Среди высших богов славянского пантеона она была
единственной представительницей женского пола. Правда, некоторые исследователи
называют целый ряд других богинь: Дивия (Дива), Жива, Подага, Желя, Морена,
Купала, Лада, Леля. Однако вызывает споры уже одна возможность их существования вообще и как общеславянских или русских богинь в
частности. Во всяком случае нет серьезных оснований относить какое-то из этих
женских божеств в разряд великих. А вот идол Макоши, как свидетельствует
летопись, приказал поставить в Киеве князь Владимир в ряду наиболее почитаемых
божеств. Охарактеризовать ее нелегко. Посвятив ей основательное исследование,
Б. А. Рыбаков начал его так: «Макошь — женское божество, оно является одним из
наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во
многих источниках, но они отрывочны и кратки. Мы даже не можем
ответить на вопрос о географическом диапазоне ее
культа...» Но в конечном счете раскрыть эту загадку ему так и не удалось. По
его мнению: «Все говорит за то, что Макошь (задолго до того, как она стала лишь
покровительницей женских работ) была очень важной богиней праславянского
пантеона... » Тут несколько странно звучит пренебрежительное отношение к
женским работам, словно им покровительствовать несравненно менее почетно, чем,
например, скотоводству или земледелию, не говоря уж об охоте и собирательстве,
которое испокон веков считалось женским занятием. Более того, если учесть
существование целого ряда богов, покровителей мужских занятий, не выглядит
странным введение в их круг хотя бы одного божества, напоминающего о значительной,
а порой и решающей роли в общем хозяйстве женского труда.
Мокошь причисляют к общеславянским божествам (имя это
встречается не только у восточных, но и у западных и южных славян), а потому
истоки этого культа могут уходить в далекую «дославянскую» древность. Название
одного из обрядов, связанных с ее культом, называется «мокрида», что наводит на
мысль о связи Мокоши с понятием мокроты; кстати, в жертву этой богини в поздние
времена бросали в колодец пряжу, кудель.
В Олонецком крае в XIX веке существовало поверье, что
«Мокуша» наблюдает за прядущими женщинами, а порой обходит дома, и если пряха
заснула, а веретено ее вертится, то говорят, что за них прядет Мокуша.
Создается впечатление, что в образе этой богини соединились несколько не
обязательно связанных между собой представлений: здесь и женские занятия
вообще, и конкретно прядение, и сплетающиеся нити судьбы (подобно греческим
богиням Мойрам), и олицетворение матери сырой-земли, и пригляд за земными
водами (колодцами). А по мнению Б. А. Рыбакова, «нас должна заинтересовать
несомненная близость слов, образующих жребий и имя богини. Учитывая глубокую
индоевропейскую древность слова Ма (мать), можно представить себе «Ма-кошь» как
наименование «Матери счастливого жребия», богини удачи, судьбы».
Правда, чем больше версий происхождения слов «макошь»
и «мокошь», чем неопределеннее пределы «владений» богини, тем труднее она для
понимания. Возможно, с ее именем древние славянки связывали нечто очень важное,
сокровенное, о чем мы и не догадываемся?
В рукописи XIV века автор сетует: «Мокоши не явно
молятся, да ...призывая идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и
богатых мужей жены». Тут важно то, что идолам Мокоши поклоняются тайно
(несмотря на строгий христианский запрет) и не только в глухих углах. Возможно,
к покровительству Макоши женщины обращались в самых разных случаях, а не только
ради помощи в ведении домашнего хозяйства.
Борьба христианских священников с культом Макоши дала
свои результаты. Идолы были повержены, имя пришло в забвение, и уже мало кто
помнил о том, что представляет из себя и чему покровительствует Макошь, однако
ее место отчасти заняла святая Параскева-Пятница, которую стали считать покровительницей
полей и водоемов, колодцев, домашнего хозяйства, а также целительницей.
Такова обычная закономерность. Если даже пропадает,
забывается имя языческого бога, народ находит ему замену в системе новой
религии, даже несмотря на то, что она отвергает многобожие.