Эта богиня, подобно большинству богов Египта,
многолика. В далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая
женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков
был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также
дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же
время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она
отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с
Сехмет — богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком
случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное
триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).
Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам)
почиталась в виде женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она
истребляла людей... Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно. В одном
из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили
недоброе (на этот миф мы уже ссылались, говоря о Нуне и Ра), боги посоветовали
своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих
злое... и да сойдет оно в образе Хатор».
И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне.
Сказало величество бога этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего
я послал тебя]».
Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и
сладостно это для сердца моего».
Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя
Сехмет». Сделаем отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае
соединяется с игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только
материализуется, но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом
реализуется. И то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини:
Хатор-Сехмет. Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу,
принялась убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его
проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня
«диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень
бросили в пиво, и оно стало подобным крови.
Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. Посмотрел на
них его величество Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».
Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить
там людей».
Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра
поднялся рано в красотах
ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.
И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)...
Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было
лицо ее радостным
там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И
пошла она пьяная и не узнала людей.
И сказал Ра богине этой: «Иди в мире, о богиня
могучая».
Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане
мы узнаём, что богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так,
что переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только
с богинями или богами, но и с людьми.
Более того, пьянство, судя по всему, не считалось
чем-то постыдным. Ведь пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству
данного мифа (его связь с действительностью вряд ли можно отрицать),
становились добрее и забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае,
хочется верить, что было именно так.
Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем
говорится — в аллегорической форме — о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о
потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в
Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех
регионах, где наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали
предания о всемирном потопе (одно из них вошло в Библию).
Основная область водного питания Нила лежит в
экваториальной зоне, где распространены тропические леса, саванны и озера. Это
обеспечивает реке относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней
некатастрофические, наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные
регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе,
особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь? Об этом нетрудно
догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила — основного водного
потока — расположена в зоне широкого распространения красноземов. Пять-шесть
тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого района находились
саванны, а на месте нынешних саванн — леса. Охотники, а затем
скотоводы-кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и вырубать леса
и примитивными способами обрабатывать почву. В результате началась эрозия
земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в огромном
количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых притоков,
большинство из которых позже превратились в сухие долины.
Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по
такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении.
Возможно даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали
сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно
подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и
полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных
земель в Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно
суше. Теперь уже<«красные разливы» Нила остались только в преданиях.
Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор.
Если когда-то катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям
долины, то нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор
превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы,
сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как
видим, не только на Руси веселье было связано и с питием). Важную роль играла
Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной
влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из
сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу.
В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с
Исидой, а древние греки — с Афродитой.