У нее два имени: Лакшми и Шри, имеющие сходный смысл:
«счастье», «удача», «красота», «процветание». Считается, что в далекой
древности это были две разные богини (так они представлены и в «Яджурведе»):
одна олицетворяла удачу, богатство, счастливое предзнаменование, а другая — изобилие,
плодородие. В эпоху «Упанишад» два образа начинают сближаться и сливаются
воедино.
Одна из легенд о происхождении Лакшми особенно
привлекательна и заставляет вспомнить появление Афродиты из пены морской. Во
время взбивания (пахтания) вод океана богами и демонами, добывавшими напиток
бессмертия амриту, возникла — пожалуй, случайно, именно как проявление
счастливого случая — прекрасная Лакшми. Она плавала по океанским водам на
цветке лотоса.
Верность Вишну она сохраняет во всех его аватарах:
становится супругой Парашурамы — Дхарани, женой Рамы — Ситой, Кришны — Рукмини,
или его возлюбленной — Радхи. Ее другие имена: Камала («Лотосная»), Лола
(«Изменчивая»), Лбкамата («Мать мира»), Индира («Прекрасная»,
«Могущественная»).
Лакшми во многом олицетворяет женское начало. Недаром
ее ребенок — бог любви Кама. Впрочем, его родословная достаточно темна, и его
порой называют саморожденным, вышедшим из сердца Брахмана. Когда Кама рискнул
нарушить медитацию Шивы, желая пробудить в нем любовную страсть к Парвати,
разгневанный Шива испепелил его своим третьим глазом, но потом возродил его.
В некоторых обрядах Лакшми предстает как
покровительница домашнего очага, семейного благополучия. По свидетельству Н. Р.
Гусевой, на посвященных Лакшми празднествах «изображению богини или символу ее
присутствия — маленькой глиняной (или гипсовой) ярко раскрашенной модели дома,
называемой «домиком Лакшми», подносят молоко, в которое опущены металлические
деньги, а также что-нибудь, сделанное из золота. Этим призывают внимание богини
к просьбам послать богатство». В космогонической своей ипостаси Лакшми тоже в
некотором роде является залогом всемирного благополучия. На рисунках она
покорно сидит у ног Вишну, который покоится на божественном змее Шеше, символе
бесконечности.
В плане философском постоянные — вслед за Вишну —
превращения Лакшми показывают изменчивость мира, основание и опора для которой
— вечность и постоянные круговороты (их символизируют кольца змеи). Но все это
не имело бы никакого смысла, если бы во Вселенной не присутствовали гармония,
красота, любовь, счастье.
В некоторых мифах Лакшми выступает как Сарасвати,
супруга великого Брахмы. И для такого сопоставления есть достаточно веские
основания.