Так именовался бог огня,
огненной стихии. Поклоняясь земному воплощению огня, называли его Сварожичем;
ему молились, приносили жертвы. В Ипатьевской летописи (начало XII в.) сказано:
«...Сего ради прозваша и бог Сварог... и по семь царствова сын его именем
Солнце, его же наричают Дажьбог... Солнце цар сын Сварогов...» Принято
считать, что Сварог олицетворяет дух огня вообще, тогда как небесное воплощение
огня представляется в образе Дажьбога. Но и тут не все так просто. Можно
вспомнить, что в индийской мифологии Сварга — это
светлый рай небесный (или
просто небо). Так что в этой связи отцом Солнца могли считать светлый небосвод
— Сваргу — и его мифического хранителя Сварожича.
В древнерусских текстах
встречается сопоставление Сварога с греческим богом-кузнецом Гефестом. Но по
обоснованному мнению Б.А. Рыбакова: «Сварог — несомненно небесное божество и
более всеобъемлющее, чем греческий Гефест...» В другом месте он уточняет:
«Огонь связывает кузнецов со Сварогом, но сам Сварог не кузнец; при нем только
упали небесные клещи, необходимые кузнецам. Сварог скорее божественный
культурный герой, открывший людям железо и учредивший семейные порядки». Как
считает этот ученый, можно установить мифологическую периодизацию истории
славян, где после первобытной эпохи наступает «эра Сварога», когда началась
обработка металла и была установлена моногамная семья. Последующая «эра
Дажьбога», согласно этой гипотезе, знаменовала установление государственности,
царской власти.
Все это, безусловно, не
только интересно, но и правдоподобно. К сожалению, слишком мало фактического
материала, чтобы принять такую версию безоговорочно.
В связи с почитанием
славянами небесных стихий, следует упомянуть еще одно божество — Стрибога. О
нем известно совсем немного. Идол его был установлен в Киеве князем Владимиром,
но это еще не означает, будто этот бог был общеславянским или почитался всеми
русскими. Некоторые авторы считают его одним из главных славянских богов, хотя
в подтверждение этого не приводится убедительных свидетельств. Известно, что в
«Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, а несут они дары
необычные: стрелы, а веют со стороны моря
В некоторых древнерусских
текстах Стрибог упоминается совместно с Дажьбогом, что позволяет считать его
тоже подателем благ, богатств. Но при чем тогда тут стрелоносные ветры? И
почему эти ветры — внуки Стрибога, а не дети? А если у него был сын — отец
ветров, то почему о нем нигде ничего не сказано?..
Остается только разделить
мнение Б. А. Рыбакова: «Стрибог остается в значительной мере неразъясненным».
именно его изображали в
древности как крылатого пса — охранителя посевов от диких животных, да и от
домашнего скота тоже.
Предполагается, что как
покровитель растительности и плодородия Симаргл был заимствован восточными
славянам у скифов-пахарей (так их называл Геродот), если только они сами не
были представителями этих земледельческих племен.
Впрочем, и в этом случае
окончательного решения проблема бога Симаргла не имеет, как это приходится
говорить по поводу большинства языческих богов восточных славян.