Об этом боге времени и судьбы следует сказать особо.
Он стал предметом культа, религиозного течения зерванизма, которое даже
соперничало с маздеизмом. Не очень ясно, когда и как он возник. Предполагается,
что сравнительно поздно. Однако, по-видимому, еще раньше бытовал миф о Зерване,
который в пересказе М. Дрездена звучит так.
Некогда не существовало ничего: ни земли, ни неба, ни
каких-либо тварей на небе или на земле. Был только один Зерван. Ему было
одиноко, и в продолжении тысячи лет он совершал жертвоприношения, прося себе
сына, чье имя было бы Ормазд (Ахура Мазда) и который создал бы небо и землю и
все, что есть на них. Совершая так жертвоприношения тысячу лет, он начал
размышлять: «Есть ли польза от моих жертвоприношений, будет ли у меня сын, или
все мои старания напрасны?»
И пока он так размышлял, в материнском чреве
зародились и Ормазд, и Ахриман. (Из этого следует, что это первосуще-ство —
человекоподобный Зерван — был двуполым по природе своей.) Ормазд предугадал его
мысли, и как сама Правда сказал о них Ахриману. Тогда тот разорвал чрево и явил
свое отвратительное обличье отцу Зервану, сказав: «Я твой сын, Ормазд».
С отвращеньем отвернулся от него Зерван, видя в нем
исчадье тьмы, ощущав его смердение и чувствуя в нем творца зла. Он зарыдал. И
тогда появился на свет его сын Ормазд — светлый и благоуханный.
Ахриман приблизился к Зервану и напомнил о его зароке:
«Берегись, разве ты не поклялся первому пришедшему дать владычество над миром».
И Зерван ответил: «Сгинь, Нечистый; я сделаю тебя царем на девять тысяч лет, но
Ормазд будет править над тобой, а после отведенного времени будет царствовать
Ормазд и все исправит по своей воле». Так и свершилось. Этот миф, как всякий
другой, оперирует человекоподобными образами. По всей вероятности, жрецы
привнесли в него мысль о великом благе и действенной силе жертвоприношений.
Народная фантазия украсила его живописными деталями и острой сюжетной
коллизией. Однако у него есть глубокая философская основа. Он повествует о
Вечности, которая существовала изначально и содержала — в материальном
воплощении — изначальную двойственность, мужское и женское начало, без
разделения добра и зла, без всего разнообразия известного нам материального
мира.
В средневековом сочинении «Бундахише»
(«Первотворение»), в котором пересказаны, как считается, утраченные
космологические взгляды, содержавшиеся в соответствующем разделе Авесты, есть
гимн Вечности, где сказано: Зерван — могущественнее обоих творений — Добра и
Зла. Все, что происходит в этом мире, уже предопределено Зерваном, и судьба
каждого человека в его ведении.
Эти идеи стали основой манихейства, считающего равнозначными,
равновеликими силами Добро и Зло. Более того, убеждаясь на горьком жизненном
опыте в торжестве зла, нередко побеждающего добро, лжи, которая привлекает
многих больше, чем правда, некоторые зерванисты утверждали, что в мире правит
Ахриман, а Ормузду суждено вечно бороться с ним, так и не одерживая
окончательной победы. Интересней другое. Обратим внимание на выделение Вечности
и Временности, то есть существования череды событий, которая служит
материальным воплощением течения времени. Эту идею можно толковать как
существование изначальной неопределенности, отсутствие следов каких-либо
объектов и явлений. В таком случае о начале творения говорить не имеет смысла.
Можно судить только о том периоде, когда в мире уже оформились и стали
действовать две первичные силы.
Если обратиться к современным взглядам на структуру
Вселенной, то появление материальных носителей «положительной» и
«отрицательной» первоосновы мира сопоставимо с возникновением из космического
вакуума частиц и античастиц. Но для такого «саморождения» (в физике этот
процесс называется фоторождением) требуется «сгущение» энергии вакуума в
отдельных «узлах»...
Не станем вдаваться в детали (тем более что теория
фоторождения Вселенной еще не создана, заявлена лишь гипотеза). Самое
замечательное, что в дальнейшем должно было происходить формирование структур,
в которых центральное место занимают
частицы, тогда как античастицы остаются в скрытом
состоянии (типа волновых пакетов). То есть в нашем мире действительно
преобладает что-то одно: материя, включающая в себя антиматерию, или, наоборот,
в зависимости от того, что мы называем материей (положительной, говоря условно)
и антиматерией (отрицательной).
Повторяю, такова гипотеза, которая упомянута, еще и
потому, что она
предложена мной (ее пытался разрабатывать, между
прочим, А. Д. Сахаров, так и не сумевший преодолеть некоторые трудности на этом
пути, как оказалось, вполне преодолимые). Очень показательно, что истоки этой
идеи — в ее наиболее общем философском контексте — уходят в далекое прошлое. Ведь
мысли об изначальном «безвременьи», а точнее — Вечности (или Неведомом), были
высказаны, как мы знаем, и в космогоническом гимне Ригведы.
Что в мире преобладает — Добро или Зло, или же они
находятся в динамическом равновесии и постоянном единоборстве, каждому дано
решать по-своему. Однако нельзя не отметить, что учение о предопределенности
всех мировых событий, утверждаемое зерванизмом, находится в непримиримом
противоречии с представлениями Заратуштры о свободном выборе человека между
Добром и Злом, о свободе воли. Но в любом случае все наши деяния, весь
материальный мир, все быстротекущее время находятся в беспредельности Вечности
— Зерване.