Громовержец,
повелитель грома и молнии, небесный бог, власть которого простирается и на
землю — таков Перун.
Византийский
историк VI века Прокопий Кессарийский писал, имея в виду славянский пантеон:
«Считают, что один из богов — создатель молнии — ...есть единый владыка всего,
и ему приносят в жертву быков и всяких животных». Ссылаясь на это
свидетельство, Е. Е. Левкиевская сделала вывод, что «культы отдельных, не
связанных между собой богов к этому времени начали складываться в
общеславянскую религиозную систему, центром ее становится Перун».
Правда,
не исключено, что Прокопий знал лишь об одном славянском племени или
о немногих, да к тому же хотел показать, что даже у язычников существует нечто
подобное единобожию, поставив на роль «единого владыки всего» небесное божество
в соответствии с христианским каноном. Самое главное, что у византийского
автора были определенные основания выделить, скажем так, одного из великих
богов древних славян.
Если
Род был божеством родным, близким, связывающим воедино разные поколения и
народ, а также окружающую природную среду, то Перун пребывал высоко в небесах.
Оттуда он то благосклонно смотрел на дела людей, то в гневе громогласно гремел
и грозил молниями. Хотя порой
считалось,
что удар молнии — не божья кара, а божья благодать, дарованная избранным.
Считалось,
что Перун мечет на землю громовые стрелы. Действительно, в земле или в речных
наносах встречались гладкие заостренные на одном конце камни, подобные
наконечникам стрел. Объяснить их происхождение удалось много позже, когда
оформились геологические науки. Оказалось, что большинство «громовых стрел»
Перуна — это окаменевшие ростры беспозвоночных животных белемнитов, обитавших в
давно исчезнувших морях.
Принято
считать, что Перун был богом воинственных князей знати, дружинников. Но скорее
всего он стал таковым со временем, по мере того, как крепла княжеская власть и
все определеннее отдалялась от народа. На такую мысль наводит одно немаловажное
обстоятельство: мы не знаем мифов о военных подвигах, сражениях и победах (или
поражениях) Перуна. Он остается фигурой статичной, символической и более
приближенной к природным стихиям, чем к социальным проблемам.
Вспомним
скандинавского Тора или Одина, Зевса и тому подобных богов других народов. Они
ведут себя действительно как цари или князья, могучие воины, активно участвуют
в жизни богов и людей. О Перуне этого сказать нельзя. Будь он долгое время
богом-покровителем дружинников и их предводителей, о нем наверняка было бы
сложено немало мифов, отражающих образ не только грозного, но и воинственного
победоносного божества.
Правда,
известны легенды, в которых Перун проявляет активность, но опять-таки как
олицетворение природной стихии: Он повергает сатану, бьет чертей, более
напоминая Илью-про-379
рока,
которого стали с ним отождествлять, соединяя традиционное язычество с
нововведенным христианством.
Из
летописей известно, что идолы Перуна устанавливали князья, но это не исключает
того, что их ставили и поклонялись им, например, земледельцы. Даже вполне
логично предположить, что крестьяне должны были поклоняться верховному
небесному божеству, насылающему дожди и грозы, от которого зависит урожай.
Но
об этом летописи умалчивают, потому что их авторы повествовали прежде всего о
делах княжеских и военных. Согласно Лаврентьеве кой летописи, в 907 году
русские, договариваясь с византийцами, «клялись оружием своим и Перуном богом
своим». Из этого с одинаковым основанием можно заключить, что Перун был либо
верховным божеством всех русских, либо только покровителем дружинников и
князей. Первая версия, пожалуй, более вероятна.
В
Новгороде незадолго до крещения Руси дядя князя Владимира Киевского Добрыня
установил в специальном святилище идол Перуна. Однако вскоре по повелению
Владимира идолы в Киеве, Новгороде и в других местах были низвергнуты. Активное
участие в этом принимали дружинники. Говорят, когда идол Перуна плыл по
Волхову, кто-то сказал: «Досыта ел и пил, а ныне плыви прочь!» Стало быть,
жертвы Перуну приносили разные люди; был он почитаемым богом в народе, а не
только у знати. Ведь и Владимир Красное Солнышко, и Добрыня стали легендарными
героями, об их деяниях слагались песни, а вот Перуну на этот счет не повезло. В
народной памяти он не был воителем, оставаясь прежде всего воплощением
природной стихии. Почему? Потому что мифология, помимо всего прочего, отражает
важные черты национального характера данного народа.