Сегодня
наша печать полна сенсационных статей о всевозможных необычных явлениях и чудесах,
которые зачастую, увы, базируются лишь на досужих домыслах их авторов. Порой в
поисках сенсаций не брезгуют ничем, включая даже заведомый обман доверчивого
читателя и грубую подтасовку реальных фактов. А ведь чего проще, стоит лишь
внимательно оглянуться по сторонам, заглянуть в, казалось бы, хорошо всем
знакомые старые книги, и на вас обрушится настоящий вал столь невероятных
фактов, от обилия которых самый дерзкий фантаст зашатается! Для этого надо лишь
быть внимательным и усидчивым, только в этом случае пожелтевшие тома древних
фолиантов явят вам свои откровения!
Кто
из нас не слышал со школьных лет о знаменитом ПСРЛ (Полное собрание русских
летописей). Слов нет, многочисленные тома трудночитаемых текстов — удел узкого
круга специалистов-профессионалов. Однако среди десятков и десятков древних
рукописей, многократно переизданных, есть и такие, что хорошо адаптированы к
языку современного читателя. Изученные и переизученные вдоль и поперек многими
поколениями отечественных и зарубежных историков, они, кажется, не таят в себе
уже ничего нового, а тем более необычного, но так только кажется на первый
взгляд. Стоит лишь оторваться от сегодняшней суеты и вдохнуть аромат былых
эпох, прикоснуться к минувшему, как оно непременно вознаградит вас самыми невероятными
открытиями!
Сколько
споров идет сегодня о столь знаменитом персонаже многих русских сказок и былин
— Змее Горыныче! Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого
весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной
стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский
монголо-китайский огнемет. Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, Змей
Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра,
но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения
данной гипотезе нет.
Полноте!
Подтверждения версии о реальном существовании Змея есть, стоит лишь
повнимательнее перечитать изначальные тексты тех же прекрасно известных былин,
стоит лишь не торопясь пролистать древние летописи.
Начнем
хотя бы с того, что помимо многочисленных сказочных и былинных образов Змея,
древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный образ
некого священного Ящера — праотца, создавшего якобы все живущее на Земле.
Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Истоки этого
мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из
самых древнейших. А теперь зададимся весьма логичным вопросом: почему
существовало столь давнее и невероятно стойкое поклонение какому-то выдуманному
существу, тогда как все иные поклонения и тотемы (обожествляемое животное,
считающееся предком рода) у древних русов и славян были всегда связаны с вполне
реальными и конкретными представителями животного мира: леопардами и медведями,
быками и лебедями?
Особенно
почему-то культ звероящеров был силен в северозападных областях Руси, в
Новгородских и Псковских землях. Может, потому и существовал этот культ, что
некогда там обитали звероящеры? Так, широко известен миф о неком чудском
двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце а другой
изрыгал в небо утреннее солнце. Еще Геродот рассказывал о неком народе невров,
живущем «на земле, обращенной к северному ветру», и вынужденном бежать оттуда в
страну будинов (племена юхновской культуры) только потому, что их землю
наводнили некие страшные змии. События эти историки относят примерно к шестому
веку до нашей эры. Разумеется, что ни один народ никогда не станет переселяться
из-за мифических страшилищ, зато более чем вероятно бегство от вполне реальных
чудовищ, тем более если они были весьма кровожадны.
Исследованием
вопросов, связанных с «русскими ящерами», в свое время много и плодотворно
занимался всемирно известный специалист по Древней Руси академик Б. А. Рыбаков.
Особый интерес представляет для нас его анализ хорошо всем известной былины о
новгородском купце Садко. Эта былина оказалась столь зашифрована, что понять ее
суть и смысл оказалось под силу лишь такому большому ученому.
Прежде
всего, оговоримся, что Б.А. Рыбаков, так же как и известный историк XIX века
Н.И. Костомаров, считал былину о Садко одной из самых древних в новгородских
землях, уходящей корнями во времена дохристианские. При этом в изначальном
варианте Садко не путешествует, а просто-напросто приходит с гуслями на берег
озера-реки и играет там свои песни некому водному царю. Образ царя в былине
подразумевается антропоморфный, он никак не описан. Однако в ряде случаев он
упоминается как некий «дядя Ильмень» или «царица Белорыбица». Далее водный
царь, которому понравилась игра Садко, выходит из воды и обещает ему за
доставленное удовольствие постоянный богатый улов рыбы и поимку даже золотой
рыбки («рыбы злата пера»). После чего Садко стремительно богатеет, становясь
самым уважаемым человеком в Новгороде. Академик Б.А. Рыбаков в своем
фундаментальном труде «Язычество древней Руси» пишет по этому поводу: «В связи
с нашей темой (темой ящера. — Прим. В.Ш.) особый интерес представляют подлинные
гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют
собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона
инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под
головой ящера нарисованы две маленькие головки «ящерят». На оборотной стороне
гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует
все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер).
Ящер господствует не всем и благодаря своей трехмерной скульптурности
объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у
гусляра на браслете XII—XIII веков. Есть гусли с изображением двух конских
голов (конь — обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно
орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века)...
Орнаментика новгородских гусель XI—XIV веков прямо указывает на связь этого
подводного царства — ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом
былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни
бедного, но хитроумного гусляра».
И
сразу же вопрос: почему на гуслях среди реальных животных изображено вдруг одно
мифическое — ящер? Так может, оно совсем и не мифическое, а такое же реальное,
как и остальные, да еще и преобладающее над ними по силе и мощи, а потому и
более почитаемое?
Встречающиеся
при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения
ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой
почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной
пастью с четко выделенными большими зубами. Эти изображения вполне могут
соответствовать мозозаврам или кронозаврам, смущающим умы ученых новыми и
новыми слухами о своем сегодняшнем существовании. Да и характер жертв,
приносимых «подводному царю», тоже многое проясняет. Это не какой-нибудь
отвлеченный фетиш, а вполне реальное животное, при этом еще и довольно большое,
чтобы насытить весьма прожорливое озерное божество. Приносится это животное в
жертву подводному чудовищу не когда придется, а большей частью в зимнее, то
есть в самое голодное время. Знаменитый историк и фольклорист А.Н. Афанасьев
писал об этом так: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее
хлебом, потом одевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают
красные ленты и в полночь опускают в прорубь...»
Впрочем,
видимо, требовательный «подводный царь» не всегда удовлетворялся жертвенной
кониной, как гласят дошедшие до нас писания, и преобразовываясь «во образ
лютого зверя коркодила», весьма нередко нападал на плывущих мимо него в лодках
рыбаков и купцов, топя их челны-однодревки и поедая самих. Такого «царя» было
за что бояться и почему приносить ему обильные жертвы.
Академик
Рыбаков, анализируя изначальные варианты былины о Садко, нашел даже вполне
реальное место «общения» гусляра с подводным царем. По его расчетам, оно
происходило на озере Ильмень, близ истока Волхова, у западного (левого, так
называемого «софийского») берега реки. Это место известно как Перынь. В 1952
году при раскопках археологами в Перыне было обнаружено капище, которое Рыбаков
именует, как святилище «крокодила» в Перыни. Есть мнение, что именно оттуда и
произошло более позднее появление бога Перуна...
Обратил
внимание академик Рыбаков и на весьма устойчивый и четко очерченный ареал
обитания «подводного царя»: «Культ владыки подводно-подземного мира был мало
связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного юга...
Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив... Но и в славянских
древностях ящер встречается, особенно в северном регионе...»
Ну
а что же говорят летописи? Наиболее старое упоминание о подводном змее
относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об
испытании града», направленные против язычества и включенные в летопись под
1068 годом. В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими
обрядами, написано: «...Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного
(благодарственная жертва за богатый улов)... бога створьшаго небо и землю
раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая,
требу творить».
А
вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века: «В лета 7090 (1582
год)... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша;
людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки
спряташася, а иних избиша» (Псковские летописи. М., 1955, т. 2, с. 262).
Однако
появление «коркодилов» было столь страшным не всегда. Сенсационные сообщения по
этому поводу оставил нам немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в
своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI века. Факты,
приведенные Герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются),
могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый
об одомашненных русскими людьми звероящерах! Итак, Герберштейн пишет, говоря о
северо-западных землях Руси: «Там и поныне очень много идолопоклонников,
которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими
лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей
(60—70 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой
дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им,
выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея
было плохо накормлено» (С. Герберштейн. Записки о Московитских делах. СПб.,
1908, с. 178).
Итак,
можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем нескольких видов
(как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали
себя еще несколько столетий назад, дожив, таким образом, почти до наших
исторических времен (ведь от описываемых событий нас отдаляет жизнь каких-то
восьми поколений!)
Но
что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и священные
животные все же не дожили до наших дней? Скорее всего, именно поэтому и не
дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к летописям. Дело в
том, что для насаждаемого в XI—XVI веках в северо-западных русских землях христианства
языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником,
т.к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного
животного было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть
только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и
одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры
именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые
речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады». Такие эпитеты означали для
реликтовых животных однозначный смертельный приговор. Расправа с «подводными
царями» была беспощадной. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными
маленькими тварями, а затем уж принялись и за хищных речных. Летописи весьма
живописно повествуют о конкретных шагах в этом направлении.
Так,
рукопись Большой Синодальной библиотеки XVII века, известная среди специалистов
как «Цветник», повествует: «Наше же христианское истинное слово... О сем
окоянном чародеи и волхве — яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце
Волхове и мечтанми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце
Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется
Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою
тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».
В
«Цветнике» весьма красноречиво говорится, что «коркодил» плыл не вниз, а вверх
по течению реки, т.е. он был живой, затем каким-то образом был «удавлен» в
реке, возможно, умер естественной смертью, но скорее всего был, видимо, все же
убит христианами, после чего его прибитое к берегу тело было с величайшей
торжественностью захоронено местными язычниками. Нещадное истребление речных
ящеров шло одновременно с весьма активным переубеждением жителей, что
«коркодил» — это никакой не бог, а всего лишь обычный, хотя и весьма
«отвратный» зверь. Вспомним уже упоминавшийся нами выше отрывок об
антиязыческих «Беседах Григория Богослова об испытании града», где
недвусмысленно говорится, что некие люди приносят жертвы («требы творят») в
честь живущего в реке и нарицаемого богом обыкновенного зверя.
Скорее
всего, по мере христианизации северо-западных окраин России на ее реках и
озерах были уничтожены и последние представители древнего рода речных ящеров.
Возможно, что, с точки зрения господствующей идеологии той поры, все было
сделано совершенно правильно. И все же мне откровенно жаль, что наши соседи по
исторической эпохе — ящеры были полностью истреблены и не дожили до сегодняшних
дней, оставшись лишь на страницах летописей, в былинах и сказаниях о временах
минувших!