От большинства богов он отличается тем, что наименее
противоречив. Он — бог мудрости, счета и письма, магии и чародейства, а также в
некоторых воплощениях — бог Луны, «серебряного Атона».
Тота называли «писцом богов», «властелином
письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином
божественных слов» или «слов власти». Вера в силу слова, как мы знаем, у
египтян была чрезвычайно велика. В одном из текстов повествуется в книге,
написанной самим Тотом и содержащей две словесные формулы. «Первая зачарует
(заколдует) небеса, землю, подземный мир, море и горы; с ее помощью ты увидишь
всех птиц, гадов, рыб, ибо власть ее заставит рыб подняться на поверхность.
Вторая даст возможность человеку и в могиле обрести тот облик, который он имел
на земле» (воскресит умершего). Как видим, надежда на всемогущие формулы была
характерна еще в очень давние времена, и в нашу эпоху она возродилась как вера
во всемогущество научных формул. Правда, древние придавали огромное значение
именно божественному Слову, тогда как теперь слово обесценивается с каждым
десятилетием.
«Так как он был властелином книг и владыкой речи, —
писал У. Бадж, — считалось, что он владеет всеми знаниями — человеческими и
божественными. При сотворении мира именно он был тем, кто выразил в словах волю
невидимой и неведомой созидающей Силы и произнес эти слова так, что возник
мир». ,
Являясь олицетворением знания, он сумел защитить
Осириса и Гора, поведав Исиде «слова власти», магические заклинания, благодаря
которым она смогла воскресить Осириса и обеспечить победу Гора над Сетом.
Кстати, важно было не только знать «слова власти», но и произносить их без
запинки, определенным образом. И всему этому Тот обучил Исиду. В Книге Мертвых
Тот, обращаясь к Осирису, произносит: «Я — Тот, любимец Ра, властелин силы,
доводящий до благополучного завершения то, что он делает, могущественный
обладатель «слов власти», пребывающий в ладье Миллионов Лет, властелин законов,
покоритель двух земель...» Нередко его называли «владыкой бедуинов», «владыкой
чужеземных стран». Почему? Об этом остается только догадываться. Возможно,
какие-то важные знания жители долины Нила почерпнули у обитателей окрестных
земель еще в те времена, когда на месте Сахары преобладали саванны, то есть
более пяти тысячелетий назад.
Священными животными Тота были павиан и ибис. На
изображениях Тот нередко держал пальмовую ветвь — символ его власти над
временем. Считалось, что он выделил годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил
отмечать дни рождения и смерти, а также вести летописи. Очень важное место
отводилось Тоту в погребальном культе. В Книге Мертвых сказано, что умерший
попадает туда, где есть только «глубь неизмеримая, что темнее самой темной
ночи, и люди блуждают в ней без помощи». Умерший обращается к богу Тоту с
просьбой: «Пусть положение духа будет дано мне вместо воды, воздуха,
удовлетворения страстных любовных желаний и да будет мне спокойствие сердца
вместо лепешек и пива». Показательно, что египтяне так высоко ценили именно
«спокойствие сердца», а не те материальные блага, на которые стали так падки
представители современной технической цивилизации.
Умерший, после череды испытаний и магических слов,
предстает перед Тотом и просит заступиться за его новопреставленную душу перед
богом. «Каким пребываешь ты здесь?» — спрашивает Тот. «Я очистился от зла,
защищен от гибельных дел тех, кто живет в днях своих. Я не принадлежу к ним», —
отвечает умерший.
Астрономические наблюдения, чтение и письмо,
арифметические вычисления, знание календарных дат — все эти премудрости
египетские жрецы держали в тайне от непосвященных. Заклинания были для них
порой способом воздействия на сознание (и подсознание) людей. Но не менее часто
ритуалы и заклинания служили прикрытием для использования положительных знаний:
медицинских, астрономических, естественнонаучных. Тот почитался как покровитель
не только жрецов и магов, но и представителей всех интеллектуальных профессий.
В период упадка египетской культуры на первый план вышли оккультные «знания»,
связанные с магическими заклинаниями, астрологией и алхимией. В античное время
функции Тота унаследовал греческий бог Гермес. А в мистическом плане соединение
Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника Трисмегиста («трижды
величайшего»), имя которого было особенно популярно у средневековых
чернокнижников, алхимиков, астрологов. Женой Тота была богиня истины и порядка
Маат.
Надо подчеркнуть, что культ Тота показывает, какое
большое значение придавали египтяне духовной культуре, знаниям, интеллекту. Не
в этом ли был залог великих достижений египетской культуры, проникнутой светлым
мировоззрением, несмотря на культ мертвых (или — благодаря ему?). Есть еще один
аспект представлений египтян о боге мудрости. Ведь он олицетворял два очень
разных вида знания: рациональное, которое можно сопоставить с наукой и
техникой, и мистическое, отчасти связанное с тем, что
мы называем интуицией, проявлением подсознания. В
первом случае речь идет о подлинном знании, а во втором — о стремлении
преодолеть незнание, в чем призвана помочь религия.
«Однако не сумма знаний определяет качество интеллекта,
— справедливо отмечал Р. Антее. — Истинным критерием разума человека, очевидно,
является вопрос, сознает ли он пределы своего знания. Он должен знать свое
место в том, что касается рассудка, и в том, что связано с религиозным
верованием. В общем, египетская история заставляет думать, что около 3000 (г.)
до н. э. в Египте «магический разум» и «рациональный разум», т. е. религиозный
и логический способы мышления, были более уравновешены, чем около 1000 г. до н.
э. или даже в современном мире. Древнейшие египтяне пользовались разумом в
самой высокой степени там, где это было нужно, и с должным уважением подходили
к тому, что превышало их разумение». Таков общий закон развития общественных
систем. В период расцвета интеллектуальной жизни сохраняется гармония между
рациональным знанием и мистикой, наукой и религией. Со временем рациональные
знания начинают преобладать, а религия превращается в формальность,
механическое исполнение ритуалов. А затем, в период кризиса и упадка, люди
начинают уповать на мистику, неведомые силы, на чудо. В Египте такая смена эпох
происходила несколько раз (в нашей стране — тоже).