В летописи его называют «скотием богом». Имя его тоже
указывает на это. Одновременно он был покровителем достатка, богатства, которое традиционно связывалось с количеством скота. Как
отметил Б. А. Рыбаков, вплоть до Средневековья на Руси слово «скот» означало и
домашних животных, и имущество; «скотолюбие было синонимом корыстолюбия,
«скотником» называли финансового чиновника, посредника между посадником и
старостой, а «скотницей» — казну.
Может показаться странным, что когда киевский князь
Владимир пожелал идеологически объединить своих подданных, он приказал
водрузить в столице идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши,
но по какой-то причине не включил в тот ряд Белеса. Чем можно объяснить такую
«забывчивость»? Неужели к этому времени (980 г.) он стал занимать
второстепенное место в славянском пантеоне?
В 907 году, по свидетельству летописца, в Византии
русские «кляшаси.оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом скотием богом».
То же повторилось в 971 году: «Да имеем клятву от бога, в него же веруем и от
Перуна и от Волоса скотия бога». Безусловно, за несколько лет общественное
сознание в ту эпоху не могло столь резко измениться, чтобы оказался забытым
бог, который до этого стоял рядом с самим Перуном. Представляется вполне
правдоподобным объяснение, предложенное Рыбаковым: «Единственный допустимый
вывод о различии между Перуном и Волосом по этим выпискам из договоров с
греками тот, что в составе русских посольств 907 и 971 гг. были как дружинники,
клявшиеся грозным Перуном, как и купцы, дававшие клятву своему богу богатства
Волосу Ни о каком противопоставлении двух богов нет и речи».
Так-то оно так, но почему-то упомянуты два бога, а не
один, тем более что князь Владимир не счел нужным воздать должное Велесу, хотя
и выделил менее значимых божеств. По-видимому, в те времена уже обозначился
существенный отрыв княжеского двора, дружинников (среди которых было много
наемников-варягов, чьи покровители и оказались, пожалуй, среди идолов,
установленных на вершине холма) от прочего люда, включая купцов. В народе
почитали главным образом Велеса; его идол стоял в нижней части Киева, и уже
этим своим положением в определенной степени противопоставлялся воинственному
Перуну и его «дружинным» богам.
Подобное географическое разделение двух богов отражало
еще одно их различие: Перун царствовал вверху, в небесах, тогда как Велес
оставался божеством сугубо земным и даже отчасти подземным: ведь ему в жертву
приносили животных при погребальном обряде. В мифологии балтийских племен Вело
превратился в бога царства мертвых. Литовское божество Велняс тоже может
называться «скотием» и даже изображалось с рогами и копытами. Но в отличие от
Велеса, Велняс представлен существом вредным, похищающим стада у Перкунаса,
который вынужден отбивать их у него. Тут все вроде бы перевернуто, поставлено с
ног на голову. Возникает вопрос: откуда могли появиться у воинственного
Перкунаса (Перуна) стада? По-видимому, они были захвачены в качестве добычи или
присвоены, когда этот бог стал главенствовать как князь. Вот и приходится
Велнясу (Велесу) угонять отобранные стада обратно, за что его и наказывает
верховный властитель.
Не исключено, что в придании Велесу черт
«отрицательного героя», противопоставленного сиятельному небесному Перуну,
сыграло свою роль христианство. В Евангелии Христу противостоит Велиар — демон
небытия и разрушения (литовцы называли Велняса еще и Велинасом). Однако у
восточных славян такое сопоставление не пользовалось популярностью, и Велес
оставался в народных верованиях покровителем скота, а значит, символом
благополучия, зажиточной жизни, достатка. Интересна и плодотворна гипотеза,
связывающая культ Велеса-Волоса с почитанием лесного мохнатого великана
медведя. Будем иметь в виду, что «медведь» — не подлинное имя зверя, а его
характеристика как «мёд ведающего»; называли его еще и «хозяином», а также,
по-видимому, «волосом» (волохатым, косматым), связывая с его мохнатой шкурой
представление о звериной силе и власти над животными. «Намечается следующая
эволюция образа Волоса, — пишет Б. А Рыбаков, — первоначально, в охотничьем
неолитическом обществе (когда культ медведя уже частично оттеснил
лосих-рожаниц), Волос мог быть хозяином леса, божеством охотничьей добычи,
выступавшим в медвежьем обличье. Возможно, что само имя его было лишь нарицательным
иносказанием, вызванным табу на подлинное имя... »
Действительно, обожествленного медведя первобытные
охотники не называли по имени, чтобы не потревожить его, а предпочитали
намекать на него, а потому Волос вполне для этого подходил (да и Велес намекает
на великого бога леса, если только такую догадку можно принимать всерьез).
«Поскольку скотоводство развилось из охоты, из отлова и выращивания дикого
молодняка, то при переходе к скотоводству хозяин леса и повелитель лесного
зверья мог быть переосмыслен в покровителя домашнего зверья, стал «скотьим
богом» в прямом смысле слова», — пишет Рыбаков. Высказано предположение, что и
волхвы, языческие ведуны, и колдуны, тоже изначально воспринимались как
«волохатые», волосатые, потому что совершали шаманские ритуалы, надевали
медвежью шкуру или маску, как бы оборачиваясь в Волоса. Популярность в народе
волхвов могла стать дополнительным стимулом к сохранению культа Волоса-Белеса.
С принятием и распространением христианства созвучие имен языческого бога и
святого Власия Севастийского привело к тому, что на местах капищ, где
поклонялись Велесу, стали возводиться церкви Св. Власия, которого в
соответствии с древней традицией теперь считали покровителем скотоводства.
День этого святого (24 февраля) называли «коровьим»
или «воловьим» праздником; скотину поили крещеной водой и кормили хлебом,
приговаривая: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых
бычков». В «Слове о полку Игореве» сказитель Боян назван внуком Велеса. Возможно,
почитался Велес-Волос на Руси как божество, хранящее предания далекой
древности, покровитель волхвов и ведунов, обладающих не только знаниями, но и
поэтическим даром.