апреля был написан
третий вариант сценария, и Майкл Кёртиц приступил к работе. Этот опытный
режиссёр, венгр по национальности, прославился приключенческими фильмами. На студии
«Уорнер бразерс» он снял такие кассовые картины, как «Капитан Блад» и
«Приключения Робин Гуда». Кёртиц забраковал сценарий, и кинодраматург Говард
Кох срочно принялся сочинять новый.
Основу сюжета «Касабланки»
составляют отношения между загадочным эмигрантом-американцем Риком Блейном
(Богарт) и Ильзой Лунд (Бергман). Когда-то она была его возлюбленной, и вот
теперь им суждено встретиться в оккупированной немцами Касабланке.
Рик владеет баром, где
можно спокойно пропустить по рюмочке, найти подружку, а в момент ностальгии
привычно сказать темнокожему пианисту: «Сыграй ещё раз, Сэм». Эта фраза войдёт
в словари американского сленга.
Ильза появляется в
заведении «У Рика» вместе с мужем — антифашистом-подпольщиком Виктором Ласло
(Пол Хенрайд). Рик встречает гостей в белом костюме с чёрной бабочкой, изящный
и сильный. Ильза просит его достать фальшивые документы и помочь им бежать из
города. Рик согласен на всё, но захочет ли он снова потерять любимую женщину?
В фильме есть и другие
персонажи: шпионы и приспособленцы, немецкие офицеры и представители
администрации Виши, главный из которых — шеф полиции Касабланки Луи Рено (Клод
Рейнс).
Работа над «Касабланкой»
начиналась в нервозной обстановке. Продюсер Хол Уоллис ожесточённо спорил с
Эпстайнами и Говардом Кохом. В свою очередь Майкл Кёртиц что-то доказывал
Уоллису. В сценарий постоянно вносились изменения.
Участники съёмок
вспоминают, что Майкл Кёртиц по съёмочной площадке не ходил, а носился, словно
за ним кто-то гнался… Выходец из Европы, он говорил с таким жутким акцентом,
что актёры не всегда понимали, что ему нужно. Но как профессионал он произвёл
на всех сильное впечатление. Постановочные возможности у киногруппы были очень
скромными, однако хитроумный Кёртиц находил выход из самых затруднительных
положений.
На «Касабланке» собралась
замечательная актёрская группа. Но из-за постоянных переделок сценария все
находились в невероятном напряжении. Кёртицу по-прежнему не нравились многие
сцены, диалоги звучали неубедительно.
На съёмках царила
импровизация. Актёрам вручался текст, и они пытались оживить его. Никто не
знал, как будут развиваться события в фильме дальше, чем он закончится. По
утрам все задавались вопросом: «Кто же мы всё-таки? Что мы здесь делаем?» У
Кёртица ответ был один: «Ничего пока сказать не могу, давайте пройдём сегодня
эту сцену, а завтра посмотрим, что к чему».
Богарт был чертовски зол
на всех и вся. Бергман же хотела знать, в кого же влюблена её героиня: в Пола
Хенрайда или Хэмфри Богарта? Ей отвечали: «Мы это и сами ещё не знаем. Пока просто
играй что-то среднее». По словам актрисы, она не отваживалась смотреть с
любовью на Богарта, иначе пришлось бы игнорировать Хенрайда.
Кстати, во время съёмок
между Бергман и её партнёрами установились хорошие рабочие отношения, никакой
романтики. «В „Касабланке", — говорила Ингрид, — я поцеловала Богарта, но
по-настоящему я его не знала. Он вышел из гримёрной, сыграл сцену и снова
исчез. Всё было очень странно и сдержанно».
Потом ей стало известно,
что жена Богарта. эксцентричная актриса, ревновала его и постоянно угрожала
Хэмфри физической расправой, если он сблизится с партнёршей по фильму. Богарт,
воплощавший на экране образ независимого, уверенного в себе мужчины, не смел
перечить жене.
Наконец добрались до
романтического финала. Точнее двух финалов. Подчиняясь указаниям Кёртица,
Уоллиса и Джека Уорнера, сценаристы приготовили вариант, в котором Ильза
остаётся с Риком. Но была и другая версия финала: Рик жертвует своей любовью
ради Ильзы и убеждает её идти вместе с мужем бороться за свободу. Решили отснять
оба варианта.
Всем понравился второй
финал, он и вошёл в фильм. Ильза прощается на аэродроме с Риком и улетает с
Виктором. А Рик вместе с Луи скрываются в тумане под знаменитые слова: «Я
думаю, Луи, это начало прекрасной дружбы». Заключительная фраза, придуманная
Холом Уоллисом, решила всё. Первый вариант финала решили не снимать.
Съёмки «Касабланки»
закончились в августе 1942 года. И тут совершенно неожиданно композитор Макс
Стайнер потребовал убрать свою песню «Как бежит время». Но для этого надо было
переснимать все сцены, в которых звучала мелодия, служившая как бы связующим
звеном между Риком и Ильзой. А если учесть, что Ингрид Бергман уже была занята
в другой картине, то просьба композитора оказалась просто неосуществимой. К
счастью, песня «Как бежит время» в фильме осталась.
«Касабланку» зрители
полюбили сразу. Ошеломляющему успеху фильма в определённой степени
способствовало историческое событие: 8 ноября 1942 года войска союзников
высадились именно в Касабланке. Джека Уорнера буквально осадили толпы
прокатчиков, требуя быстрее выпускать фильм на экраны кинотеатров Нью-Йорка.
Сразу же после премьеры, на которую были раскуплены все билеты, было решено,
учитывая огромный зрительский интерес, увеличить количество сеансов. Отчёты в
газетах носили восторженный характер.
Когда в январе 1943 года
президент Рузвельт возвратился с конференции в Касабланке, успех картины был
уже предопределён. В феврале её показывали в двухстах американских кинотеатрах.
Среди поклонников оказался и сам президент Рузвельт, заказавший копию для
гостей, приглашённых в его загородный дом на приём. Недоброжелатели обвиняли
Уоллиса в том, что он «нажился на успехах военных». Ведь фильм только за первые
месяцы проката принёс более четырёх миллионов долларов!
«Касабланка» претендовала
на восемь наград Американской киноакадемии, в итоге получила три «Оскара» (за
фильм, режиссуру и сценарий). Отметили также Ингрид Бергман. В её Ильзе страсть
боролась с привязанностью, желание с преданностью, разум с сердцем. Когда
Бергман поздравляли с прекрасным исполнением роли в «Касабланке», она только
отшучивалась: «Да, это было очень необычное испытание. Позвольте мне сказать
вам, что мы и сами толком не знали, что там происходило…»
«Касабланка» неоднократно
выходила в повторный прокат в 1950-х и 1960-х годах, а в 1970-х была выпущена
на видео (разошлось более миллиона кассет — беспрецедентный успех для старого
фильма). В 1980-х годах с помощью компьютерных технологий кинематографисты
Голливуда сделали цветную версию классической ленты.
«Касабланка» по праву
входит в число лучших фильмов минувшего века. |