Производство: Франция,
1902 г. Автор сценария и режиссёр Ж. Мельес. Оператор Мишо. Костюмы: мадам
Мельес. В ролях: Ж. Мельес, В. Андре, Ж. д'Альси, А. Деланнуа, Депьер, Фаржо,
Кельм, танцоры и акробаты из Фоли Бержер.
Днём рождения кино принято
считать 28 декабря 1895 года, когда на бульваре Капуцинок в Париже состоялся
первый публичный сеанс «движущихся картин», снятых братьями Люмьер. Были
показаны сюжеты: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Завтрак ребёнка», «Прибытие
поезда». Среди зрителей был директор театра и режиссёр Жорж Мельес. К тому
времени он успел поработать и газетным карикатуристом, и театральным
декоратором, и режиссёром, и актёром, а также техником и конструктором в
волшебном театре Робера Удена, специализировавшемся на белой магии и
иллюзионизме. О себе Мельес говорил так: «Я родился с душой артиста, одарённого
ловкостью рук, изворотливостью ума и врождённым актёрским талантом. Я был
одновременно работником и умственного, и физического труда».
Мельес захотел приобрести
у Люмьеров киноаппарат, предложив им 10 тысяч франков. Но ему отказали.
В начале 1896 года Мельес
узнал, что оптик Роберт У. Поль из Лондона продаёт аппараты по 1000 франков.
Мельес купил аппарат и с марта 1896 года стал демонстрировать в своём театре
фильмы Поля и ленты кинетоскопа американца Эдисона. Он быстро сообразил, что
киноаппарат таит в себе поразительные возможности, и начинает снимать кино сам.
Жорж Мельес является
родоначальником особого жанра кино — феерий или волшебных сказок. Сюжетами для
феерий служили сначала сказки: «Золушка», «Красная Шапочка», «Синяя Борода»,
«Фея Карабас». Но затем в ход пошли и романы Жюля Верна, и даже «Фауст», «Жанна
д'Арк». Мельес пытался также и откликаться на события современности, снимая
такие фильмы, как «Дело Дрейфуса», «Убийство Мак-Кинли», «Коронация Эдуарда
VII».
Период с 1900 по 1905 год
— наиболее плодотворный для Мельеса. Он поставил фантастические фильмы:
«Человек-оркестр», «Человек с резиновой головой», «Маленькая танцовщица»,
«Путешествие через невозможное» и «20 тысяч лье под водой».
В 1902 году выходит шедевр
родоначальника кинофантастики «Путешествие на Луну», огромный успех которого
французский киновед Жорж Садуль объясняет изобретательностью в области
декорационного оформления и костюмов.
Мельес одним из первых
стал планировать фильм на бумаге. Вот как излагался сценарий фильма в каталоге
«Лучшие фильмы Мельеса».
«Путешествие на Луну». 10
поразительных киносерий в 30 картинах. Время проекции — 16 минут.
1. Научный конгресс в
Астрономическом клубе.
2. План путешествия. Выбор
исследователей и их спутников. Всеобщий энтузиазм. Прощание.
3. Чудовищный завод.
Построение снаряда.
4. Кузница, печи,
строительство гигантской пушки.
5. Астрономы садятся в
ядро.
6. Заряжают пушку.
7. Огромная пушка. Парад
гвардии. Салют.
8. Полёт через пространство.
Луна приближается.
9. Ядро попадает Луне в
глаз!!!
10. Падение ядра на Луну.
Свет Земли. Вид на Землю с Луны.
11. Долина кратеров.
Извержение вулканов.
12. «Звёздные» сны
(болиды, Большая Медведица, Феба, Близнецы, Сатурн).
13. Снежная буря.
14. 40 градусов ниже нуля.
Спуск в лунный кратер.
15. Внутри Луны. Грот
гигантских грибов.
16. Встреча и сражение с
селенитами.
17. Захвачены в плен!!
18. Лунный король. Армия
селенитов.
19. Бегство.
20. Дьявольская погоня.
21. Астронавты находят
ядро. Отъезд с Луны.
22. Падение ядра вниз в
пространстве.
23. Ядро падает в океан.
24. На дне океана.
25. Спасение. Возвращение
в порт.
26. Праздник. Триумфальный
марш.
27. Чествование и
награждение героев путешествия.
28. Парад моряков и
пожарных. Триумфальный марш.
29. Возведение памятника в
честь событий.
30. Народные гуляния.
Селенит, захваченный в плен на Луне, выставлен на обозрение как диковина.
В фильме — 260 метров.
Основные эпизоды сценария «Путешествие на Луну» заимствованы из двух знаменитых
романов — «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895)
Герберта Уэллса. Из первого взято ядро, гигантская пушка, клуб безумцев. Из
второго — большая часть лунных эпизодов: снежная буря, спуск в лунный кратер,
битва с селенитами, падение на дно океана и т.д.
Астрономы носят у Мельеса
остроконечные шапки и мантии астрологов и собираются в зале старинного замка.
Общество под председательством профессора Барбанфуи (его играл сам Жорж Мельес)
принимает решение организовать межпланетную экспедицию.
Индустриальный пейзаж
«чудовищного завода», где изготовляется ядро для полёта на Луну, сделан в стиле
модерн. Он ловко скомпонован и производит впечатление грандиозности, поскольку
актёры не появляются в этой картине.
Мельес обладал чувством
киноритма и умением остроумно и весело шутить. Чего стоит, к примеру, полёт
снаряда с астронавтами к Луне мимо различных небесных тел, из «окошек» которых,
приветствуя путешественников, выглядывают хорошенькие девушки.
Фрагмент, когда ядро
пересекает небо и опускается на Луну, — один из самых запоминающихся в фильме.
Ядро врезается в лунный «глаз» («лик» Луны кривится от боли), а затем эпизод
повторяется в более «реалистичной» трактовке (ядро вонзается в пустынную
поверхность планеты).
Мельес пользуется монтажом
в его современном смысле. Он предпочитал «скрытый монтаж», на котором
базируются многочисленные «замещения» одного объекта другим. Об этом пишет Жорж
Садуль: «Сразу после отправления ядро пересекает раскрашенный холст, который
сфотографирован аппаратом на рельсах, как в „Человеке с резиновой головой".
Делают перерыв и подставляют другой макет, изображающий Луну с ядром, попавшим
ей в глаз. Эффект получается великолепный. Это редкий пример, когда Мельес
применяет серию трюков в качестве изобразительного средства».
«Долина кратеров» (картина
11) с её причудливыми ледяными сталактитами — великолепна по декорациям. Она
содержит большой кусок чёрного неба, на котором появляется постепенно «свет
земли» (картина 10), потом различные звёзды во время «сна» (картина 12). Такое «звёздное
ревю» — излюбленная тема Мельеса (достаточно вспомнить «Завоевание полюса»).
Как отмечал Садуль,
«внутренность Луны» (картина 15) сделана с большим размахом, хотя гигантские
сталактиты и грибы немного сливаются с селенитами, одетыми в латы из прессованного
картона. Замок «лунного короля» слишком отдаёт маскарадным стилем оперетт, зато
висящий в небе скалистый утёс в окружении лунных водорослей и анемонов, с
которого учёные отправляются обратно на землю, действительно великолепен.
Обитателей Луны селенитов
изображали акробаты из Фоли Бержер, а балерины из театра Шатле — небесных
светил.
Мельес был сценаристом,
режиссёром, актёром, художником, механиком, сценаристом, хореографом,
создателем трюковых эффектов, костюмов, макетов, а также продюсером и прокатчиком
своих кинолент. В 1902 году он создал фирму «Стар-фильм». Её торговой маркой
стала звезда. Постановка «Путешествия на Луну» обошлась Мельесу в 10 тысяч
франков (солидная сумма по тем временам).
Картина «Путешествие на
Луну» стала краеугольным камнем в истории развития всего жанра киноискусства.
Его новаторские методы стояли у истоков всех спецэффектов в кино. Создатели
«Звёздных войн» (1977) не скрывали, что использовали опыт Мельеса.
Фильмы Мельеса вызвали
волну подражаний, и скоро секреты производства, которыми он владел, уже ни для
кого не являлись тайной. Жорж Мельес был художником, а не дельцом, поэтому не
сумел уловить тех преобразований, которые происходили в кинопроизводстве и
прокате. Кинокарьера мастера феерий оборвалась в 1913 году. Разорившись, он в
конце жизни содержал лишь киоск игрушек на Монпарнасе.
Вклад Мельеса в
киноискусство огромен. Он увидел в кинематографе не только аттракцион, но и
особый вид искусства. Поэтому неслучайно французские киноведы любят разделять
историю кино на два потока — от Люмьера и от Мельеса. От Люмьера — неигровое
кино, хроника, показывающая реальную жизнь в её собственных формах. От Мельеса
— игровое кино, воссоздающее жизнь при помощи сюжета, актёров, декораций.
Источник: фильм «Путешествие на Луну», романы Герберта Уэллса, киноискусство |