Популярность этого бога в Двуречье росла по мере
возвышения города Вавилона. Первые упоминания о нем относятся ко второй
половине III тысячелетия до н.э., а центральным божеством он стал во времена I
Вавилонской династии (XIX—XVI в. до н.э.). Аккадцы и вавилоняне, в целом приняв
мифологию своих культурных предшественников шумеров, должны были утвердить свое
господствующее положение в духовной религиозной сфере. Поэтому в их мифе,
посвященном Мардуку — «Энума Элит» («Когда Вверху»), — повествование начинается
с сотворения мира. Начало этого мифа заслуживает особого внимания. Здесь в
качестве первых божеств выступают первичный океан Тиамат, воплощение хаоса,
стихии, женского начала, и Апсу (Абзу, по-шумерски) — мировой океан подземных
пресных вод, у которого был мудрый советник, олицетворяющий порядок и разум —
Мумму. От соединения Апсу и Тиамат возникли первые боги. Идея, высказанная
таким аллегорическим образом, не потускнела за три десятка столетий. Когда в
начале XX века стала обретать популярность гипотеза о том, что жизнь на нашей
планете зародилась в океане («океан — колыбель жизни»), почему-то не было
учтено важное обстоятельство: в жидкой среде, даже при случайном синтезе сложных
органических молекул, они с той же легкостью распадутся на составные части. В
наши дни есть смысл вернуться к удивительной догадке древних: для создания
живых организмов необходимо, как минимум, соединение коллоидных частиц с жидкой
средой при участии какого-то организующего начала при постоянном притоке
энергии. Так может происходить, например, при выносе тончайших глинистых частиц
(опять все та же «первоматерия» — глина!) пресными подземными или
поверхностными водами в океан (моря). И если жизнь действительно некогда
возникла на Земле, то этот процесс мог скорее проходить по мифологическому «сценарию»
аккадской поэмы, чем по научным гипотезам, популярным в XX веке.
Итак, в слиянии двух первичных океанов стали
появляться более определенно сформировавшиеся божества-стихии: Лахму и Лахаму.
От них появились бог Аншар и богиня Кишар, а от них — Ану (Ан), Энлиль и Эйя
(Эа, Хайа, Энки). Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались
навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым первобожествам. Апсу
решил убить своих неугомонных отпрысков с помощью верного Мумму. Мудрый Эйя
разгадал этот замысел. Он заколдовал Мумму, взяв себе его силу разума, ауру,
«лучи сияния». С помощью магических заклинаний он усыпил, а затем убил Апсу.
Части тела Апсу Эйя использовал для того, чтобы возвести на них свое жилище.
Здесь-то и родился «ребенок-солнце», будущий великий Мардук.
На стражу своих владений Эйя призвал огнедышащего бога
Аншара, имевшего четыре глаза и четыре уха. (Правда, ,в мифах Двуречья судьба
Аншара не так проста. По мере усиления влияния в регионе Ассирии, возвышался и
его главный бог Ашшур (Аншар), который и стал главным героем — вместо Мардука —
ассирийской версии поэмы.) Итак, вавилонский миф превозносит Мардука, и поэтому
великие первые боги становятся или его предками, или хранителями. Его мать
Дамгальнуна
(Дамкина) обретает черты богини Нин-хурсаг. В сказочно
короткий срок Мардук становится самым смелым и могучим из всех богов. Тем
временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам (по другой
версии, ее возмутил порядок, устанавливаемый в мире и сводящий на нет ее
власть). Она создала одиннадцать чудищ: драконов, скорпионо-людей,
человеко-псов и человеко-рыб с ядом вместо крови. Во главе их она поставила
Кингу — самого свирепого и беспощадного из своих слуг. На грудь ему она
возложила скрижали судьбы Вселенной, провозгласив его своим супругом.
Испугались боги, затрепетали, собрались на совет,
чтобы обсудить пути к спасенью, но никто из них не рискнул выступить против
Кингу с его войском. И тогда выступил младший из них — Мардук. Он сказал, что
готов сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим
господином. Слова его вызвали замешательство среди богов. Многих они возмутили,
иных озадачили. Как может юный Мардук справиться с чудовищным воинством? Как
смеет он требовать власти над старшими богами?!
Семь величайших богов уединились, чтобы обсудить
предложение Мардука. Утомившись от споров, они устроили пир. Вино и пиво
усладили их сердца, успокоили души. Мардук удивил их, показав свое могущество:
по его слову пропадали и появлялись звезды (не много ли было выпито хмельных
напитков?). И тогда боги решили вручить Мардуку символы власти, признать его
царем. Он не стал медлить: взял булаву и лук с колчаном. С помощью Ану сплел
огромную сеть, раздуваемую четырьмя ветрами. Его сопровождали семь бурь, а
впереди его сверкали молнии. Кингу и его воинство в ужасе разбежались. Сама
Тиамат встала против него. Она разинула свою пасть, но он вогнал туда буйный
ветер, от которого у нее перехватило дыхание, пронзил ее тело стрелой, рассек
мечом, вырезав сердце. Из верхней половины ее тела он создал небесный свод,
закрывающий верхние воды. В нем он устроил ворота с запорами, поставив стражу,
которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая
возможность небесным водам изливаться на землю.
Из другой половины тела Тиамат создал Мардук землю,
имеющую вид полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах поселил
он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль стал
повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал
во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день — Шамашу, богу
Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов поделил
он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому то, за что
он ответственней. Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно
существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось
нести бремя забот и хлопот. Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли
бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он
первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием.
Людям повелел Мардук служить богам, которые с той поры живут беззаботно.
Правда, в конце II тысячелетия до н.э. стал популярным
миф о том, что абсолютное господство Мардука огорчало семерку высших богов, и
они подговорили бога войны и эпидемий Эрру (Ирру) отобрать у Мардука часть
власти. Решил Эрра уничтожить одно из лучших творений Мардука — людей, которые
не поклоняются Эрру. Тогда
коварный бог уговорил царя богов отрешиться на
некоторое время от земных дел для того, чтобы спуститься в подземный мир и там
с помощью бога огня Гирры очистить свои регалии высшей власти, которые
потускнели якобы от времени.
Мардук поверил Эрру и покинул землю, оставив свой трон
Эрру, который пообещал не чинить никаких злодеяний. Но как только Эрра обрел
власть, он тотчас наслал на людей все беды — чуму, распри, войны, разруху.
Начались страдания, гибель людей во всей Вавилонии и даже в столице,
покровителем которой являлся Мардук. И если бы не возвращение Мардука, не
осталось бы на земле людей.
В этой истории сделана попытка отделить зло и насилие
от верховного бога, представить его благодетелем людей, не имеющим никакого
отношения к тем бедствиям, злодеяниям несправедливостям, которые творятся на
земле, а всю ответственность возложить на «нехорошего» бога. Такова одна из
первых версий существования в мире добра и зла, носителями которых выступают
антиподы — бог и дьявол.
Другая идея истории Мардука и Эрры — историософская:
периоды процветания и могущества государства сменяются краткими (сравнительно)
периодами бедствий, упадка. Такова реальная закономерность, которую можно
наблюдать на примере всех цивилизаций и государств. Хотя, конечно, объяснение
этому явлению не столь наивно-простейшее, как сказочно представлено в мифе.