Этот обширный регион оспаривает пальму первенства у
Египта как первоначальный центр цивилизации. И если первые крупные
государственные объединения сначала возникли в долине Нила, а не в Двуречье, то
первые очаги производящего хозяйства и поселения городского типа оформились в
низкогорьях, обрамляющих долину Тигра и Евфрата (а также на полуострове Малая
Азия и восточном Присредиземноморье).
Особенности духовной культуры и, в частности,
религиозных воззрений во многом определяются своеобразием природной обстановки.
Ее принято рассматривать подобием сценической площадки, на которой разворачивается
трагикомедия человеческого бытия. Но в действительности именно природа является
одним из активных участников этого действа. Она меняется под влиянием
деятельности человека, и это влечет за собой изменения хозяйственного уклада,
материальной культуры, верований. Например, на Ближнем Востоке около десяти
тысячелетий назад преобладали культы, связанные с мужским началом и охотой на
крупных млекопитающих. Наиболее часто культовым символом выступал дикий бык.
Однако со временем — если судить по множеству глиняных и каменных фигурок — на
первый план вышел образ божественной богини-матери. Тогда же происходил переход
от присваивающего (охота, рыболовство, собирательство) к производящему
хозяйству (земледелие, скотоводство). Нет оснований сомневаться в том, что эти
изменения в материальной и духовной культуре происходили одновременно, были
взаимообусловлены. Прежде ученые склонны были видеть первопричину подобной
эволюции в изменениях климата. Мол, заканчивался ледниковый период, началось
глобальное потепление и повышение уровня Мирового океана, перестройка
климатической зональности... Подобные умозрительные рассуждения не подтверждаются
материалами палеоклиматических и палеонтологических исследований. Напротив,
выявилась очевидная связь распространения человека в Новом Свете, Австралии, на
островах и последующего резкого уменьшения здесь количества и разнообразия
крупных млекопитающих, птиц.
Конечно, для нашей темы эта проблема не принципиальна.
Однако она позволяет, как мы позже убедимся, понять некоторые особенности
«бытия богов», а также по-новому осмыслить суть знаменитого предания о
всемирном потопе.
В отличие от долины Нила, которую ежегодно «удобряет»
плодородный ил, наводнения Тигра и Евфрата чаще всего носят катастрофический
характер. Это обстоятельство, безусловно, влияло на развитие цивилизации в
данном регионе. Долина Нила протягивается единой широкой полосой через сравнительно
малолюдные опустыненные районы. В Двуречье, напротив, окультуренные земли
располагались отдельными очагами, а на окружающих территориях обитали
разнообразные племена и народы, постоянно вторгавшиеся в пределы этих очагов
цивилизации, которые нередко враждовали между собой.
Подобная разобщенность и частые конфликты никак не способствовали
созданию единого пантеона богов с более или менее определенной Иерархией, хотя
некоторые великие боги переходили из века в век и от народа к народу, так же
как отдельные предания. Такую устойчивость верований можно объяснить как
относительным единством духовного разных народов и рас, так и единством — тоже
относительным — природной обстановки.
Цивилизация в Месопотамии (Двуречье) распространялась,
как мы уже говорили, от предгорий в долину по мере оскудения природных ресурсов
(сведения лесов, истощения почв, эрозии земель). В долине устойчивое оседлое
земледелие и скотоводство были возможны на основе орошения, регулирования
течения рек. Этим занимались шумеры, которые относятся к древнейшему населению
региона (досемитическому). Существовали отдельные общины, поселения городского
типа, окруженные сельскохозяйственными угодьями. У каждой общины был свой
местный бог-покровитель. Единой системы богов у них не было.
Во взаимоотношениях богов многое зависело от
социально-политических обстоятельств. Так, небольшой поселок Гирсу имел своего
покровителя — Нингирсу. Когда это поселение вошло в объединение, где самым
крупным населенным пунктом был город Лагаш, Нингирсу (по неясным причинам) стал
общим богом-покровителем. Когда к объединению примкнул поселок, где чтили
богиню Бау, то ее стали считать женой Нингирсу.
Религиозные воззрения, игравшие важную роль в духовном
единении, имели общественный характер (прежде преобладали семейные божества), о
чем свидетельствуют развалины храмов, обычно возводившихся на одном и том же
месте с самого раннего периода (шесть-восемь тысячелетий назад). Постепенно,
благодаря торговым и культурным связям между общинами, стали оформляться единые
образы великих богов и культурных героев. В отличие от Египта, в этом регионе
боги имели облик людей или, реже, зверей и рыб с человеческими головами (в
Египте подобные боги имели головы животных). Чем объяснить такое различие?
Возможно тем, что в Египте первоосновой хозяйства в глубокой древности были
охота и скотоводство, тогда как в Двуречье — поливное земледелие. «Интересно, —
пишет шумеролог В. К. Афанасьева, — какими представляли себе всемогущих богов
шумеры. Мир чувств этих богов подчеркнуто низменен и груб. Они не только
велики, но и ужасны. Как и боги античности, они наделены всяческими
человеческими слабостями. Они создают людей в пьяном виде; из-за одного каприза
они способны погубить все живое, они грязны и неопрятны; так, бог Энки из-под
ногтя, окрашенного в красный цвет,
извлекает глину и создает неопрятное, мерзкое
существо». Относительно пьянства мифология Египта тоже далека от идеала.
Вспоминается эпизод, когда пришлось устроить поистине «пивной потоп» для того,
чтобы богиня-львица Хатор-Сехмет допилась до того, что перестала узнавать
людей. То, что боги Двуречья грязны, а точнее сказать, вынуждены возиться в
глине, тоже не удивительно. Обилие камня в Египте предоставляло прекрасную
возможность строить величественные храмы, пирамиды, дворцы. Обширная
Месопотамская низменность вынуждала людей изготавливать строительный материал
из глины. Необходимость выкапывать и регулярно расчищать каналы тоже заставляла
«возиться в грязи», работая мотыгой. Кстати, об этом превосходно сказано в замечательной
шумерской поэме о споре Мотыги с Плугом. Плуг похваляется своим величием, тем,
что царь держит его рукоять и ради плуга впрягает в ярмо быков, тогда как по
сторонам толпится знать, а народ веселится и ликует (кстати говоря, употребляя
хмельные напитки). Так, по-видимому, праздновали в Шумере начало
земледельческих работ. А Мотыга, как брезгливо говорит Плуг, постоянно в грязи
копошится и, подобно кирпичной форме, всегда грязна, копая колодцы и роя
канавы. Она недостойна царской руки! В ответ Мотыга перечисляет Плугу
многообразные работы, которые она выполняет, а прежде всего — регулируя воду на
полях и подготавливая их к пахоте, а также активно участвуя в строительстве.
Даже для мореходства она приносит великую пользу, добывая и используя вар,
готовя смолу. Наконец ведь сам Энлиль, взявшись за Мотыгу, отделил небо от
земли! Тут уже не остается сомнения в том, что Мотыга превосходнее Плуга.
...Когда современный горожанин говорит «грязь», не следует забывать, что для
земледельца это может быть великолепным черноземом, а для строителя
— прекрасным строительным материалом. Между прочим,
глина — хорошее моющее и отбеливающее средство (безусловно, не всякая).
И еще одно замечание. Природные условия и
географическое положение Двуречья во многом определяли суровость быта и нравов
местного населения (в отличие от жителей долины Нила). Здесь часты были
жестокие войны — в отчаянной борьбе за выживание и сохранение земельных угодий,
оросительных систем; нередко сюда вторгались кочевники, порой объединявшиеся в
достаточно крупные армады.
По сравнению с нильской долиной земли Двуречья
подвержены эрозии, засолению, а почвы со временем деградируют. В результате
перевыпаса или выхода из строя ирригационных систем, изменений речного русла
хозяйство приходит в упадок, а пустыни расширяют свои пределы.
Помимо природы на характере духовной культуры
существенно сказываются интеллектуальные, эмоциональные, нравственные
особенности людей. Однако в этом отношении основы духовного мира человека
оказались удивительно устойчивыми. Порой создается впечатление, что менялись
одежды, быт и нравы, а человеческие типы переходили из тысячелетия в
тысячелетие почти не меняясь, а изменчивым было лишь количественное соотношение
этих типов.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к
некоторым высказываниям, запечатленным клинописью на глиняных табличках в
Древнем Двуречье и поныне не утратившим актуальности:
— О сказанном в спешке можешь пожалеть позже.
— Взять в долг так же [легко], как заняться любовью,
но возвращать его так же тяжело, как вынашивать ребенка.
— Только боги живут вечно под божественным солнцем; но
дни человека сочтены, все дела его лишь ветер.
— Поднимись на древние руины и пройдись по ним;
посмотри-ка на черепа простых и великих. Какие из них принадлежали святым, а
какие — грешникам?
— Будь справедлив к своему врагу, делай добро, будь
добр во все твои дни.
— Есть и царь над тобой, и правитель, но бойся
сборщика налогов.
— Кто роет другому яму, сам в нее попадет.
— Не позволяй наступать тебе на ноги, дабы потом не
дерзнули наступить тебе на шею.
— Лучше с мудрым человеком носить камни, чем с глупым
вино пить.
— Не будь без меры сладок, чтоб тебя не проглотили. Не
будь без меры горек, чтоб тебя не выплюнули.