Производство: Франция,
1962 г. Авторы сценария Ф. Трюффо и Ж. Грюо по роману А.-П. Роше. Режиссёр Ф.
Трюффо. Оператор Р. Кутар. Художник Ф. Капель. Композитор Ж. Делерю. В ролях:
Ж. Моро, О. Вернер, А. Серр, М. Дюбуа, В. Урбино, С. Одепен, Б. Бассиак, К.
Ноэль, А. Нельсен, К.Э. Вагнер и др.
Всё начиналось с увлечения
журналиста Франсуа Трюффо романом малоизвестного писателя Анри-Пьера Роше «Жюль
и Джим». Весной 1956 года Трюффо опубликовал в журнале «Ар» отзыв о книге.
Польщённый автор письменно поблагодарил рецензента: «Дорогой Франсуа Трюффо,
меня очень тронуло сказанное вами о „Жюле и Джиме", в особенности про „эту
новую мораль-эстетику, рассматриваемую с меняющихся точек зрения"». Осенью
Анри-Пьер Роше послал Трюффо пять экземпляров романа с запиской: «Весьма
радуюсь, что Вы собираетесь заняться режиссурой! Совершенно уверен в Вас». Но
пройдёт ещё пять лет, прежде чем роман будет экранизирован. Дружеские отношения
между Франсуа Трюффо и Анри-Пьером Роше сохранятся до самой смерти пожилого
писателя, немного не дожившего до премьеры фильма «Жюль и Джим».
Действие кинокартины
начинается перед Первой мировой войной в Париже и заканчивается незадолго до
Второй. Это тонкая и грустная история взаимоотношений двух друзей, Жюля и
Джима, и Катрин, в которую оба влюблены.
Жюлю в начале фильма лет
двадцать. Он живёт в Париже и занимается переводами на родной немецкий. Его
друг француз Джим мечтает о карьере дипломата, но занимается спортом и
литературой. Кстати, звучание имён героев фильма намеренно не соответствует их
национальной принадлежности.
Молодые люди беззаботно
проводят время на богемном Монпарнасе. Они знакомятся с Катрин — аристократкой
и француженкой по отцу, простолюдинкой и англичанкой по матери. Она преподаёт
английский язык и литературу. Катрин нравятся и Жюль, и Джим, но замуж она
выходит за Жюля. Это обстоятельство не разрушает мужскую дружбу.
Начинается Первая мировая
война, и друзья оказываются разделёнными линией фронта. Жюль и Джим ненавидят
насилие, но по воле политиков вынуждены участвовать в боевых действиях.
Хроникальные кадры Первой мировой войны врываются в лирическое повествование,
производя зловещее впечатление.
После войны Джим приезжает
в Альпы навестить друзей (у них родилась дочь Сабина). Катрин по-прежнему любит
обоих. Она становится любовницей Джима. Катрин мечтает о ребёнке от него. Когда
выясняется, что у них не может быть детей, она возвращается к Жюлю.
Между друзьями возникают
ссоры, они вынуждены расставаться, вновь сходиться, вновь расставаться…
Джим собирается жениться
на своей любовнице Жильберте: он тоже хочет иметь детей. Узнав об этом, Катрин
просит Джима приехать к ней поговорить наедине. Во время прогулки автомобиль с
Катрин и Джимом поворачивает на разрушенный мост и на глазах у Жюля падает в
реку. Оставшийся в живых Жюль хоронит прах друга и возлюбленной. Кремация обоих
трупов дана через состояние Жюля и показывает мир перед 1933 годом — конец
человека и взлёт Гитлера.
В этом фильме одну из
лучших своих ролей сыграла Жанна Моро. Она больше других исполнителей помогла
режиссёру сотворить стиль. Трюффо же сделал всё, чтобы в полной мере заблистали
грани её редкого дара. Он не раз говорил, что смог осуществить постановку «Жюля
и Джима» лишь благодаря тому, что Жанна Моро поверила ему на слово: «У нас не
было прокатчика, — моего тестя не было уже в живых, — и только по завершении
работы мы обрели уверенность в судьбе фильма: он понравился прокатной фирме
„Сирицки", согласившейся выпустить его на экраны».
В свою очередь, Моро
нуждалась в режиссёре, который бы предоставил свободу её фантазии, воображению.
Таким режиссёром для неё стал Франсуа Трюффо.
Из полусотни сыгранных
фильмов Жанна Моро выделяла именно «Жюля и Джима». Её героиня — Катрин — не
позволяет управлять собой, она сама из тех, кто управляет. Недаром партнёры
Жанны Моро играют «на неё»: их линия поведения в картине лишь обрисовывает
характер главной героини, укрупняет её судьбу.
В первых эпизодах фильма
Катрин утверждает дружбу и с той же категоричностью отрицает любовь. Она
облачается в мужской костюм, рисует жжёной пробкой усики, чтобы в таком виде
вместе с Жюлем и Джимом бродить по весёлому Парижу кануна Первой мировой войны.
Франсуа Трюффо настоял, чтобы в этих сценах актриса носила костюм и клетчатую
кепку чаплиновского Малыша.
После Парижа следовала
сцена на побережье, где друзья проводили каникулы. Вернувшись с купания, они
сидят за столиком. Жизнь прекрасна! Камера дважды обходит их смеющийся круг и
дважды застывает на лице Катрин. «Светлому пейзажу, серебряному смеху,
волшебному, как бы рифмованному движению аппарата вторит лучезарная музыка
Моцарта, — отмечал один из критиков. — Немного найдётся в мировом кино таких
кадров, где полноте жизни персонажей созвучно вдохновенное счастье творящего
художника».
В сюжете фильма эти кадры
повторены, но повторены они в другой тональности. После долгой разлуки вновь
собрались друзья. Что-то неуловимо меняется в отношениях людей, переживших
войну. Уже нет былой лёгкости и беспечности. Вместе с маленькой Сабиной сидят
друзья вокруг стола в сумрачной альпийской хижине. Катрин поёт песенку, как
будто подразнивая их. Её глаза устремлены на Джима: став женой Жюля, не
ошиблась ли она выбором? Ночью Катрин приходит к Джиму…
Конец Катрин — это жест
отчаяния и безнадёжности. Моро понимает судьбу своей героини как историю
неудовлетворённой любви. Несмотря на жестокий финал, режиссёрский стиль Трюффо
на протяжении всего фильма мягок и лиричен.
Партнёрами Жанны Моро
стали француз Анри Серр (Джим) и австриец Оскар Вернер (Жюль).
Вернер особенно любил этот
фильм.
Большинство сцен, где Жюль
и Джим ведут себя как дети, были придуманы Оскаром Вернером внезапно,
импровизационно. «Я всегда был романтиком и всегда оставался идеалистом. Мой
капитал никогда не был в долларах, он весь — моя фантазия», — подчёркивал
актёр. Если в начале съёмок Трюффо называл его «Оскар Вертер», то потом — «лорд
Жюль».
В «Жюле и Джиме» Трюффо
был захвачен и стилем и темой. Он воскресил принцип своего первого
полнометражного фильма «400 ударов»: жёсткий сюжет в начале и в конце и
максимум жизни в развитии. Трюффо стремился не делить героев фильма на
симпатичных и несимпатичных.
Режиссёру удалось передать
атмосферу романа Роше. В «Жюле и Джиме» сказалось пристрастие Трюффо к
стилизации и тонкому воспроизведению примет жизни прошлых лет (в данном случае
— первых двух десятилетий нынешнего столетия), что в какой-то степени
предвещало возникшую пять лет спустя моду «ретро». Для этого Трюффо
понадобились старинная мебель, плакаты начала века, картины Пикассо и несколько
взятых напрокат костюмов. К примеру, Оскар Вернер снимался в костюмах, которые
он привёз в Париж из запасов Бургтеатра. «В кино очень многое зависит от того,
что члены творческого коллектива принадлежат как бы к одной группе крови, —
говорил Вернер. — В этом фильме можно было или себя погубить, или достичь
вершин. Сценарий в основе своей как бы план движения, и что получается, зависит
только от момента».
По сценарию в эпизоде,
когда Джим возвращается из Парижа после долгого отсутствия, Катрин приезжает на
вокзал раздражённой. Жюль и Джим стоят, разговаривая, чуть поодаль, и Джим
размышляет над возможной причиной её плохого настроения.
По ходу съёмок Трюффо
решил убрать Жанну Моро с экрана, и Катрин не следует ехать на вокзал: «Я
пришёл к мысли, подумав, что добьюсь чего-то, что очень нужно и чего недостаёт
в сценарии, если удалю Катрин из этой сцены и заставлю Жюля сказать, будто она
уехала неизвестно куда и вообще неизвестно, вернётся ли; оба должны были
говорить только о ней. Таким образом становилось явным, что чувства Жюля к
Катрин сильнее чувств Джима. В конце разговора Джим готов был от всего
отказаться и вернуться в Париж. В этот момент вдруг снова появилась Катрин.
Такое произвольное исчезновение и внезапное появление значительно улучшало роль
Жанны Моро и способствовало обновлению эмоции».
Прекрасную музыку к фильму
написал Жорж Делерю, с которым Трюффо сотрудничал и раньше. Песню Бориса
Бассиака «Вихрь» исполнила сама Жанна Моро.
Фильм «Жюль и Джим»,
являющийся одним из этапных для «Новой волны» и мирового кино 1960-х, повсюду
прошёл хорошо. Французские критики с редким единодушием говорили о «чуде
Франсуа Трюффо и Жанны Моро».
Ныне «Жюль и Джим»
считается вершиной творчества Франсуа Трюффо. Этот сложный фильм о почти
неуловимых нюансах любви и дружбы отличается превосходной режиссурой и игрой
актёров, а также изысканно-элегической атмосферой — благодаря операторской
работе Рауля Кутара и музыке Жоржа Делерю. |