Китайская
мифология очень сложна, не сведена в более или менее стройную систему; из
многих богов нелегко, а то и невозможно выбрать самых главных, великих. Другая
особенность: очень часто мифы складывались на основе реальных событий или
реальных исторических личностей, далеко не всегда можно определить, где
приукрашенная действительность, а где фантастический вымысел, которому придано
правдоподобие. Кроме того, мифология китайца (верней, племен, участвовавших в
создании китайской цивилизации) по преимуществу рациональна. Общество свято
чтило традиции и церемонии, почитание предков; своеобразное отношение было у
этих людей к природе и судьбе. «Вера в то, что основой Вселенной является
забота, — пишет канадский синолог Джон Бертронг, — отличает китайскую религию
от иудаизма, христианства и ислама, где основой религиозного сознания служит
страх и благоговение перед Верховной Силой. Именно поэтому в Китае всегда
сильна была связь религии с этической Философией».
О
такой связи говорит сходство слов, обозначающих философскую школу (цзя) и
религиозное учение (цзяо). Освоение цзя требует знаний, раздумий, сомнений,
умственных усилий. А цзяо надо выслушивать, запоминать и принимать на веру. Цзя
предназначено для мыслителей, а цзяо — для народа. Поэтому в мифах, которые
сохранял и передавал из поколения в поколение народ, сравнительно немного
содержится глубоких умозрений, больше — житейской мудрости.
Известный
исследователь Б. А. Рыбаков имел все основания написать: «Самым загадочным и
наименее изученным из всех славянских божеств является Род — божество,
известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом
материале».
Некоторые
ученые вовсе не считают, что был такой бог. Другие полагают, что этот культ
носил частный характер (типа семейного божества) и не имел
большого
значения. Третьи убеждены, что речь идет о великом боге, вместе с которым
почитались и Рожаницы. Кстати сказать, второй и третий варианты не противоречат
один другому: во многих религиях великие боги были одновременно и семейными.
Надо
уточнить: Род известен не только восточным, но отчасти южным и западным
славянам. По мнению О.Н. Трубачева, «рассматриваемое слово восходит к
праславянскому «орд», которое не связано с индо-иранскими, греческими и другими
формами». Исходя из этого можно предположить, что бог Род был не заимствованным
со стороны, а коренным, исконно славянским. По словам А.Н. Афанасьева, Роду и
Рожаницам придавалась «плодотворящая, возрождающая к жизни сила», а с культом
их «соединялась вера в судьбу или предопределение» (недаром же до сих пор
сетуют: так мне — или ему — на роду написано). Он задавался вопросом: «Если
Рожаницы заведывали судьбою отдельных людей, то в связи с этим значением
Рожаниц не олицетворял ли собою Род — общего понятия о судьбе (фатум) как о
могучей силе, все производящей и всем правящей в мире?» Увы, на этот вопрос до
сих пор нет убедительного ответа. Обобщив сведения об этом боге, Б. А. Рыбаков
сделал вывод:
«Род
— творец Вселенной. Род вдувает жизнь в людей. Род — бог неба и дождя.
Род
связан с земной водой (родники, родища). Род связан с огнем. Род связан с
подземным пеклом (родство огненное). Род связан с красным цветом (рдяный,
родрый). Род связан с шаровой молнией (родна)». Не все из этих функций Рода
убедительно доказаны, а некоторые сомнительны. Рода пытаются сопоставлять с
некоторыми другими богами (Осирисом, Рудрой, Ваалом (Балу), Саваофом), но эти
аналогии представляются искусственными уже потому, что мы слишком мало знаем об
этом божестве. Возможно, наиболее правдоподобна его связь с индийским Рудрой,
но и она во многом умозрительна.
Можно
только предположить, что святое почитание родины, природы и народа, характерное
для русских с давних пор, определяется тем, что некогда великим, наиболее
почитаемым богом у них был таинственный Род.