Так назывался ритуальный напиток,
восхваляемый как могущественное божество, а также растение, из сока которого
его получали. Не всегда можно четко определить, о чем конкретно идет речь в
мифе, так как напиток, божество и растение нередко сливаются воедино.
До сих пор остается загадкой, какое
растение имеется в виду под Хаомой. Проблема осложняется тем, что соответствующее
растение-напиток-божество известно в индийской мифологии Сома. Следовательно,
употребление его восходит к эпохе индоиранского или даже индоевропейского
единства. Но в таком случае, это должно быть либо растение, достаточно широко
распространенное (Северный Кавказ, Средняя Азия, Иран, Индия), либо несколько
разных растений, обладающих наркотическими, галлюциногенными свойствами. Из них
называют: коноплю, белену, молочай, а также ревень, мухомор Не исключено,
что при подготовке напитка сок смешивали с
молоком и добавляли в него какое-то зелье, секрет которого знали только посвященные,
жрецы. Наконец, возможно, что организм человека в те давние времена был более
податлив к воздействию того же алкоголя, вызывая достаточно сильную реакцию
даже при небольших его дозах. Согласно Авесте, а также Ригведе, хаома имеет
желто-золотистый цвет и растет преимущественно в горах. Употребление хаомы, как
утверждали многие тексты, вызывает прилив сил, обострение разума, укрепляет
здоровье, способствует долголетию. Эти качества отличали его от других хмельных
напитков (пиво, вино), притупляющих разум, пробуждающих гнев и неистовство
Так ли это было в действительности?
Возможно. Некоторые наркотические препараты возбуждают деятельность нервной
системы, что создает иллюзию увеличения умственной и физической силы;
галлюцинации словно переносят человека в иномир со своими особенностями
пространства и времени Однако наркотическая зависимость сравнительно быстро
приводит к разрушению психики, ослаблению рассудка и в конце концов к
деградации личности Не это ли имел в виду Заратуштра, когда по поводу
употребления хаомы восклицал: «Когда опрокинут эту мочу — это хмельное питье,
которым жрецы наносят вред» По его словам, при помощи мерзости хмельного питья
[хаомы] нечестивые жрецы намеренно морочат, одурманивают людей. Но вот отрывок
из Авесты «Около утреннего времени Хаома подошел к Заратуштре, снаряжавшему
огонь [жертвенный] и певшему гимны. Его спросил Заратуштра: «Кто ты, о муж,
которого я увидел как самого прекрасного во всем телесном мире, по твоей
наружности блестящей, бессмертной?»
И ответствовал ему Хаома праведный,
устраняющий смерть: «Я есмь, Заратуштра, Хаома праведный, устраняющий смерть.
Собирай меня, Спитами, выжимай меня в снедь».
Далее следует их диалог, из которого
выясняется, что Йима и некоторые другие знаменитые герои, в частности
победитель диакона Дахака, богатырь Трайтаона, использовали Хаому, и у них
рождались сыновья-герои. «Тогда молвил Заратуштра: «Поклонение Хаоме, добр
Хаома, хорошо сотворен Хаома, правильно сотворен Хаома, добр, раздаватель,
целитель, красив, добродетелен, победоносен, златоцветен, со свежими ветвями,
что [его] вкушал лучший, и для души припас в дорогу [в тот мир]».
С этих слов начинается прославление Хаомы,
дарующего человеку всевозможные духовные и телесные достоинства. Оказывается,
Хаома способствует рождению блестящих детей и праведного потомства,
предоставляет супругов старым девам, доставляет много наслаждения. Но в то же
время призывается Хаома для того, чтобы покарать злодеев, ненавистников,
преступников, безбожников, блудниц: «На все, что служит к уничтожению тела
праведника, Хаома желтый, направляй оружие». Как объяснить решительное
противоречие в отношении Заратуштры к Хаоме: резкое отрицание, вплоть до
проклятий, и восторженное восхваление: «Я славлю облако и дождь, которые дают
расти твоему телу на вершинах гор, я славлю высокие горы, где ты вырос, о
Хаома!»
Учтем, что осуждение Хаомы относится к
текстам более ранним (времен Заратуштры), а ее прославление — к более поздним,
возможно, даже не принадлежащим ему. Хотя не исключено, что в определенные
моменты, приняв хаому, испытывая его наркотическое воздействие, пророк слагал
гимны в его честь. А позже, попадая под власть наркотика, переживая телесные и
духовные мучения, проклинал его.
Возможно и другое: хаома из напитка
ритуального, принимаемого только в определенные праздники, начал превращаться в
более или менее постоянно употребляемый наркотик в среде жрецов и вельмож,
правителей. Заратуштра обратил на это внимание и осознал тот вред, какой грозит
обществу. Его предупреждения могли возыметь действие на некоторое время, а
затем вновь наступила пора распространения наркомании. Тогда и стали популярны
гимны, прославляющие Хаому.