Производство: Швеция, 1956
г. Автор сценария и режиссёр И. Бергман. Оператор Г. Фишер. Художник П.А.
Лундгрен. Композитор Э. Нордгрен. В ролях: М. фон Сюдов, Г. Бьёрнстранд, Н.
Поппе, Б. Андерссон, Г. Линдблум, Б. Экерот и др.
Шведский режиссёр театра и
кино Ингмар Бергман любит цитировать фразу О'Нила, которая по праву могла бы
принадлежать ему самому: «Драматическое искусство, не сосредоточенное на
отношениях человека и Бога, лишено всякого интереса». В этом высказывании —
ключ к пониманию «Седьмой печати».
В основу фильма положена
одноактная пьеса «Роспись по дереву», написанная Бергманом для первого выпуска
театральной школы Мальмё, где он преподавал. Требовалось что-то сыграть на
весеннем показе, а найти пьесу с приблизительно равноценными ролями для
восьми-девяти учеников было нелегко. И тогда Бергман за несколько вечеров
сочинил «Роспись по дереву» — коротенькую пьесу-упражнение, состоявшую из ряда
монологов. Число студентов определило количество ролей.
«Роспись по дереву»
родилась из детских воспоминаний. Маленький Ингмар иногда сопровождал
отца-священника, когда тот отправлялся читать проповеди в сельских церквах.
«Как все прихожане всех
времён, я погрузился в созерцание алтарной живописи, утвари, распятия, витражей
и фресок, — рассказывал Бергман. — Там были Иисус и разбойники, окровавленные,
в корчах; Мария, склонившаяся к Иоанну („зри сына своего, зри мать свою");
Мария Магдалина, грешница (с кем она спала в последний раз?). Рыцарь играет в
шахматы со Смертью. Смерть пилит Дерево жизни, на верхушке сидит, ломая руки,
объятый ужасом бедняга. Смерть, размахивая косой, точно знаменем, ведёт
танцующую процессию к Царству тьмы, паства танцует, растянувшись длинной цепью,
скользит по канату шут. Черти кипятят котлы, грешники бросаются вниз головой в
огонь. Адам и Ева увидели свою наготу. Из-за запретного древа уставилось Божье
око. Некоторые церкви напоминают аквариум, ни единого незаполненного места,
повсюду живут и множатся люди, святые, пророки, ангелы, черти и демоны и здесь
и там лезут через стены и своды. Действительность и воображение сплелись в
прочный клубок. Узри, грешник, содеянное тобой, узри, что ждёт тебя за углом,
узри тень за спиной!»
Бергман решил положить
пьесу «Роспись по дереву» в основу фильма. По словам режиссёра, «Седьмая
печать» — одна из последних попыток продемонстрировать религиозные взгляды,
унаследованные им от отца и жившие в нём с детства.
Руководство «Свенск
фильминдустри» разрешило снимать «Седьмую печать» при условии, что он поставит
картину за тридцать пять дней, как можно дешевле и проще.
Название фильма отсылает
зрителей к откровению св. Иоанна Богослова («Апокалипсис»): «И когда Он снял
седьмую печать, сделалось безмолвие на небе как бы на полчаса». В основе сюжета
лежит средневековая легенда о рыцаре, который встречает Смерть и узнаёт, что
жизнь его на исходе. Он испрашивает себе короткую отсрочку, желая понять, в чём
смысл и оправдание его жизни.
Действие разворачивается в
середине XIV века, когда в Европе свирепствовала чума. Рыцарь Антониус Блок
(Макс фон Сюдов) и его оруженосец Йонс (Гуннар Бьёрнстранд) возвращаются в
Швецию после десяти лет крестовых походов. Их преследует некто в чёрном —
Смерть.
Перед рыцарем проходят
толпы страждущих, терзаемых чумой, суевериями, нетерпимостью; он мучительно
пытается понять, за что ниспосланы такие беды народу. Но постепенно, по мере
приближения к простым бедным людям, по мере знакомства с их радостями и
огорчениями, в его взгляде появляется просветлённость. И при встрече с семьёй
комедиантов, как бы воплощающей всё добро мира, угостившей его земляникой
(неоднократно встречающийся у Бергмана символ земной благодати), боль
растворяется, наступает момент постижения Истины…
Семья бродячих комедиантов
— это Юф (Нильс Поппе), его жена Мия (Биби Андерссон) и маленький сын. Имена Юф
и Мия выбраны режиссёром не случайно. Это, разумеется, Иосиф и Мария. Семейный
портрет сделан с игривой доброжелательностью. Ребёнок призван совершить чудо:
восьмой мяч жонглёра на одно захватывающее дух мгновение должен зависнуть в
воздухе.
У Бергмана они
символизируют нечто важное: под богословской шелухой кроется Святость… Человек
несёт в себе Святость, и эта Святость земная, для неё не существует
потусторонних объяснений.
Простая бесхитростная
жизнь комедиантов — вот что противостояло разрушительному хаосу жизни. Как
пишет шведский критик и режиссёр Йорн Доннер: «Смыслом и оправданием всей жизни
героя фильма становится единственное деяние — спасение Юфа и Мии. Жизнь его
прожита не напрасно».
Смерть всегда рядом. Она
увлекает странников на холм, где они попадают в вихрь адской пляски. И только
Юфу и Мии дано увидеть рассвет.
Питер Коу, исследователь
шведского кино, отмечал: «Любовь, которая связывает Юфа и Мию, сильнее, чем
угроза смерти. Когда солнечным утром Мия просит Юфа отвлечься от работы и
говорит, улыбаясь: „Я люблю тебя", то слова эти так полны чувства и нежности,
что Смерть становится всего лишь пустой маской. Их любовь останется нетронутой
и в финале фильма: они — те невинные души, которые сохранятся как вечная
надежда в стремлении к человечности».
На роль рыцаря Блока был
приглашён 27-летний Макс фон Сюдов. Это его первая большая роль в кино.
Ингмар Бергман сумел
разглядеть за виртуозной техникой способность Сюдова передавать затаённые мысли
и чувства личности незаурядной, трагической, мучимой противоречиями. Актёр
снимался без грима. Его герой, исполненный гордыни, одинок. Лицо Сюдова словно
высечено из камня, с глубокой поперечной складкой на лбу. Рыцарь Блок стремится
познать Бога. Для него физические и психические страдания — нечто
несущественное по сравнению со спасением души.
Роль оруженосца Йонса
сыграл один из постоянных актёров Бергмана — Гуннар Бьёрнстранд. Атеистически
настроенный Йонс — это человек, который испытывает жалость и сострадание,
ненависть и презрение. У него живая душа. В сцене казни, когда рыцаря больше
интересует, видела ли колдунья дьявола, чем её физические страдания, атеист
Йонс подаёт несчастной воды.
«Седьмую печать» принято
считать кинематографическим дебютом ещё одной актрисы Бергмана — Биби
Андерссон. Она работала в Королевском драматическом театре в Стокгольме, а
также в муниципальных театрах Мальмё и Упсалы.
«Мия, эта простая женщина,
в исполнении Биби Андерссон словно излучает свет и покой и исполнена какой-то
удивительной неомрачённой ясности, — отмечает критик О. Суркова. — Образ
пронизан и щемящим лиризмом, и хрупкой нежностью, но и здоровьем и полнокровной
щедростью, которыми так счастливо и естественно одарила Мию Земля. Она
целесообразна и органична, как сама природа».
К съёмкам «Седьмой печати»
Бергман приступил 2 июля 1956 года. За исключением пролога у скал Ховсхаллар и
ужина с земляникой Юфа и Мии, снятого там же, всё остальное сделано в
Киногородке, где в распоряжении группы имелось весьма ограниченное
пространство. Зато повезло с погодой, и работа кипела с восхода солнца до
позднего вечера.
Бергмана с детства
преследовал страх смерти, который иногда становился невыносимым. В «Седьмой
печати» есть эпизод, в котором рыцарь Блок играет со Смертью в шахматы. Актёру,
играющему Смерть, сделали белый грим, грим белого клоуна. Нечто среднее между
гримом и черепом.
«И когда я вдруг взял и
изобразил Смерть в виде белого клоуна, — говорит Бергман, — персонажа, который
разговаривал, играл в шахматы и, в сущности, не таил в себе ничего загадочного,
я сделал первый шаг на пути преодоления страха смерти».
Заключительная сцена, где
Смерть, танцуя на фоне неба, уводит за собой странников, родилась в Ховсхаллар.
Съёмочный день был закончен, приближалась гроза. Вдруг Бергман увидел
удивительную тучу. По его команде оператор Гуннар Фишер вскинул камеру. Многие
актёры уже отправились на студию, поэтому вместо них в пляс пустились техники и
какие-то туристы, не имевшие ни малейшего представления, о чём идёт речь.
Знаменитый кадр был сымпровизирован за десять минут.
Работу над «Седьмой
печатью» Бергман завершил 24 августа 1956 года. Большую и сложную картину
удалось сделать быстро и дёшево (её примерный бюджет — 150 тыс. долларов).
На «Свенск фильминдустри»
решили обставить премьеру «Седьмой печати» с помпезностью юбилея, на котором
была бы представлена вся шведская кинематография. Фильм для подобных торжеств
не предназначался, и на премьере 16 февраля 1957 года, по словам Бергмана,
«скука и злорадство были почти осязаемы».
Потом картина
демонстрировалась по всему миру. Она вызвала сильнейшую реакцию у людей,
почувствовавших, что она отразила их собственную раздвоенность и боль.
«Седьмая печать» считается
произведением для узкого круга, слишком мудрёным и трудным для проката. В
зарубежной прессе высказывалось мнение, что Бергман создал очень актуальный,
апокалипсический фильм, предрекающий ядерную катастрофу. |