Едва ли не во всех религиях мира светлому и доброму
началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится
Сету (Сетху, Сутеху). Правда, существуют еще космические мрачные силы, например
змей Апоп. Но они могут отождествляться со стихиями, тогда как Сет наделен
человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью,
завистливостью, и предстает чаще всего в человеческом обличье.
Хотя и в этом случае не обошлось без серьезных
противоречий и логических несуразностей и Сету порой придавались положительные
черты, чаще всего он выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса,
вредоносный бог пустыни, враждебных «чужих стран».
По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте
богов: он был третьим ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. Четвертый
ребенок — Нефтида — по некоторым мифам, была его женой. По праву своего
рождения Сет мог претендовать на царскую власть, но только после смерти
старшего брата. Жажда власти подвигла Сета на преступление — убийство Осириса.
По одной из версий, жена Сета изменила ему с Осирисом и родила Анубиса (бога бальзамирования
и покровителя умерших). В таком случае можно предполагать и мотив ревности Сета
к Осирису. Для такого предположения есть основания. В одной из наиболее
замечательных легенд Древнего Египта — «О двух братьях» действие
разворачивается и на земле, среди людей, и в мире богов. Главные герои имеют
имена богов: Анупу (Анубис) и Бата — пастух, в последствии принимающий облик
быка (хотя поначалу его уподобляют быку по силе и выносливости). Коварная жена
Анупу после неудачной попытки соблазнить Бату клевещет на него, и старший брат
в порыве ревности едва не убивает младшего брата...
Эту историю мы привели еще и потому, что на ее примере
хорошо видно, как видоизменяются мифы и легенды, какими непростыми связями они
могут переплетаться между собой. Тем более что существуют «типовые», так
называемые бродячие сюжеты, переходящие из века в век, из страны в страну. Один
из них и связан с той борьбой за трон, которая образует центральное ядро
истории Сета и Осириса.
Ничего не подозревавшего Осириса Сет поймал в западню
(заманил в расписной ящик). Юного сына Исиды Гора Сет попытался отравить,
обернувшись змеей. Однако ребенок вырос и бросил вызов убийце отца, занимавшего
египетский трон не по праву. В яростной схватке Сет сумел вырвать у Гора Око.
Тут опять требуются отступление и пояснение. В данном
случае Око написано с заглавной буквы, потому что оно не просто глаз природный,
но и волшебный, божественный. Нередко Оком Ра называли Солнце (а вторым Оком —
Луну). Однако мистическое значение Ока Гора помогает понять амулет с таким
названием. Его носили живые (но клали и мертвецам). Таким образом человек
приобретал благосклонность небес и прежде всего божественного Солнца, дарующего
силу, бодрость, здоровье, безопасность.
По мнению Р. Антеса, Око было тождественно змею Урею,
изображение которого прикреплялось к лицевой части короны царя или на лбу к
головному платку. Этот символ царской власти был магическим талисманом,
охраняющим фараона и обеспечивающим спокойствие и порядок в подвластных ему
землях. В таком случае тот период, во время которого Оком Гора завладел Сет,
следует толковать как время хаоса и смуты в стране («смутное время»). С другой
стороны, возвышение Сета можно интерпретировать и как аллегорию победоносного
вторжения чужеземцев со стороны пустынь, обрамлявших плодородную долину Нила.
Однако в любом случае не приходится полностью
полагаться на рациональное, предельно логичное объяснение мифологических
событий. Они могли подразумевать не только земные, но и небесные явления. В
некоторых случаях Оком Гора называлась Луна, а ее исчезновение с небосклона
означало, что это Око похищено Сетом... А впрочем, слишком часто отдельные мифы
о тех или иных богах (героях) не связаны между собой единством сюжета и
действующих лиц, их помыслов и характеров. Это — не фрагменты некоего
грандиозного произведения, а отдельные повествования, в которых
проявляется авторская индивидуальность и отражаются —
порой в причудливой поэтической или фантастической форме — текущие события тех
далеких веков. Нередко исследователь, по правилам научного анализа, вводит
порядок, стройность и законченность в разрозненные мифы, которые в совокупности
не обладают такими качествами.
Тем не менее в тех случаях, когда речь идет о
завершенном произведении, их анализ дает интересные результаты. Сошлемся на Р.
Антеса. Он полагал, что многие мифы и легенды относились к разряду
развлекательных сочинений. «Наиболее изощренный и пространный образец такого
рода литературы, — писал он, — история борьбы Гора и Сета за право царствования
в Египте. Она значительно расширяет наши знания мифологических деталей,
поскольку обстоятельно излагает эпизоды, на которые в других источниках мы
встречаем только намеки. Более того, она проливает свет на вопрос о том, как
возникли мифологические повествования. Все действующие лица этой истории —
божественные существа, как этого и следует ожидать в египетском тексте, но все
они совершенно подобны людям, включая волшебницу Исиду.
Центром повествования является судебный процесс между
неуклюжим, мужиковатым парнем Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и
умным ребенком Гором, которому помогает его изобретательная мать. Судебный
процесс ведется, разумеется, из-за наследия Осириса — царской власти, которую
Гор и Исида требуют по закону, а Сет — по праву сильного... Рассказ начинается с
решения суда, и оно же в конце концов счастливо завершает историю спора
коронацией Гора в качестве царя Египта. Характерная черта концовки — появление
Сета, примирившегося со своей судьбой... Поскольку решение окончательное, он
охотно ему подчиняется, и его назначают к Ра... чтобы Сет пребывал при нем,
подобно сыну, грозным бойцом в солнечной ладье». Показательно, что судебный
процесс описывается как долгая тяжба, в которую вовлекаются многие боги.
Поэтому Антее назвал этот рассказ пародией на медлительные судебные процессы и
волокиту. Один из мелких божков (из числа судей) оскорбляет Ра, и тот ложится в
своем шатре и дуется, капризничает, пока приход дочери Хатхор (Хатор),
представшей перед ним нагой, не заставил его рассмеяться. Подобные события
затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет Сета, и он отказывается
присутствовать на суде, пока там находится Исида. Разбирательство переносится
на остров, куда запрещено перевозить женщин, но Исида хитростью преодолевает
запрет. Решено было завершить спор поединком, для чего Сет и Гор превращаются в
гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета, но тотчас раскаивается, жалея брата,
и вылечивает его. За это Гор обезглавливает мать. Сет его одолевает и вырывает
Око. Исида на этот раз помогает сыну (словно он и не отрубал ей голову).
Следующее соревнование — на ладьях — с помощью Исиды выигрывает Гор. Но
окончательное решение зависит, как выясняется, не от всех этих испытаний, а от
мнения Осириса, который свидетельствует в пользу своего сына Гора.
По мнению этнографа С. А. Токарева: «В этом мифе
отражается не только известное явление природы — борьба злых сил пустыни с
плодородием долины, — но и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его
наследие у брата (семейное начало против родового)». Как видим, эти версии не
столько отрицают, сколько дополняют то объяснение, которое было предложено
Антесом. Ведь даже если данный миф — преимущественно литературное, а отчасти
сатирическое произведение, в нем могли проявляться самые разные
темы. Одна из них, наиболее древняя, связана с
разделением Египта на Верхнее и Нижнее царства.
Фараоны второй династии именовались «Гор и Сет» или
«Два сокола». Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта (где
преобладают пустыни), а Гор — Нижнего. В период Древнего царства Сет вовсе не
был воплощением зла и коварства. Его наделяли доблестью и силой, ибо ему
приписывалось спасение Ра от чудовищного змея Апопа: находясь на солнечной
ладье, Сет поражал гарпуном этого врага.
Главными священными животными Сета считались осел и
свинья («отвращение для богов»), а также антилопа, жираф.
При нашествии гиксосов Сет приобрел черты
отрицательного персонажа, чуждого нильской долине. Его имя было связано с
титулами фараонов XIX династии и означало «могучий». Постепенно Сет приобретал
все более отчетливые черты злого и коварного бога. Дошло до того, что теперь
его порой отождествляли с Апопом!
Подобные «перевертыши» достаточно характерны для
духовной культуры. Считается, что и те животные, которые первоначально
почитались как священные (отголоски тотемических верований) и мясо которых по
этой причине запрещалось к употреблению, впоследствии превращались в «грязных»,
«нечистых», не угодных богам (возможно, в борьбе с архаичными религиозными пережитками).
Как видим, первоначально боги представлялись подобными
людям, им были присущи противоречивые черты, что естественно для живых
персонажей, а не символов. Со временем, однако, происходило отдаление образов
богов от людей (а также, добавим, и природных стихий). Теперь боги стали жить
своей особенной жизнью, а противоречивые предания о них потребовали
определенной упорядоченности. В результате образ Сета, в частности, превратился
в олицетворение зла, приближаясь к образу библейского Сатаны. В этом смысле
сознание людей могло отражать процесс постоянно растущего опустынивания
территорий, прилегающих к долине Нила. Это продолжалось около десяти
тысячелетий в связи с деятельностью человека (прежде всего — выжиганием и
вырубанием растительности). Творя пустыни, человек одновременно творил и образ
злого и жестокого божества, которое воплощало не столько природные, сколько
человеческие черты.