Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло,
какими были первые боги — все это остается тайной. Вряд ли ее когда-либо
удастся раскрыть. Мнений на этот счет высказано немало, но ни одно из них мы не
можем считать бесспорным, надежно обоснованным.
Факты, добытые археологами, историками,
исследователями древнейшего искусства и этнографами, позволяют сделать
некоторые обобщения, касающиеся образа жизни, занятий, быта, а отчасти знаний и
верований людей, которых мы считаем первобытными. Это были охотники, рыболовы,
собиратели — представители так называемого кроманьонского человека (к этому
виду или подвиду относимся и мы). Они распространились на земном шаре около 40
тысячелетий назад, со временем освоили все обитаемые материки. Судя по
сохранившимся с тех пор орудиям труда, произведениям искусства, интеллектуально
и психически эти люди существенно не отличались от нас, а в чем-то, пожалуй,
превосходили. Прежде кроманьонцев на Земле господствовал другой вид (подвид)
человека разумного — неандертальцы. Однако их духовный мир для нас во многом
остается неясным: слишком скудны факты, допускающие разные толкования.
Неандертальцы жили разрозненными группами. Есть сведения, что они хоронили
умерших, а значит, чтили умерших, осыпали могилы цветами. У них имелись
какие-то примитивные формы натуралистического, предметного искусства (подобие
современным разновидностям поп-арта, изготовления муляжей). Нет веских
оснований считать, что они выработали представления о высших существах.
Первые свидетельства такого рода появляются в эпоху
кроманьонцев: наскальные рисунки, гравюры на кости, фигурки из камня, кости,
дерева. Это — изображения фантастических существ или стилизованные женские
фигурки. Большинство исследователей склоняется к мнению, что эти произведения
архаичного искусства отражают представления людей об окружающем мире и своем
месте в нем. Если бы все ограничивалось только подобными «немыми» артефактами,
то смысл их оставался бы неясен. Однако по материалам изучения племен
первобытной культуры известно, что у них существовали представления о великих
богах, а чаще — обожествленных предках, животных (реже — растениях, камнях), о
неких человеко-богах или бого-зверо-людях. Характерная черта искусства
кроманьонских охотников: великолепные реалистические изображения крупных
млекопитающих, которые служили объектом охоты. А вот люди почти всегда показаны
схематично или искаженно. Почему? Вряд ли дело только в узкой специализации
художников. Что мешало им рисовать портреты, хотя бы в профиль, верно
отражающие оригинал?
Наиболее правдоподобный ответ: мешала вера в
магическую силу изображения тех или иных объектов. Подобное суеверие характерно
для многих племен архаичной культуры, с которыми сталкивались европейцы.
Курьезный случай, подтверждающий это, произошел с Н.Н. Миклухо-Маклаем. Его
слуга, туземец, веривший в магическую силу фотоаппарата, позволяющего получать
копии людей, категорически запретил себя фотографировать. Миклухо-Маклай обещал
учесть это желание. Однажды, когда слуга спал, ученый решил сделать его
фотопортрет, но в последний момент отказался от своего намерения.
Он поступил честно. А делая снимок, рисковал жизнью
человека. Ведь туземец мог проснуться во время съемки, ужаснуться и решить, что
белый человек обрел власть над его душой. Образ человека, как считали
представители архаичной культуры, обладает мистической сопричастностью с живым
человеком (или животным). Такое суеверие могло бы довести туземца до тяжелой
болезни, депрессии, а то и могилы (подобные случаи бывали). Действенность магии
определяется степенью веры в нее.
Но если конкретных реальных людей древние охотники
избегали изображать, то этот запрет распространялся на животных, а также,
по-видимому, и на фантастические существа или условно-символические образы
мужчин и женщин. Из них определенно выделяются два: человеко-звери и женщины с
пышными формами.
Имя этого божества нам неизвестно. Точнее сказать — у
него сотни, тысячи имен. Такие боги, обожествленные предки или животные, с
незапамятных времен были у различных охотничьих племен в разных частях земного
шара. Конечно, ни о каком едином великом боге не может быть речи. Каждое племя
или род вырабатывали представление о своем более или менее индивидуальном
божестве или духе. Вера в них характерна для коренных народов во всех частях
света. Но во всех случаях было нечто общее, позволяющее говорить о великом боге
охоте как выразителе чувств, мыслей, верований, обычаев охотников разных времен
и народов. За основу мы возьмем древнейшее изображение фантастического
существа, определенно имеющего отношение если не к охотничьей магии, то во
всяком случае к духовному миру первобытных охотников.
Во Франции есть знаменитая пещера Ле-Труа-Фрер (Три
Брата — названная в честь открывших ее трех сыновей графа Бешуана). В ней
сохранились загадочные изображения «зверолюдей» и химерических животных. Из них
выделяется один образ, получивший названия «Колдун», «Шаман», «Владыка
зверей».
В нем соединены черты человека и нескольких животных.
У него рога и уши оленя, совиные глаза и клюв, медвежьи передние лапы,
лошадиный хвост и человеческие ноги, а также орган, отличающий мужчину, хотя и
находящийся не совсем на своем месте.
Нет никакого сомнения, что талантливый первобытный
художник со знанием дела отразил характерные особенности человека и животных,
стремясь выразить определенную идею. Странное соединение черт, не встречающееся
в природе, безусловно рождено силой воображения и какими-то мыслями и эмоциями.
Очень показательно уже то, что перед нами образ
«комплексный» и не имеющий аналогов в природе. Его создатель выразил нечто свое
собственное как свободный (отчасти, конечно) творец, находящийся в некотором
роде вне или даже над природой. Он словно пожелал показать, что человеку
свойственны черты самых разных обитателей Земли.
«Все это вместе, — по словам американского ученого и
писателя Тома Придо, — создает существо, источающее жизненную энергию,
волшебный сплав звериных и человеческих сил».
Такого ли воздействия на зрителей добивался художник?
Или он просто шутил, подтрунивая над каким-то охотником? Или изобразил монстра,
чтобы запугать соплеменников? Или это — детская страшилка из сказки? Или —
наркотическое видение, возникшее во время шаманских камланий? Такие
предположения имеют право на существование, но выглядят надуманными. Они не
учитывают главное: данный художественный образ уникален по выразительности,
мастерству, смысловой глубине, фантастичности. Он должен воплощать какую-то
значительную, великую идею.
Есть в той же пещере еще одно изображение подобного
типа — так называемая «сцена с колдуном»: бегущий и, похоже, раненый олень,
молодой бизон (впрочем, похожий и на крупного козла), а за ними — бизон с
рогами и хвостом, но стоящий на человеческих ногах. Смысл этой композиции
неясен. Предположение, что показан колдун в маске или охотник, замаскированный
под зверя, вряд ли убедительно: слишком уж велик бизон, чтобы человек смог
надеть на себя часть его шкуры с головой, да еще и притвориться бизоном. То,
что можно показать на рисунке, не всегда осуществимо в реальности. Сказки о
превращениях людей в животных, и наоборот, очень распространены едва ли не у
всех народов Земли. Каждый из нас слышал и читал их в детстве. Животные в
сказках наделяются человеческими чертами. В мифах древних народов нередко
присутствуют звероподобные люди или человекоподобные звери. Поэтому не
исключено, или даже вполне вероятно, что в пещере Трех Братьев запечатлен
персонаж древней волшебной сказки. Надо только иметь в виду, что понятие
волшебной сказки появилось и укоренилось сравнительно недавно. В древности люди
относились к волшебству с доверием. Они еще не знали четких пределов законов
природы, а сновидения толковали как перемещения души в другие миры. Нередко то,
что мы склонны считать волшебной сказкой, некогда было мифом — преданием,
выражавшим жизненный опыт племени, его отношение к миру.
Итак, есть основания считать фантастические образы
пещеры Трех Братьев мифологическими персонажами, которых обожествляли охотники.
Эти персонажи показывают замечательные качества и возможности великого
охотника, способного справиться с любым зверем.
Как художественное и философское обобщение такой образ
был вполне оправдан и правдив. Охотники каменного века действительно
справлялись с любыми животными-гигантами: мамонтом, шерстистым носорогом, диким
быком, огромным пещерным медведем, львом. Конечно, в большинстве случаев охота
была коллективной. В мифах присутствовали образы обобщенные, героические,
обожествленные.
В мифах легендарный предок умел превращаться в зверей,
птиц и других животных, приобретая их качества. В то же время он оставался
человеком. Так считали охотники-туземцы Африки, Сибири, Юго-Восточной Азии,
Австралии, Южной Америки. Отличия были непринципиальны. Если в Сибири
преобладали легенды о человеке-олене, то в Австралии почитались люди-кенгуру, а
в Африке — люди-леопарды.
Английские исследователи Б. Спенсер и Ф. Гиллен
отмечали, что тотемические первопредки австралийцев мыслятся одновременно и
людьми и животными (реже — растениями). В мифах этих племен, записанных
немецким этнографом К. Штреловым, предполагается тождество между животными и
человеком, так что можно с одинаковым основанием говорить о кенгуру-человеке и
человеке-кенгуру.
Советский этнограф В. Р. Арсеньев изучал быт и нравы
африканских охотников
на крупных животных. Этих охотников соплеменники
считают магами,
колдунами («симбон»). Ученый привел слова песни
охотничьего племени
бамбара (республика Мали):
Человек должен бояться охотника.
Охотник — это ведун,
Он знает деревья, он знает воду,
Он знает зверей, он знает лес...
...Многие носят штаны, но не все они — мужчины.
Много обладателей штанов, но мало мужчин.
Много людей, но мужчины — только охотники.
Охотник олицетворяет единство человека с природой, с
животными. Он не только господствует над своей добычей, но и зависит от нее.
«Симбон в глазах его окружения, простых земледельцев, — пишет Арсеньев, — это
получеловек-полусверхъестественное существо (аккумулятор, генератор и
распорядитель магических сил природы), получеловек-полузверь». Эта
характеристика удивительным образом соответствует сути изображения,
оставленного древнейшими охотниками в европейской пещере. И то же можно сказать
о вере в мистическую суть охоты, представителей различных племен Сибири или
Австралии.
Можно согласиться с мнением Арсеньева: «У истоков
религиозного сознания превалировало такое представление о мире, когда звери
были равны богам, боги — людям, а люди — зверям. Человек в этот период сознавал
себя равным с другими компонентами в системе Природы, и на путях ее познания и
преобразования он сам создавал богов. При этом он уподоблял свою собственную
природу представлению о природе вне себя». Конечно, убеждение в своей
сопричастности, своем единстве с окружающей природой определяет веру в
одухотворенность окружающей природы и позволяет человеку жить в согласии с ней.
Но это лишь первый шаг. Мысль человека идет дальше. Он
понимает и свое отличие от других созданий природы, свои необычайные
возможности. В его сознании возникает образ великого охотника (обычно он
ассоциируется с образом мистического предка). И если у одного племени им мог
быть человек-бизон, у другого — человек-мамонт (есть и такое наскальное
изображение), у третьего — человек-олень или человек-медведь, то у какого-то
гениального мыслителя каменного века возникла мысль о слиянии подобных частных
образов в единый обобщенный образ Великого Охотника.
Это уже сверхчеловек и сверхзверь, а значит, великое божество охоты. ...До сих
пор у целого ряда народов, главным образом африканских, сохраняется вера в
местных богов или духов. Упоминать о таких божествах, считая их великими, нет
никаких оснований. Тем более что пришлось бы говорить более о суевериях, чем о
вере.
Образ Великого Охотника — нечто совсем другое. Он был
порожден не только фантазией, но и выразил отношение человека-охотника к
окружающему миру и своему месту в нем. Это — одна из тех общих идей, которая
позволяет говорить о духовном единстве человечества.
Итак, едва ли не первым великим божеством у людей,
занимавшихся преимущественно охотой, с древнейших времен было существо,
воплощающее в себе человеческие и звериные качества. Оно символизировало
единство человека с природой, а также — отчасти — господствующее положение
охотника в мире животных, обладание им особой мистической силы. Можно сказать,
что в этом случае человек, ясно того не сознавая, поклонялся всему человечеству
и всей окружающей природе, в которой он существовал и единство с которой
ощущал.