Имя бога Нила — Хапи — обычно не входит в пантеон
великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он не
пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи
объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся
почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил
отождествлялся с земной жизнью.
Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе
слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства
мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис — бог в
образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной
ипостаси Осириса — как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его
спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил
Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не
только могучим природным телом, но и космическим божеством, порождением
первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов — ущелье
Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с
бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их
эмблемы — лотос и папирус соответственно — были его атрибутами. Наиболее часто
Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской
грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в
руках.
Отождествлялся он, как это вообще характерно для
египетского пантеона, о другими богами Амоном, Осирисом, но чаще всего — с
Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Себека была особенно велика в
нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с
крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество,
враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил
зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать
мифологические персонажи от реальных объектов.
В этой связи следует упомянуть еще одного бога —
Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым).
Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не
удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила
и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом. О том, что Нил и его
ил — залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной
стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического
истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в
частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:
Слава тебе, Нил, выходящий из земли,
Идущий, чтоб Египет оживить.
Орошающий поля, сотворенный Ра,
Чтобы всех животных оживить.
Наполняющий пустыню, чуждую воде.
Роса его спускается с небес...
Если медлит он, дыханье прерывается
И люди все беднеют.
Если гневен он, беда по всей стране,
Великий и малый беднеют.
А восходит он — и ликует земля,
И все живое в радости.
Спина каждого сотрясается от смеха,
Зуб каждый усиленно жует.
Приносящий хлеба, обильный пищей,
Творящий все прекрасное.
Наполняющий амбары, расширяющий закром,
Заботящийся и о бедняках.
Производящий деревья по желанию любому,
И нет недостатка в них.
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер его в писаниях.
Ликуют тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя как царя.
Постоянный в обычаях,
Выходящий перед югом и севером.
Свет, выходящий из мрака!
Жир для скота его!
Сила это, творящая все,
И нет живущих в неведении его.
В этом гимне Нил предстает не столько в обличий
божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта — самая
протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на
природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива
Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы
предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как
наказание людям.
Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река
обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо
восхваляется
«постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что
благодаря этому для скота имеется обильное питание.
Особого внимания заслуживает ссылка на обилие
деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами,
а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального
строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось
наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую
цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами
того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира.