Осирис — бог жизненных сил
природы и плодородия, владыка подземного мира. О том, каким уважением и
поклонением пользовался Осирис (по-египетски — Усир), можно судить по гимну,
начертанному на стеле, датируемой приблизительно XV в. до н.э. (так как на ней
уничтожено имя Амона — а это делалось по указанию Эхнатона). Вот что сказано об
Осирисе:
Цветут растения по воле
его,
И родит ему поле пищу .
Сотворил он эту землю
дланью своей,
и воду ее и воздух ее,
И растения ее, и весь скот
ее,
И все, что летает, и все,
что порхает,
Пресмыкающихся ее и зверей
пустыни. .
Различивший образы людей,
творец их жизни,
Разделивший по цветам
одного от другого
Владыка знания, в его
устах мудрость.
Приходит Нил по его
благости,
Владыка сладости, великий
любовью,
Он приходит — и живут люди.
Благо людям, когда ты
сияешь,
Стихают звери, когда ты
блистаешь.
Образ единый, создавший
все сущее,
Единый, создавший
существующее.
Египет и Народы Моря,
Все, что обходит Атон, —
под властью его [Осириса].
Утверждена истина для ее
владыки...
Как видим, египтяне не
скупились на славословия в адрес Осириса, наделяя его едва ли не верховной
властью. Правда, упоминается и Атон-Ра, но ему предопределено место в небесах.
Недаром в одном из мифов сказано, что Ра, состарившись и утомившись, отдалился
от земных дел. Осирис, первенец бога земли Геба и богини небес Нут, в
мифологические времена, как считалось, унаследовал власть на земле от своего
отца (естественно, центром земли и его владений был Египет). Осирис научил
людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства. От него люди узнали, как
выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, строить
города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и
золотую руды. Возможно, это свидетельствует о том, что первые мифы об Осирисе
как культурном герое (вспомним образ Прометея) зародились еще в медном веке.
Надо заметить, что в мифах
об Осирисе причудливо переплелись два образа: фараона, порой весьма реалистично
описанного, и бога. То же можно сказать и о его сестре и жене Исиде
История Осириса — одна из
наиболее популярных в египетской мифологии, а затем и в европейской литературе.
До нас она дошла не полностью. Тексты пирамид содержат лишь отдельные фрагменты
Первым обобщил их греческий писатель и историк Плутарх без малого два
тысячелетия назад В его изложении это уже цельное литературное сочинение, порой
существенно отличающееся от первоначальных египетских мифов.
Согласно Текстам пирамид,
царя Осириса убил его брат Сет. Сестры Осириса Исида и Нефтис после трудных поисков
нашли тело брата и оплакали его. Волшебница Исида воскресила на некоторое время
Осириса и зачала от него ребенка. Родив Гора, она тайно вскормила и воспитала
его. Еще в детстве Гор победил змею. Возмужав, он совершил путешествие к телу
отца. Затем в Гелиополе состоялся суд во главе с Гебом, богом земли, по
обвинению Сета в убийстве. Сет отрицал свою вину, не признавая Гора наследником
Осириса. Исида свидетельствовала в пользу сына, и Гор был провозглашен царем, а
Сет низложен.
Эта сюжетная канва
осложнена другой историей, согласно которой царская власть досталась Гору не по
суду, а после поединка. Сет похитил Око Гора (символизирующее царскую власть).
Вступив в схватку с Сетом, Гор отобрал у него Око и вернул Осирису, чтобы оживить
его.
Были и дополнительные
детали. Тело Осириса, по одной версии, было расчленено (отзвук древнейшего
погребального обычая), по другой — утоплено (связь с плодоносными наводнениями
Нила). Во время поединка Сет вырывает у Гора Око, а тот противнику — тестикулы.
Наконец, есть вариант мифа, где действуют приспешники Сета и сыновья Гора.
Связный рассказ об Осирисе, Исиде, Сете и Горе можно изложить так. Родился у
Геба и Нут первенец на радость им и владыке Вселенной Ра, который возвестил о
появлении могучего бога, владыки земли, творящего добро. Следующим ребенком был
Сет, сильный и выносливый, а за ним — две сестры: Исида и Нефтида.
Став царем, Осирис вывел
людей из дикости, обучив земледелию и ремеслам. Женой его стала Исида,
владевшая магией. Люди прославляли своего мудрого и доброго царя. Однако был у
него злобный завистник — Сет, мечтавший завладеть троном.
В то время как Осирис
выступил походом в Азию, Сет приказал сделать роскошно украшенный ящик
(саркофаг?). Когда, одержав победу, Осирис вернулся домой и устроил пир, туда
явился Сет со своими сторонниками, принеся этот причудливо украшенный ящик. Сет
объявил, что подарок достанется тому, кому он придется впору (а саркофаг был
специально построен по мерке Осириса).
Когда ничего не
подозревавший Осирис лег в ящик, Сет со своими приспешниками быстро захлопнули
крышку, заколотив ее. Ящик бросили в воды Нила. Однако течением его в море не
вынесло: куст вереска задержал у берега, обхватив ветвями. Благодаря
чародейству, Исида сумела отыскать саркофаг с телом мужа, извлекла посредством
магии жизненную силу из тела Осириса и таким образом зачала от него.
Исида спрятала тело
Осириса в потаенном месте в дельте Нила. Однако там его обнаружил охотившийся
Сет. Он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по разным частям
Египта. (Предполагается, что таким образом жрецы объясняли существование
гробниц с телом Осириса в 14 номах страны.) Исида смогла собрать все части
воедино и похоронить Осириса в Абидосе. В некоторых мифах погребальная церемония
осуществлялась Анубисом.
После того как в поединке
Гор отобрал у Сета Око и вернул его Осирису, последний воскрес. Он стал
владыкой подземного царства, богом-хранителем умерших и их судьей, взвешивающим
на весах количество добра и зла, совершенных человеком при жизни. В результате
решалось, попадет ли душа на благодатные райские поля.
В связи со смертью и
воскрешением Осириса в Египте происходили торжественные церемонии. Существовал
погребальный обряд, в процессе которого символом возрождения умершего в царстве
мертвых служили зерна, посаженные во влажную землю, заполняющую глиняную форму.
Появление всходов отождествлялось с возрождением под покровительством Осириса.
Празднование воскрешения Осириса происходило в последний месяц сезона разлива
Нила, когда вода начинала спадать. Правда, по мнению Р. Антеса, «тождество
этого Осириса — бога растительности, который умер и воскрес, с Осирисом —
мифологическим персонажем было, по-видимому, только случайным». Но скорее
всего, сама по себе смерть великого бога, обладающего чертами фараона, должна
была вызывать вполне естественное недоумение. Почему бы тогда и другим богам не
умереть, хотя бы от старости? С другой стороны, обожествляемый фараон рано или
поздно умирал — и это было очевидным фактом.
Весь этот клубок
противоречий можно было распутать, предложив идею воскрешения. Бог возрождается
так же, как возрождается после нильских наводнений растительность. В нем
сохраняется жизненная сила с тем, чтобы воскресать вновь и вновь.
Ну а как быть с земным
воплощением бога — фараоном? В реальность его возрождения поверить было
невозможно. Но и тут оставалась «интеллектуальная лазейка»: предположение о
том, что помимо тела есть у человека еще одна сущность — душа, нечто эфемерное,
покидающее тело и уходящее в мир иной. В таком случае именно там, в иномире,
могла происходить встреча души человеческой с богами, а прежде всего — с
Осирисом.
Подземный мир, как
известно, является залогом возрождения растений (плодородный почвенный слой,
содержащий влагу). Не удивительно, что и для тех людей, тела которых уходили в
землю, предполагалась возможность возрождения, хотя и в ином, чем в земном
мире, виде. Мысль об умирающем и воскресающем боге была настоящим открытием. Не
случайно эту идею подхватили многие другие народы и она пользовалась большой
популярностью в античности. Другая, не менее привлекательная, идея: о загробном
воздаянии душе человеческой за дела земные, когда происходит суд Осириса (иди
другого бога) над грешной или безгрешной душой, после чего одним уготованы
муки, а другим — блаженство в райских чертогах. С наибольшей силой выражена эта
мысль в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Некоторые ученые даже
высказывали предположение, будто предание о жизни, смерти и воскрешении Иисуса
Христа является обновленной версией древнеегипетского мифа.
Наконец, едва ли не
первыми в мире египтяне пришли к мысли о существовании бессмертной души. На
многих рисунках они изображали ее обычно в виде сравнительно небольшого
крылатого двойника умершего человека. И хотя, согласно мифу, душа попадала в
подземные чертоги Осириса, ее крылатость, летучесть делали ее причастной к
небу. Не удивительно, что позже у других народов существовало поверье, что
душам праведников уготованы небесные райские кущи, а погрязшим в грехах — мрачные
огненные подземелья.
Правда, в древности
египтяне считали, что для загробного существования необходимы определенные
обряды (доступные только фараонам и крупным вельможам), а также магические
заклинания. -Даже высокие идеи находились в зависимости от конкретных
социальных (материальных) обстоятельств. Из всех богов Осирис был наиболее
близок и понятен египтянам. Это был человек (и бог одновременно)
добродетельный, испытавший страдания и смерть (безвинно), удостоившийся
воскрешения и последующей вечной жизни. Он позволял надеяться на то, что нечто
подобное возможно и с людьми, которым тоже приходится страдать и умирать (не
потому ли существовал миф о порождении людей слезами бога Ра?). С незапамятных
времен образ смерти внушал египтянам ужас и отвращение. Особенно остро они
переживали будущее разложение тела (еще одно свидетельство их склонности к
материализму). В Книге Мертвых есть «Глава о том, как не дать погибнуть телу».
Начинается она так: «Слава тебе, мой божественный отец Осирис! Я пришел к тебе
потому, что ты можешь набальзамировать да, набальзамировать мои члены, дабы я
не погиб и не пришел к концу... » В этом случае гибель ассоциируется с
разрушением тела, и нет никакого упоминания о душе. И только в последующем тексте
о ней сказано, да и то вскользь, тогда как посмертное состояние тела беспокоит
кандидата в мертвецы: «Ибо, когда душа уходит, человек испытывает разложение, и
кости его тела гниют и становятся отвратительными, члены постепенно распадаются
на куски, кости крошатся в бесформенную массу, плоть превращается в зловонную
слизь, и он становится братом разложению, которое приходит к нему. И он
превращается во множество червей, и он становится множеством червей, и конец
приходит ему...» Как видим, полнейший натурализм в описании уродливого лика
смерти призван разжалобить Осириса, воззвать к его эстетическому чувству (что
характеризует и самих египтян). Человек стремится уподобиться нетленному богу:
«Слава тебе, о мой божественный отец Осирис, ты живешь со своими членами (намек
на первоначальное расчленение Осириса). Ты не разлагаешься, ты не становишься
червями, ты не слабеешь, ты не начинаешь разлагаться, ты не гниешь, и ты не
превращаешься в червей». Можно предположить, что некогда на египтян произвело сильное
впечатление посмертное разложение человеческого тела, которое воспринималось
как превращение человека в скопище червей. Чтобы воспрепятствовать этому, люди
попытались избавиться от тела, расчленив и спалив его в огне. Но затем какой-то
искусник изобрел метод бальзамирования (не исключено, что этого человека звали
Осирисом). И в дальнейшем, производя эту процедуру, специалисты призывали себе
на помощь дух Осириса, его умение. Такая версия подтверждается отрывком из
Книги Мертвых («Глава о том, как не допустить отсечения головы человека в
подземном мире»): «Я — Великий, сын Великого. Я — Огонь, сын Огня, кому дана
была его голова после ее отсечения. Голова Осириса не была отнята от него; да
не будет голова умершего отнята от него. Я восстановил себя, я сделал себя
цельным и полным, я возродил свою молодость. Я — Осирис, владыка вечности».
Более четырех тысячелетий
в Египте сохранялся не только культ Осириса, но и метод мумификации тел в
подражание Осирису. Так проявлялась борьба человека со смертью и тлением и
надежда на жизнь после жизни. По мнению У. Баджа, «главной причиной того, что
культ Осириса продолжал существовать в Египте вопреки всему, было, вероятно,
то, что он обещал своим последователям воскресение и вечную жизнь. Даже после
принятия египтянами христианства они продолжали мумифицировать умерших и на
протяжении долгого времени совмещали атрибуты своего Бога и «богов» с
атрибутами Бога Всемогущего и Христа. По собственной воле они никогда бы не
отступили от веры в то, что тело должно быть мумифицировано, хотя умершему и
гарантирована вечная жизнь.
Для христиан забота о
тленном теле отступает на второй план и сохраняется лишь как память о
сравнительно недолгом пребывании в этом материальном мире. Несравненно важней —
забота о состоянии души, ибо на Страшном Суде спросится именно это. Господство
духовного над материальным обеспечило популярность и расцвет христианской
цивилизации. То же относится и к исламу. Так что усиленные заботы о сохранении
мертвых тел стали выглядеть нелепым архаизмом, предрассудком.
«Причины мумификации
постепенно забылись, — писал У. Бадж, — искусство умерло, погребальные обряды,
сократились, молитвы стали мертвой буквой, и обычай изготовления мумий вышел из
употребления. Вместе с искусством мумифицирования умерли культ и вера в
Осириса, который из бога мертвых стал мертвым богом. Для христиан Египта его
место занял Христос. В Осирисе египетские христиане нашли прототип Христа; в
изображениях и статуях Исиды, кормящей своего сына Хора, они распознавали
прототип Девы Марии и ее Младенца. Нигде в мире христианство не нашло людей,
чье сознание было столь хорошо подготовлено к восприятию его учения, как в
Египте».