Высшее божество иранского
пантеона именуется двусложно: Ахура — означает «Господь», Мазда — «Мудрый».
Вполне возможно, некогда Ахурой называли наиглавнейшего или даже единственного
бога, творца мира и дарителя благ. У Заратуштры этот образ приобрел более
определенные черты, но относящиеся к нематериальному миру.
В разделе Авесты «Ясна» в
Молении о Слове Заратуштра обращается к Мазде, упоминая о божественной Мысли
(Воху Мане) и божественном, что означает и добром, Деле (Арте):
Мазда, Мудрый Властелин,
Воху Мане верно я служу, Дай мне оба мира в дар — мир вещей, а также мир души!
За служение Арте дай все, что праведному следует!
Все эти божества имеют
отношение и к материальному миру: Воху Мана — Дух скота (покровитель стад?),
Арта — Дух огня. Но в любом случае духовное господствует над материальным. Тем
более что Арта — Правда, а Мазда — божественное Слово.
Для пророка Заратуштры,
представителя жреческого сословия, Ахура Мазда предстает не в облике грозного
воина-князя, не как повелитель небес и громовержец, а вообще вне конкретного
соответствия с каким-либо природным объектом или явлением, и не в облике
человека, а тем более животного. В молении своем пророк обращается прежде всего
к собственной душе, сознавая пределы своего знания:
Арта — Правда, Дух огня,
разве в силах я постичь, понять Воху Ману и тебя, хоть и ведаю, где к Мазде
путь. Заклинанием твоим, языком склоним врагов к Добру!
И в дальнейшем Заратуштра
уповает не на материальную помощь Господа (скажем, как в Торе, Ветхом Завете),
а исключительно на духовную: Воху Мана! Вразуми, пусть прибавит силы мне!
Мазда, Заратуштре дай Слово чудодейственное...
Удивительна последняя
просьба:
Мазда, я воспел тебя,
передай ты мне из уст в уста Слово мудрое о том, как впервые появилась жизнь!
Что представляет собой
Ахура Мазда? В сборнике молитв-гимнов «Яшт»
перечисляются его
качества: Вопросимый, Мощный, Истина, Всеблагое, Разум,
Всеблагодатный,
Безобманный, Сокрушитель, Истинный, Умнейший... И это
еще далеко не все. А что
самое главное?
Благая Мысль — творенье
Моё, о Заратуштра,
И Истина, что Лучшая, —
Творение мое.
И эта Власть Желанная —
Творение мое.
Святое Благочестие —
Творение мое.
И Целость и Бессмертие —
Для праведных награда. В потустороннем мире — Творение мое...
Истина — лучшее благо.
Благо будет, благо тому, Чьё Истине лучшей благо. В этом гимне около двадцати
раз повторяется: «Истина — лучшее благо». И в другом гимне встречается та же
фраза. Нет сомнения, что таково убеждение Заратуштры. Истина сопоставляется с
солнечным светом:
Когда восходит Солнце,
То данная Маздой
Светится земля,
Светятся все воды,
И те, что проточны
Источников воды
И воды морей.
Творенья светятся
Все Духа Святого...
Молитву и хвалу, мощь и
силу
Прошу Солнцу бессмертному.
«Истина — лучшее благо...»
Ахура Мазда и в этом
случае не сопоставляется с материальными предметами; восход Солнца — природное
явление, но свет при этом становится не материальным качеством, а идеальным,
подобно истине. Творение мироздания в этой религиозной системе тоже
представлено как результат концентрации мысли и воли.
Помимо верховного
божества, выступающего в трех ипостасях: Мысль-Слово-Дело (не к такому ли
триединству должен стремиться любой благородный, честный человек?), в пантеоне
есть Амеша Спента (Амшаспанд) — «Бессмертные Святые». Однако они представляют
собой скорее качества и достоинства Ахура Мазды, чем нечто от него
принципиально отделенное. Вот они: Спента-Майнью (Дух Святости), Хшатра Вайрья
(Высшая Власть; имеется в виду царство Божие), Армайти (Благочестие), Аурват
или Хаурватат (Целостность), Амертат (Бессмертие). Еще два Амеша Спента
относятся непосредственно и бесспорно к качествам Ахуры Мазды: Воху Мана
(Благая Мысль) и Аша Ва-хишта (Истина). Но разве могут быть вне его Дух
Святости, Целостность, Бессмертие?
Возможно, в далекой
древности это были божества более традиционного типа, связанные с материальными
объектами. Как отголоски этого времени в зороастризме сохранились представления
об Амеша Спента, которые олицетворяют: землю (Армайти), огонь (Аша Вахишта),
металлы (Хшатра Вайрья), воду (Аур-ват); покровителями растений и животных были
Амертат и Воху Мана соответственно. Для Заратуштры было важно подчеркнуть, что
речь должна идти не просто о неких подобиях людей или животных, а о мире ином,
духовном. Тем более что как богиня вод — конкретных, земных и небесных —
пророком названа Ардви (Ардви-Сура Анахита, то есть Ардви Могучая Беспорочная).
Ей посвящен в Авесте специальный гимн, который начинается так:
Ахура Мазда молвил
Спитаме- Заратуштре «Молись ей, о Спитама, , Ей, Ардви полноводной, Широкой и
целебной, Молись враждебной дэвам "И преданной Ахуре, Достойной всего мира
Молитв и восхвалений, Молись растящей жито, Молись, кормящей стадо...»
Трудно сказать, насколько
продуманы были пророком взаимосвязи материальных и духовных субстанций, но их
резкое различие он понимал. «Весь мир рассматривался, — пишет исследователь и
переводчик Авесты И. С. Брагинский, — как раздвоенный, разделенный на две
сферы: одну — земную, реальную, телесную, другую — потустороннюю, воображаемую,
духовную. Такое раздвоение мира пронизывает многие гаты. «О помощи прошу и о
поддержке в обоих мирах — телесном и духовном», — часто повторяется в них этот
призыв Заратуштры».
Ахура Мазда выступает как
единый (Целостность — одно из его главных качеств), могущественный и всеблагой
повелитель и в материальном, и в идеальном мире. Однако он не наделен
всемогуществом. У него есть грозный, свирепый, коварный, злокозненный противник
— Анхра-Манью, которому служат демоны-дэвы и поклоняются те из людей, кто
привержен лжи, подлости, злу. Сам человек делает выбор, сам ответственен за
свой выбор в этой жизни и потусторонней. А потому Заратуштра не уговаривает
поклоняться Ахура Мазде, а ограничивается постановкой вопросов:
Сие спрашиваю тебя, скажи
мне правду, о Ахура! Как будут заложены основы наилучшей жизни? Сие спрашиваю
тебя, скажи мне правду, о Ахура! Кто изначально был отцом Арты [Духа Огня]
при зарождении его? Кто
проложил путь Солнцу и звездам? Кто заставляет Луну прибывать и убывать9 Это и
многое другое, о Мазда, хочу я узнать! Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о
Ахура! Кто водрузил землю на место и удерживает громады облаков?.
...Какой мастер сотворил
свет и тьму? Какой мастер сотворил сон и бодрствование, Дабы разумному человеку
напомнить о заботах его? ...Кто научил сына почитать отца своего9 Как овладеть
поучениями и словами правды? Будет ли награжден приверженец правой веры?.. Как
избавиться от приверженцев Лжи?..
По мнению М. Дрездена:
«Ответ на эти явно риторические вопросы очевиден: Ахура Мазда является автором
всех этих свершений, именно с ним связано происхождение и устройство мира». Но
такова лишь часть правды. Страстная мольба Заратуштры свидетельствует прежде
всего о его стремлении к истине, жажде познания подлинного, а не мнимого. Здесь
звучит и признание своего незнания. И не на все вопросы можно ответить
примитивно-бездумно: так бог создал Ахура Мазда. Но как же понимать сотворение
света и тьмы? Неужели всемогущий Творец сознательно устроил мир таким, чтобы в
нем присутствовали свет и тьма, добро и зло?! Тогда его противник превращается
в нечто искусственное, игрушечное, созданное для забавы, как бы на потеху
верховному божеству (и на горе людям!).
Нет, на многие из
задаваемых вопросов у Заратуштры определенного ответа нет. Он — искатель
истины!
Подчеркнем еще раз:
Заратуштра в этом гимне задает вопросы, а не дает ответы. И обращены вопросы не
только к Ахуре, но и к слушателям, и далеко не все вопросы имеют однозначный
ответ. Просто ли объяснить: «Как будут заложены основы наилучшей жизни?»
И все-таки учение
Зороастра исходит из главенства, господства в мире сил Добра, Света. (С
грубо-физических позиций это совершенно верно: тьма есть отсутствие света, а не
какая-то материальная субстанция, ему противодействующая.) В мифологической
древности был светлый и безгрешный мир Ахура Маз-ды, затем последовал
космический период борьбы добра и зла, но в конце концов суждено победить
добру, и Бог устроит суд над всеми душами.