Переводить имя этого бога
вроде бы нет никакого смысла: для русского человека оно звучит привычно и
понятно, соответствуя часто повторяемому:
«Дай Бог!». Но как
полагают исследователи, «бог» в имени языческого божества производное от
древнеиндийского «бхага», означающего «богатство». Таким образом можно
предполагать, что Дажьбог почитался, во всяком случае в далекой древности, как
податель богатства. В «Слове о полку Игореве» дважды говорится о русских как о
Дажьбожьих внуках. С каких пор его стали считать прародителем русских? Скорее
всего, сравнительно поздно. Ведь и собирательное понятие «русский» достаточно
широко распространилось менее двух тысячелетий назад. С другой стороны, Дажьбог
называется сыном Сварога, бога огня. Исходя из этого, логично предположить, что
у славян, предков русских (русов-росов), первоначально почитался огненный
Сварог. Почему он уступил свое верховное положение сыну? Ответа на этот вопрос
исторические источники не дают. Впрочем, предлагается такая версия: Дажьбог —
один из древнейших славянских богов, олицетворяющий Солнце и Вселенную, сын
Перуна и русалки Роси, победитель Белеса и Кощея, супруг Златогорки, Марены,
Живы, прародитель русского народа. Так сказано в одном из наиболее спорных
текстов, который едва ли не все авторитетные специалисты считают подделкой. Это
— «Велесовая книга», фрагменты которой были обнаружены в начале XX века:
деревянные дощечки, на которых руническими знаками были выцарапаны буквы,
сочетающие глаголицу с византийским алфавитом и скандинавским руническим
письмом. Во время Второй мировой войны оригиналы пропали, но остались переводы
Ю.П. Миролюбова. В принципе, нет ничего невероятного в том, что в период
искоренения языческой веры были уничтожены ценнейшие документы по русской
мифологии (тем более что рукописи на дереве прекрасно горят). Однако нет
достоверных сведений даже о существовании древнерусской рунической письменности
и не обнаружено ни одного соответствующего памятника или фрагмента, если не
считать «Велесовой книги».
Тем не менее есть
основания считать, что Дажьбог связан с почитанием славянами Солнца и его
победа над Белесом весьма правдоподобна, а упоминание русалки Роси имеет
отношение к происхождению русского народа (существуют две реки с одним именем
Рось — приток Немана и приток Днепра — пространство между которыми вполне может
быть прародиной росов). И все-таки это еще ни в коей мере не доказывает
подлинность «Велесовой книги», автор которой, кем бы он ни был, основательно
знал русскую мифологию.
Ипатьевская летопись
упоминает о боге «именем Солнце, его же нарицают Дажьбог. Солнце же царь... еже
есть Дажьбог». С именем этого божества связывали блага, которые дарованы людям
свыше — солнечные свет и тепло. (Другое солярное божество — Хоре — бытовало на
Руси как иноземное, его называли «жидовином», хотя его происхождение было, по-видимому,
не хазарским, а иранским и означало оно «сияющее Солнце»; почиталось
дружинниками князя Владимира.)