Ан в переводе с шумерского — небо. Так же назывался и
бог неба — один из наиболее чтимых и в то же время весьма загадочных в пантеоне
шумерских божеств. Предполагается, что в доисторические (до письменности)
времена он был просто олицетворением или названием неба. По-видимому, тогда
главой богов, их праматерью было женское божество. Недаром в одном из
древнейших мифов сказано: «Намму-праматерь, прародительница, всех великих богов
она созидательница».
Надо заметить, что людям и сотню тысячелетий назад
было известно, что рожать, «создавать» себе подобных способны только женщины, а
не мужчины. У многих первобытных племен считалось, что роль мужчин в процессе
зачатия неопределенна или вообще сомнительна. И когда у египтян первобог
вынужден оплодотворять сам себя, этот противоестественный процесс имеет оправдание
лишь в том, что таким образом возвеличивается роль мужчины в сотворении богов и
людей. Иначе говоря, таким образом мужчины утверждали свое преимущество,
первенство перед женщинами.
Складывается впечатление, что, возвеличивая богиню
Намму, шумеры не только отдавали должное своим более древним преданиям — времен
матриархата, — но и проявляли здравый смысл. Кстати, у пресмыкающихся
существуют сообщества без мужских особей (так называемый партеногенез — девственное
размножение).
О происхождении всего сущего шумеры предпочитали много
не рассуждать, и об этом в их мифах и сказаниях говорится и очень редко, и
вскользь. Намму они называли матерью, создавшей небо и землю. Возможно, она
олицетворяла первозданный океан. Но не исключено, что подобный замысловатый,
многоплановый образ — творение более поздних толкователей и пересказчиков
мифов.
Вряд ли понятие «океан» было близко сознанию и
представлениям шумеров. Скорее всего, праматерь была олицетворением жизни, а
появление первой пары богов — олицетворением мужского (небо) и женского (земля)
начала. Тем более что первые боги росли порознь: на горе — бог Ан, а богиня у
подножья горы. Возмужав и соединившись, они породили сначала могучего Энлиля, а
заимела торговые и культурные связи с Шумером. Однако эта страна слишком далека
от Двуречья, к тому же нет оснований называть ее островным государством.
Наиболее достоверной считается третья версия,
отождествляющая Дильмун с островом Бахрейн. Здесь действительно со временем в
результате вырубки лесов и осушения болот могли возникнуть те явления, о
которых сказано в мифе.
Возможен еще один вариант: в устье Тигра и Евфрата,
при их впадении в Персидский залив, существовал остров, который служил «Домом
прибрежным, пристанью всей страны», как говорится в мифе. Там же сказано:
«Дильмун есть страна, страна пресветлая. В Шумере пресветлом...», «Меж грандов
пресветлых... Дильмун есть страна». Вроде бы не было никаких оснований считать
очень далекий остров Бахрейн пристанью Шумера, а его столицу причислять к
шумерским городам. В противном случае Персидский залив четыре-пять тысячелетий
назад был бы прекрасно освоен шумерскими мореходами, служил бы надежной
транспортной магистралью, что представляется сомнительным.
Если Дильмун был островом, примыкающим к Двуречью, то
он мог или погрузиться ниже уровня моря, или оставаться и ныне островом, но без
следов древних сооружений. Ведь этот регион сравнительно быстро опускается.
Например, в Уре, где проводились раскопки, культурный слой превысил 20 метров.
Ниже по течению погружение могло быть более значительным. Так что археологам
здесь следует искать следы Дильмуна на глубине 15—25 метров. Речные наносы
могли совершенно скрыть видимые с поверхности следы человеческой деятельности.
Возможно, археологам еще посчастливится докопаться до города Дильмун.
В том же мифе об Энки есть эпизод, заставляющий
вспомнить библейское предание. Благодаря плодотворной силе Энки, которая
проявляется как сексуальная активность, рождаются на свет восемь прекрасных
трав, которые Энки тут же съедает. Разгневанная жена его Нинхурсаг, знающая
тайны трав и зелий, прокляла мужа и удалилась. Он захворал, и ануннаки
горевали, глядя на его мучения и медленное умирание, но не имея возможности ему
помочь. Выручила лиса — хитрейшее из животных. Энлиль обещал ее наградить, если
удастся вернуть Нинхурсаг. «И вот лиса почистила шкурку, / Хвост, волоски свои
распушила, / Румяна на лицо наложила...» (так в тексте), нашла богиню, которая
успела уже успокоиться, и привела ее к Энки. Он стал называть пораженные треста
и органы, а она их исцеляла. Дошла очередь до его больного ребра. И тогда для
его выздоровления была рождена «Нинти — владычица жизни-ребра». (Согласно
библии Ева появляется из ребра Адама; возможно, это — отголосок эпизода
исцеления Энки.)
Наконец, надо упомянуть шумерский миф о сотворении
мира. В нем Энки выступает как бог-творец. Следовательно, шумеры придавали
особое значение разуму как силе творящей, определяющей появление порядка из
хаоса, «дающей имена» богам, предметам, явлениям. Устав от забот творения, Энки
удалился на покой: А Он в то время, Разума Творитель,
великих богов он всех созидатель, Энки во глуби
тихоструйной Энгуры, в чьи недра никто из богов заглянуть не смеет, Он возлежал
на своем ложе, он спал, не подымался.
Однако еще не было на земле людей, а потому ануннаки
вынуждены были трудиться. У них произошло социальное разделение: старшие
верховодили, а младшие таскали тяжелые корзины, рыли каналы, насыпали дамбы.
«Боги страдали тяжко, на жизнь свою роптали». С горькими воплями они обратились
к Намму-пра-матери, умоляя разбудить Энки, дабы он создал нечто, заменяющее
богов в их трудах.
Энки все силы свои собрал, разум свой всемерно
расширил. Энки образ себе подобный в сердце своем разумением создал.
Материалом для этого творения избрал он глину. (Как
видим, и тут прямые аналогии с библейским преданием о сотворении человека.) На
созданных существ, на род человеческий с той поры было возложено бремя труда,
от которого освободились боги. На радостях боги устроили пир, зажарив
жертвенного козленка... Дальнейшие события мы изложим в статье, посвященной
богине Намму.
В отличие от значительно более поздней библейской
версии шумерский миф представляет труд не как проклятье, наложенное Богом за
ослушание (вспомним, кстати, как был проклят Энки, нарушивший запрет и съевший
недозволенные травы, плоды). Напротив, труд — необходимость, занятие божеское,
хотя людям
суждено трудиться и за себя, и за своих богов. Мысль
вполне обоснованная, разумная, предполагающая принесение в жертву богам — и на
благо служителям культа — плоды своей работы.
В общем, и в данном случае Энки предстает как демиург,
олицетворяющий Творящий Разум.
Хотелось бы особо отметить его роль как бога-хранителя
подземных пресных вод. Шумеры первыми осознали, насколько велико значение
подземных вод для человека. В этом открытии помогла им природа Двуречья. Людям
приходилось регулировать не только поверхностные, но и грунтовые воды. Для
земледелия одинаково губительно и слишком высокое, вызывающее засоление, и
слишком низкое, вызывающее иссушение почв, стояние уровня подземных вод.
К несчастью своему, обитатели Двуречья, сами того не
понимая, разгневали бога Энки, вызвав истощение пресных водоносных горизонтов.
Но повинны в этом были, прежде всего, племена, обитавшие по окраинам долины,
вырубавшие и выжигавшие лесные массивы, осушавшие болота. В результате со
временем стал уменьшаться подземный сток и соответственно возрастать
поверхностный. Уменьшение питания водоносных горизонтов привело к падению их
уровня, иссушению почв, образованию пустынь. А усиление поверхностного стока
вызвало другую беду — мощнейшие наводнения... Впрочем, о наводнениях в Двуречье
мы поговорим в связи с обожествленным героем Гильгамешем.