В душе человеческой и в
окружающем мире остается место для сил зла, тьмы, разрушения. Их возглавляет
Анхра-Манью, а с ним вместе Дух Лжи (Друдж), Злая Мысль (Ака-Мана), Дух
Воровства, Грабежа (Айшма, он же Асмодей) и орда злых нечистых духов, о которых
сказано: «Вы, дэвы, — порождение злой мысли посредством злого слова вы лишили
людей блага». Так светлой троице Добра противостоит темная триада Зла: злая
мысль, злое слово (Друдж), злое дело (Айшма).
Заратуштра утверждает
решительное и непримиримое противостояние двух природных и духовных стихий:
Провозгласить я хочу об
обоих духах изначальных, Из которых Благодетельный говорил Лживому так: «Ни
мысли наши, ни заветы, ни намерения, Ни решения, ни изречения, ни действия, Ни
совесть наша, ни души наши несовместны».
Так повелось со времен
незапамятных: «Два духа, два близнеца вначале провозгласили от себя чистое и
нечистое мыслей, речей и поступков. Благомудрые знают разницу между
провозгласителями, не знают ее зломудрые; суд благомыслящих безошибочен и верен
как о том, так и о другом Духе.
В первый раз, когда они
пошли создавать и жизнь, и отсутствие жизни, и все, чем стоит наконец мир — где
дурное, там виден был и Нечистый, Дух же Благой всегда пребывал неразлучен со
святостью...
Между избирателями не
избрали Правды сонмы дэвов и кто ими обманут. Лишь только Нечистый Дух решил
свой выбор, он прибегнул к сомнению, и — к Айшме [Грабежу] немедленно
столпились все желавшие безобразия этому миру... »
Здесь речь идет о
сотворении злого и доброго, с одной стороны, и о свободе выбора между ними — с
другой. Даже дэвы, оказывается, имели возможность выбора, а сомневавшиеся
оказались на стороне лжи и зла. Ибо в таких вопросах тот, кто усомнится в
достоинствах Света, Истины, Добра, тому суждено служить лживым дэвам. Другими
словами, всем и каждому приходится выбирать между Чистым и Нечистым в душе
своей. И выбор этот приходится делать не раз.
Вот и сам Заратуштра не
избежал вторжения дэвов к нему. Анхра-Манью приказал демону Лжи: «Друдж!
Ступай, умори праведного Заратуштру!» Однако устоял пророк. Тогда
злокачественный, как назван он в Авесте, Анхра-Манью стал соблазнять его:
«Отрекись от Доброй Веры и обретешь счастье». На что пророк ответил ему: «Не
отрекусь от Доброй Веры, ни если бы даже и кости, и жизнь, и душа пошли
врознь».
Несмотря на столь
реалистичный разговор, для изгнания злокозненных
демонов-дэвов Заратуштра
использует оружие духовное — слово. Можно предположить, что Анхра-Манью
гнездится и укореняется в душе человеческой, а не где-то вне ее. От этой
нечисти можно избавиться благодаря напряжению воли, мысли, благодаря добрым
словам и делам. Конечно, Заратуштра имеет в виду прежде всего молитву. Кроме
того, использует он и дурманный напиток хаому (обожествленный, но тем не менее
наркотический напиток).
Не всегда ясно, как
соотносятся Анхра-Манью и его свита с природными объектами. В наиболее древних
текстах об этом практически ничего не сказано. Возможно, сам Заратуштра
предпочитал размышлять прежде всего о духовных явлениях, душе человеческой и
общественной жизни. В сравнительно позднем разделе Авесты, условно называемом
«Географической поэмой», рассказывается о сотворении (и строении) земного
пространства, различных стран. Таких стран шестнадцать, но об их соответствии с
какими-то реальными государствами или местностями остается только догадываться.
У каждой из этих стран есть нечто прекрасное, наилучшее, сотворенное Ахура
Маздой, но имеется и дурное, «многопагубное». Не всегда достаточно точно
указано, в чем же заключается недоброе начало этих стран. Где-то — шатание
умов, где-то — злые правители или колдуны, избыток жары или холода.
Одним из худших зол,
созданных Анхра-Манью, называется зима. Упоминается, между прочим, и зима,
длящаяся более полугода. Следовательно, географические познания составителей
текста были достаточно широки. И если это не память арийских племен о своей
европейской прародине, то результат общения с народами, проживающими в северных
районах Европы.
Кстати сказать, привычный
нам, русским, образ Змея-Горыныча сопоставим с одним из творений Анхра-Манью —
трехглавым драконом Ажи-Дахака. В отличие от русских сказок этот дракон у
Заратуштры не имел конкретного материального воплощения. А в более позднее
время склонность людей к зримым, а не только к мнимым образам привела к тому,
что под Даха-кой стали подразумевать одного из «нечестивых» царей.
Является ли в Авесте зло —
Анхра-Манью — столь же могучим, как добро — Ахура Мазда? Безусловно, нет. Ведь
сам пророк Заратуштра выступает против зла и лжи, вовсе не стараясь соблюдать
нейтралитет. Он безоговорочно сделал свой выбор. Он не старается — по крайней
мере явно — склонить слушателя к такому же решению. Свобода воли, свобода
выбора!
И все-таки он весьма
недвусмысленно «намекает» на то, что почитателей Анхра-Манью и в этом, а
главное, и в том мире ожидает расплата за грехи. После третьего дня душа его
ощущает страшнейшее зловоние с северной стороны (где находится обиталище
Анхра-Манью). «И потом дева, на девиц вовсе не похожая, идет ей [душе]
навстречу. Говорит душа грешника скверной деве: «Ты кто, сквернее и
отвратительнее которой я на свете никогда не видал скверной девы?»
И ему в ответ говорит эта
скверная дева: «Я не дева, я — злые твои дела, о грешник зломыслящий,
злоговорящий, злодействующий и зловерный. ...На! Я — твои злые мысли, злые речи
и злые дела... И, бывшая без чести, я через тебя еще больше опозорена...»
Первый шаг сделала душа
грешника и стала на Душмат [злые мысли]; второй шаг сделала душа грешника и
стала на Дужухт [злые речи]; третий шаг сделала душа грешника и стала на
Дуж-варешт [злые дела]; четвертый шаг сделала душа грешника в беспредельный
мрак».
Для грешника оказывается
ужасным этот переход «из телесного мира в духовный мир, из тленного мира в
нетленный мир», проделавшего «гибельный путь: рознь тела и души». Теперь он
(или она) обречен принимать «вонючий яд» и вечно страдать. Вот что уготовано,
если верить пророку Заратуштре, тому, кто жизнь свою провел во лжи, злословии,
злодействах, отдаваясь во власть Анхра-Манью.