Она — богиня знаний, учения, красноречия и супруга
бога-творца Брахмы. И хотя женским божествам в индийской мифологии уделено
скромное место, ее почитают в Индии по сей день. О ее древности свидетельствует
имя, которое переводится — «связанная с водой», «изящная».
Слово «сарае» означает «жидкость» и «текучесть»; оно
относится ко всему, что течет — в прямом и аллегорическом смысле: к
воде, мысли, речи. Не случайно в ведении Сарасвати
находятся красноречие, искусства и науки. Ее даже считают создательницей
санскрита, научившей людей письму, стихосложению, музыке. Она подарила Ганеше,
сыну Шивы и богу мудрости, перо для письма и цветные чернила.
Впрочем, столь определенный и возвышенный образ богини
сложился не сразу. Сначала она была связана с великой рекой. Если учесть, что в
Западной Индии, куда пришли арийские племена, лишь одна крупная река берет
начало с высочайших гор (Гималаев), впадая в Индийский океан (точней, в
Аравийское море), то естественно Сарасвати отождествить с Индом. Ее супругом в
Ведах назван Сарасват, который сравнивается с оплодотворяющим дождем, или
Индра, которого она исцеляет. Судя по всему, такие представления имеют древнее
происхождение, относятся к доисторическим, т. е. дописьменным, временам. Не
исключено, что тогда женщины играли значительную роль в обществе, смягчая
суровые нравы ариев, приобщая их к искусству пения и танца, начертания
«магических знаков» (букв, слов). Как супруга Брахмы она именуется Брахми, а ее
космическая роль — устанавливать гармонию, осуществлять красоту в мире, который
после завершения очередного космогонического периода творит Брахма. Сарасвати
изображают и с двумя, и с четырьмя руками. В последнем случае она в одной руке
держит книгу- это означает, что любое прекрасное стихотворение или подлинное
открытие, приближающее людей к истине, было известно ей изначально и она
ниспослала вдохновение творцу-человеку (так же, как вдохновляет она
творца-Брахму). В другой ее руке — венок из роз, символ красоты. В третьей — четки
— знак благочестия и напоминание о вечном круговороте всех творений. Наконец,
она может держать крюк, которым погоняют слонов, ибо она своими знаниями и
искусством участвует в управлении миром. Как мы отметили раньше, образы двух
богинь — Лакшми и Сарасвати — во многом подобны, и в некоторых мифах они
замещают одна другую. А сходство
их образов проще всего объяснить тем, что они призваны
показать все лучшее, связанное в мире людей с женщиной.