Производство: Польша —
Швейцария, 1993–1994 гг. Авторы сценария К. Песевич, К. Кесьлёвский и др.
Режиссёр К. Кесьлёвский. Операторы П. Собочинский, Э. Клосинский, С. Идзяк.
Композитор З. Прейснер. Художники Х. Добровольска, К. Ленуар.
«Три цвета: синий». В
ролях: Ж. Бинош, Б. Режан, Ф. Пернель, Ш. Вери и др.
«Три цвета: белый». В
ролях: З. Замаховский, Ж. Дельпи, Е. Штур, Я. Гайош и др.
«Три цвета: красный». В
ролях: Ж.-Л. Трентиньян, И. Жакоб, Ж.-П. Лори, Ф. Федер и др.
В киноцикле выдающегося
польского режиссёра Кшиштофа Кесльёвского «Три цвета» сделана смелая попытка
художественного переосмысления понятий Французской революции 1789 года о
«свободе, равенстве, братстве», символами которых стали три цвета национального
флага Франции — синий, белый и красный.
Кесьлёвский подлинное признание
получил лишь после вручения ему премии жюри и приза ФИПРЕССИ на престижном
Каннском кинофестивале в мае 1988 года за «Короткий фильм об убийстве», который
в ноябре был назван и лучшей картиной Европы на первой церемонии вручения
«Феликсов». А в сентябре того же года польский постановщик успел завоевать и
специальную премию в Сан-Себастьяне за «Короткий фильм о любви». Начался «бум
Кесьлёвского», продолжавшийся шесть лет.
Странное рождение для
человека, которому исполнилось 47 лет, да и для режиссёра, имеющего солидный
опыт работы в кинематографе. Кесьлёвский учился в знаменитой Школе
киноискусства в Лодзи. Занимался сначала документалистикой, а с 1975 года —
игровым кино.
Когда 15 мая 1991 года
картина «Двойная жизнь Вероники» была показана во Франции, Кесьлёвский уже
знал, что следующий фильм он будет снимать вместе с продюсером Марином
Кормицем. Точнее, следующие фильмы, поскольку он пустился в немыслимую
авантюру: три фильма, тема которых определена синим, белым и красным цветами.
Трилогию он снимет всего за восемь месяцев — с сентября 1992 года по май 1993
года.
Трилогия «Три цвета», хоть
и придумана, согласно уверениям постановщика, в Польше, за исключением второй
половины второй части цикла, снималась за пределами этой страны.
В «Синем» рассказывается
история француженки Жюли (Жюльетт Бинош), внезапно потерявшей в автокатастрофе
мужа-композитора и пятилетнюю дочь. Жюли не может примириться с их смертью,
уходит в себя и не желает новой любви. Случайные встречи, знакомства, контакты
так и остаются случайными.
Любовь и музыка, по
Кшиштофу Кесьлёвскому, рифмуются друг с другом — Жюли делает нотную запись
последнего музыкального сочинения своего погибшего мужа Патриса. Взявшийся его
дописать Оливье (Бенуа Режан), друг мужа, пытается вернуть к жизни и Жюли.
Музыка обретает всю полноту смысла, когда становится неотъемлемой частью
перипетий сюжета и историй персонажей, и её главная тема развивается по мере
того, как возвращается к жизни Жюли.
Героиню сыграла
замечательная французская актриса Жюльетт Бинош. Она получила премию за главную
женскую роль в Венеции и «Сезар» во Франции.
Кесьлёвский нашёл Бинош по
фотографии, на которой она была «женщиной без возраста». Режиссёр сказал
Жюльетт, что хочет сделать фильм о свободе. Героиня заново учится жить. Ей
кажется, будто её душа мертва, но она ещё не знает, что возрождение неизбежно.
«Этот фильм стал для меня
моральной гидротерапией, и все чувства, накопившиеся на съёмках ранних фильмов,
вся горечь, несогласие, раздражение, непонимание вымылись из моей души, — вспоминает
Жюльетт Бинош. — Это были самые простые съёмки за всю мою жизнь. Я так
удивилась, когда мне дали приз за лучшую роль!»
Кармиц говорил, что у
фильма трёхчастная структура, как в симфонии или концерте. Мелодия «Синего»
есть мелодия обретения жизни, гимн и оправдание любви. В этой связи трудно не
оценить вклад Збигнева Прейснера, ставшего постоянным композитором польского
режиссёра.
«Три цвета: синий»
восхищает кинематографическим мастерством, прежде всего в визуально-звуковом
решении. Фильм получил Гран-при на Венецианском фестивале 1993 года.
Вторую часть киноцикла
«Три цвета: белый» один из английских критиков назвал «скерцо» в своеобразной
музыкальной композиции Кесьлёвского. Тем не менее как раз на «Белый» ополчились
критики всех мастей, усмотрев в нём злую сатиру на оба общества сразу, попрекая
режиссёра за не очень яркую и метафорическую игру с цветом, как в «Синем». Тем
не менее картина «Три цвета: белый» получила «Серебряного медведя» на
кинофестивале в Берлине.
Главный герой «Белого»
поляк Кароль (Збигнев Замаховский), парикмахер, женившийся на встреченной им в
Будапеште юной француженке Доминик (Жюли Дельпи). Сюжет «Белого» напоминает
анекдот.
В Париже Кароль не может
ни выучить французский язык, ни сексуально удовлетворить свою молодую супругу.
После развода с Доминик он оказывается на парижских улицах — без денег и без
паспорта. Благодаря случайной встрече с соотечественником Николаем (Януш Гайош)
ему удаётся вернуться в Польшу — в чемодане, в багажном отсеке самолёта! И этот
«ценный» груз, разумеется, крадут работники варшавского аэропорта, в конце
концов выбрасывающие чемодан с Каролем на свалку. Избитый герой приветствует её
словами: «Ну, вот и дома!».
С этого момента Кароль
начинает вынашивать хитроумный план мести Доминик, заявившей на суде об
импотентности мужа. Кароль с Николаем проворачивают остроумную операцию «живой
труп». Инсценировав собственные похороны, Кароль заманивает Доминик в Варшаву.
А уж на родине он одерживает свой человеческий и мужской триумф.
Лишь поплакавшая на ложных
похоронах, да ещё оказавшаяся за решёткой, Доминик стала ближе и роднее
непутёвому Каролю. Он спешит проведать свою французскую жёнушку в тюрьме, куда
сам же её и засадил. Кароль стоит в тюремном дворе с просветлённым лицом и
обливается обильными слезами, разглядывая в театральный бинокль Доминик в
зарешечённом окошке.
Кесьлёвскому удалось
привлечь к работе над трилогией замечательных исполнителей: Жюльетт Бинош, Жюли
Дельпи, Ирэн Жакоб, Жан-Луи Трентиньяна, Збигнева Замаховского, Бенуа Режана и
других мастеров экрана.
Кесьлёвский считал выбор
исполнителей одним из решающих этапов создания фильма, поэтому тратил на это
массу времени. «Я люблю актёров, — говорил он. — Для их удобства я готов
изменить многое, очень многое в сценарии и на съёмке. Потому что чем им
удобнее, тем лучше они делают своё дело. Я стараюсь создать на съёмках хорошую
атмосферу. Актёрам должно быть удобно. Им должна нравиться наша работа. Поэтому
мне необходимо удостовериться, что им не дует по ногам и их хорошо кормят».
На съёмках Кесьлёвский был
непредсказуем. Иногда деятелен, во всё вникал, участвовал в обсуждении
возникающих проблем и предлагал решения. А иногда тихо сидел в сторонке, как
будто его ничего не касается.
Каким же образом ему
удавалось привести актёров в нужное настроение? «…Я всегда надеюсь, что они
сумеют сыграть сцену, и это ожидание возбуждает в них известное волнение.
Актёры чувствуют, что я чего-то жду от них, и стремятся что-то мне показать.
Это радостное, стимулирующее волнение».
Кесьлёвский старался
избегать актёров со звёздными замашками, которые нуждаются в непрерывных гимнах
в свою честь и требуют, чтобы их обожествляли. Поэтому ему нравилось работать с
Жан-Луи Трентиньяном и Ирен Жакоб: «Они — настоящие звёзды, но в жизни это
обычные нормальные люди. Они заходят выпить кофе в те же кафе, что и мы с вами.
Я могу делать фильмы только в атмосфере равенства. Может быть, поэтому я
никогда не работал в Америке».
Дебют Ирен Жакоб в кино
состоялся в небольшой роли в фильме «До свидания, дети» (1987) Луи Малля. После
чего Кесьлёвский с успехом снял её в «Двойной жизни Вероники». Эта роль
принесла Ирен звание лучшей актрисы 1991 года и международную известность.
Именно с Кесьлёвским она нашла идеальную возможность для самовыражения. В
фильме «Три цвета: красный» видна полная идентификация актрисы со своей
героиней — Ирен в нём играет роль швейцарской студентки и фотомодели Валентин,
которая встречает бывшего судью (Жан-Луи Трентиньян). Валентин сближается с
одиноким судьёй, несмотря на большую разницу в возрасте. Экс-судья обретает
вторую молодость. Весь фильм построен на тонких полутонах и деталях.
«Для меня это была очень
странная встреча с тем, что я оставила десять лет назад, и с тем, что я есть
теперь. Поэтому картина получилась как диалог о надеждах и вере, которые были у
нас, потом, как реальность сломала мечты. У нас у всех есть потребность быть
милыми и хорошими, но затем мы вступаем во взрослую жизнь, где вынуждены
приспосабливаться, учиться говорить „нет", давать отпор и впадать в ярость».
Экс-судья подслушивает при
помощи радио разговоры соседей. Таким необычным образом он борется со своим
одиночеством. По меткому замечанию киноведа Виктора Гульченко, «это и есть для
него музыка жизни, которую он вовсе не подслушивает, а слушает».
«„Три цвета: красный"
Кесьлёвского — там герой был чем-то похож на меня. Обычно всё наоборот, —
рассказывает Жан-Луи Трентиньян. — Кесьлёвский педант. Но… Если вы не делаете
совершенно точно то, что он вас просит, то он спрашивает с себя… Он вовсе не
относится к типу режиссёра-террориста. Кесьлёвский самый впечатляющий,
запоминающийся режиссёр, которого я встречал. Тонкий психолог, он не говорит о
психологии, а намекает на то, о чём никто не подумал.
…Я играю старого желчного
типа, который открывается благодаря духовной красоте молодой женщины. Ничего
сексуального. Этот тип полон злости и горечи, и он начинает искать в себе
хорошее. История искупления…»
В финале «Красного»
пересекающий воды Ла-Манша паром терпит крушение. В числе немногих чудом
уцелевших оказались все основные персонажи «Трёх цветов»: Жюли и Оливье из
«Синего», Кароль и Доминик из «Белого», Валентин и экс-судья из «Красного».
Фильм «Три цвета: красный»
был удостоен премии «Сезар» за лучшую музыку к фильму. На Каннском
кинофестивале картина Кесьлёвского уступила пальму первенства «Криминальному
чтиву» Квентина Тарантино. Конечно, польский режиссёр был огорчён. И напрасно.
«Три цвета» были проданы во все страны мира ещё до того, как был снят первый
кадр. Именно это, а не фестивальные награды, воспринимается настоящей мерой
успеха.
После знаменитой трилогии
Кесьлёвский заявил, что отходит от режиссуры. Этому никто не поверил. Тем более
что он работал с Кшиштофом Песевичем над сценарием нового триптиха — «Рай,
Чистилище, Ад». Но режиссёр сдержал своё слово.
Дело в том, что он был
неизлечимо болен. Режиссёр умер в Варшаве в возрасте 54 лет. Трилогия «Три
цвета» стала его победой. |