Божество, входившее в систему государственной религии Киевской Руси.
Его идол был установлен на капище князем Владимиром в 980 году, наряду с
идолами Перуна, Стрибога, Велеса и др.
Существуют различные взгляды на происхождение этого божества.
Наиболее убедительны те, согласно которым это божество было заимствовано
из верований ираноязычных племен, соседствовавших с восточными славянами.
Некоторые ученые предполагают, что народы Киевской Руси заимствовали его
у скифов. Семаргл воодушевлял воинов в бою. Ряд исследователей считает,
что Семаргл был божеством — покровителем растительности и плодородия,
охранителем семян, ростков и корней растений. Считалось, что он
выступает и как посредник между людьми и богами. Семаргл имел вид
«крылатого пса»,
изображение которого археологи часто находят на древнерусских украшениях
(браслетах, подвесках).
Семаргл (Симаргл)
- Огнебог. в восточнославянской мифологии божество, входившее в число
семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона, идолы которых были
установлены в Киеве при князе Владимире (980). Имя Семаргл восходит,
по-видимому, к древнему *Sedmor(o)-golvъ, «Семиглав» (ср. характерную
для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита).
Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и
образ Семаргла - иранское заимствование, восходит к мифической птице
Сэнмурв. Д. Ворт связывает Семаргла с птицей Дав. (Его функции до сих
пор до конца не выяснены) Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений,
дома и очага, хранит семена и посевы. Мог оборачиваться священным
крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего его имя было
настолько свято (еще бы, ведь этот Бог обитал не где-нибудь на седьмом
небе а непосредственно среди людей!), что его старались пореже
произносить вслух, заменяя иносказаниями.
С Огнем славяне - язычники связывали возникновение людей. По
некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек,
между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Семарг не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным
мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь
на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего
равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев у
Семаргла и Купальницы рождаются дети Кострома и Купала.
Характерно, что в некоторых текстах «Куликова цикла» имя Семаргла
искажено в Раклий, и это божество рассматривается как языческое,
татарское.
|