Так называется едва ли не самое загадочное божество
индийского пантеона. В переводе слово означает «несвязанность»,
«безграничность».
Тот достигает конца пути, Высшего обиталища Вишну. О
том, как менялось со временем отношение верующих к Вишну, можно судить по
некоторым гимнам, в которых он поначалу выступает как младший помощник Индры,
выжимающий для него сому и участвующий в сражении с демоном Вритрой. Здесь
Вишну называется Упиндрой («Младшим Индрой»), тогда как в более поздних гимнах
его имя звучит иначе: Атиндра («Возвышенней Индры», более великий, чем Индра).
Теперь уже не только люди, но и боги обращаются к Вишну за помощью в трудную
минуту. Он обретает черты Спасителя.
Возможно, в этой связи три великих шага Вишну стали
толковать как переход от сферы земной к воздушной, а затем и к небесной. Таков
был путь Вишну к вершине величия. Таков же путь человека, устремленного к
духовным богатствам. Природное, божественное и человеческое выступают в
единстве. Такое триединство — характерная черта индийской мифологии и
философии. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может
одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством.
Мудрый учитель, например Будда, становится одним из воплощений Вишну. Наиболее
популярны и чтимы десять аватар:
Матсья (рыба), спасшая Ману от всемирного потопа.
Курма (черепаха), на которой боги и асуры после
всемирного потопа устанавливают гору Манадру и, обмотав ее змеем Васуки,
начинают вращать все быстрей и быстрей, взбивая (пахтая) океан, и таким образом
добывать из него Луну, напиток бессмертия (амриту) и многое другое.
Васаха («вепрь»), в образе которого Вишну убил демона
Хира-ньякшу и поднял землю из пучины.
Нарасинха («человек-лев»), разорвавший на куски злого
демона, захватившего власть на земле и на небесах.
Вамана («карлик»). Таким Вишну предстал перед аскетом
и магом Бали, подчинившим себе весь мир. Карлик попросил у Бали столько пространства,
сколько он, Вамана, отмерит тремя шагами. Вали согласился (на всякого мудреца
довольно простоты!), и великий карлик двумя шагами отмерил землю и небо.
Отказавшись от последнего шага, он оставил подземный мир Бали. Парашурама
(«Рама с топором») — сын брахмана, которым стал Вишну, дабы истребить множество
кшатриев, представителей касты воинов, ради возвышения брахманов.
Рама («Смуглый») — прекрасный принц и храбрый воин,
мудрый правитель — идеал аристократа-кшатрия. Ему посвящена эпическая поэма «Рамаяма»
(«Сказание о Раме»). Он одерживает верх над многоглавым демоном-драконом
Раваной («Ревущим»), победившим Индру и заставившим богов работать на себя:
Агни стал поваром, Варуна — водоносом, бог ветра Ваю — уборщиком. На острове
Ланки он основал царство демонов. (Неясно, что олицетворяют его головы: то ли
местные воинственные племена, с которыми бились арии, то ли природные стихии.)
Рама отсекал ему головы, но они отрастали вновь. Удалось поразить демона
стрелой Брахмы. Жизнь Рамы полна приключений, ему довелось испытать изгнание, у
него Равана похищает Ситу. Раме помогает волшебник, царь обезьян Хануман.
Вернувшейся Сите приходится показывать свою чистоту, проходя тяжкие испытания
(в конце концов ее приняла мать-земля). Царствовал Рама десять тысячелетий, и
это был поистине золотой век на земле.
Кришна («Темный», «Черный») восьмая аватара Вишну,
считающаяся его наиболее полным воплощением. Культ его особенно популярен в
Индии; поэтому Кришну нередко почитают как Вишну, а восьмой его аватарой
называют Баларму, старшего брата. История Кришны полна сказочных эпизодов. Ему
с младенческих лет пришлось бороться против козней нечестивого и злобного царя
Кинсы. Так, послал Кинса к младенцу Кришне демоницу Путану, разнаряженную и с
грудью, намазанной ядом. Она стала кормить младенца грудью, но Кришна высосал у
нее жизнь, а сам уцелел. Юный Кришна был милым пастушком, привлекавшим к себе
многих пастушек. Но когда на него Кинса насылал страшных демонов, Кришна
одолевал их. Своих приятелей-пастушков Кришна убеждал не поклоняться Индре.
Узнав об этом, Индра обрушил на землю потоки воды. Тогда Кришна поднял гору и
держал ее на одном пальце, укрывая пастухов и скот от дождя. Индра признал его
превосходство и прекратил потоп. Звуками своей волшебной флейты Кришна зачаровывал
людей и животных. Когда на эти звуки сбежались тысячи пастушек, он танцевал с
каждой из них, многократно размножил свой облик. Всех любимей для него стала
прекрасная Радха; им покровительствовал сам бог любви Кама. В конце концов
Кришна победил нечестивого царя Кинсу, а завершив земные дела, воссоединился с
божественной сущностью Вишну. В эпической поэме «Махабхарата» Кришна изображен
главным образом как воин, искусный
стратег, мудрый советник Арджуны, главнокомандующий
добродетельных Пандавов, сражающихся против злокозненных, но родственных им
Кауравов. В этой связи Кришна, приняв вид возничего, наставляет Арджуну, чему
посвящена знаменитая философско-религиозная поэма «Бхагават-Гита». Арджуна
сомневается, что надо идти в бой против родных. Кришна убеждает его, что долг
выше родства, что надо идти в бой во имя добра Можно лишить жизни тело, но
бессмертна душа, и личная душа соединена с мировой. Жизнь обретает смысл лишь в
познании Бога, а к нему три пути: честное исполнение долга, искреннее познание
истины, возвышенная любовь. И на любом пути самое главное — иметь чистое,
верное, простое и любящее сердце. Таким образом Кришна стал олицетворением
детской непосредственности, юношеского жизнелюбия, мудрости и любви.
Будда («Просветленный», «Пробужденный») — девятая
аватара Вишну. Как религиозное учение буддизм имеет свои характерные черты, но
в данном случае выступает как одно из проявлений (воплощений) индуизма. Калки
(«Белый конь») — ипостась будущего возвращения Вишну на грешную землю, верхом
на белом коне, с мечом справедливости в руке, истребляя злодеев и нечестивцев.
Ему суждено очистить землю от недостойных людей, восстановить мир и порядок,
подготовить возрождение жизни для обновленного человечества.
Отведена Вишну и космогоническая роль. В конце каждого
мирового цикла, после буйства стихий и всеразрушающей пляски Шивы Вишну вбирает
в себя Вселенную и погружается в сон. Он лежит на змее Шеше, покоясь на водах
Мирового океана. Пробуждаясь, он замышляет новое творение, из пупа его вырастает
лотос, а из него возникает драхма, которым осуществляет акт творения. При таких
вселенских масштабах Вишну, тем не менее, для своих перемещений использует царя
птиц Гаруду...
Подобные несоответствия, очевидные гиперболы и
поэтические иносказания могут смущать мыслителей, которые стараются раскрыть их
глубокий философский смысл. Однако некоторые толкователи аватар Вишну отмечают
их достаточно точное соответствие эволюционным ступеням развития животных и
людей. За последние полмиллиарда лет после рыб появились земноводные, затем
пресмыкающиеся (в том числе черепахи), а затем млекопитающие (вепрь относится к
ним) Следующий этап — приматы, из которых горилла или вымершие гигантопитеки
могли бы считаться подобием человека-льва. Первые люди были невелики ростом
(австралопитеки и др.). Те из них, кто был смышленей и научился изготовлять
хорошие каменные орудия (каменные топоры), добились поистине глобального
господства...
Некоторые из приведенных аналогий могут представляться
натянутыми или даже сомнительными, но в целом действительно выстраивается
достаточно определенная картина, более или менее соответствующая современным
научным данным. Возможно, она сложилась у индийских мудрецов путем умозрений,
заключений и наблюдений за особенностями животных и людей. Тем самым ничуть не
умаляются достижения науки: ведь они основаны на доказательствах, постоянно
развиваются и уточняются, а то и осмысливаются заново, тогда как аватары Вишну
— это религиозно-философские умозрения. В социальном аспекте образ Парашурамы
(«Рамы с топором») призван был доказать преимущества касты брахманов над
кшатриями и появился, по-видимому, в тот период, когда брахманы стали
утрачивать свой абсолютный авторитет. В свою очередь, Рама олицетворяет
значение в обществе касты воинов-кшатриев, которые сражаются с многочисленными
враждебными племенами (многоглавый демон). Наконец, Кришна — представитель
«черного» коренного населения, отчасти даже народный герой, тогда как
Будда — историческое лицо, мудрец, основатель
религиозно-философского учения.
Будду нельзя причислить к великим богам уже потому,
что это был исторически засвидетельствованный, хотя во многом и легендарный
человек, живший в VI—V века до н.э. Он исходил из того, что жизнь человеческая
— череда страданий, а радости — убоги и эфемерны. Причины страданий —
чрезмерная привязанность к жизни, поиски неуловимого счастья. В череде
превращений душа не знает ни покоя, ни постоянной радости, ни утешения. Только
отрешение от жажды жизни и наслаждений дарует истинное благо — переход в последнее
высшее состояние — нирвану (для внешнего наблюдателя — смерть, для того, кто ее
испытал — вечное блаженство небытия).
Широкая популярность образа Будды и его учения, как
видим, не вызвала ревности или неприязни у приверженцев индуизма. Они поступили
просто и мудро, включив его в свой пантеон как одну из аватар Вишну. Правда,
учение Будды не предполагает поклонения богам; они вообще превращаются в
мифические фигуры, едва ли не мнимые. Это резко противоречит воззрениям индуистов,
которые верят в активных богов. Но они смогли преодолеть и это противоречие,
высказав идею, что через Будду Вишна испытывает крепость веры в себя и своих
богов, а тех, кто такое испытание не выдержит, ожидает кара в этом или в том мире.
Итак, в религиозных воззрениях индуистов обрел наивысшую популярность как
воплощение мировой души, творческого начала — Рама, а также как воплощение
лучших человеческих чувств, прежде всего любви, жизненной энергии, мудрости —
Кришна.